В настоящее время наблюдается характерный рост объема назначения и производства различных судебных экспертиз, касающихся многочисленных сфер жизни общества. Связано это прежде всего с научными прогрессами, техническими разработками и самой эволюцией общественной жизни. В том числе увеличилось и число сложных, достаточно объемных и комплексных экспертиз.
Качественная и соответствующая организация и проведение судебных экспертиз существенно влияют на качество, полноту и результативность как судебного разбирательства, так и предварительного расследования.
К сожалению, практика довольно часто показывает, что в российском законодательстве, регламентирующем судебно-экспертную деятельность, существует ряд пробелов, в связи с чем при назначении и производстве судебных экспертиз возникает ряд проблем и упущений.
В настоящей статье осуществляется анализ данных пробелов и проблем, а также сформулированы предложения по их устранению.
Судебная экспертиза представляет собой самостоятельное процессуальное действие, которое направлено на формирование доказательства, требующего для его поиска наличия специальных знаний в той или иной области, науке, искусстве, технике. Экспертиза имеет установленный законом порядок её назначения и производства. Законом так же регламентирован процессуальный статус человека, который осуществляет производство экспертизы – судебного эксперта.
Назначение судебной экспертизы представляет собой ряд определенный действий:
- решение о необходимости в проведении экспертизы, которое должно быть обоснованным;
- определение совокупности материалов дела, которые составят объект исследования и их подготовка;
- формулирование вопросов, которые будут ставится перед экспертом и составлять задачу экспертизы;
- составление процессуального документа (постановления, определения) по назначению экспертизы;
- ознакомление с данным документом участников дела и информирование самого эксперта.
Существуют методические рекомендации по назначению судебной экспертизы по уголовным делам, однако, они не имеют в себе психологических и тактических составляющих.
Согласно ст. 159 УПК РФ определенным участникам уголовного процесса не может быть отказано в производстве судебной экспертизы, если она необходима для установления фактов, имеющих существенное значение для дела. Однако, в практике, все складывается совсем иначе, поскольку существует множество отказов подозреваемому, обвиняемому или самому потерпевшему в проведении экспертиз.
Выходом в данной ситуации видится следующее. Защитник обвиняемого может обратится к специалисту за разъяснениями существующих вопросов и дачи им письменного заключения в соответствии с его компетенцией. В результате письменное заключение специалиста может иметь доказательственное значение согласно ст. 74 УПК РФ.
Так же в практике зачастую возникают проблемы в процессе ознакомления участников уголовного процесса с постановлением или определением о назначении экспертизы. Сущность данной проблемы заключается в том, что следователи и дознаватели зачастую осуществляют ознакомленные с данным документом одновременно с результатами экспертизы – экспертным заключением. Во-первых, такие действия недопустимы и могут повлечь за собой признание результатов экспертизы недопустимым доказательством. А во-вторых, такая ситуация лишает возможности данных участников реализовать свои права, в том числе с постановкой вопросов, имеющих, по их мнению, важное значение.
Согласно постановлению Конституционного суда РФ, ознакомление с постановлением о назначении судебной экспертизы должно осуществляться строго до её производства. Но существует и противоположное мнение, изложенное в Постановлении Пленума Верховного Суда от 21 декабря 2015 г. № 28: ««В случаях, если лицо признано подозреваемым, обвиняемым или потерпевшим позже назначения судебной экспертизы, оно может быть ознакомлено с постановлением о назначении экспертизы одновременно с признанием его таковым, о чем составляется протокол».
На основании таких противоречий, должностные лица намеренно не представляет защитнику информацию, которая может иметь определенное значение, намеренно не ознакамливают с процессуальным документом о назначении экспертизы. Выходом из данной ситуации является получение согласно положениям ст. 35 УПК РФ информации об итогах следственных действий, в том числе и об экспертных заключениях и материалах, которые направляются в суд. Таким образом у защитника появится полный объем информации о возможных видах и возможностях назначаемых экспертиз, о которых он может ходатайствовать в процессе.
Так же существенной проблемой при назначении судебных экспертиз является зачастую безосновательный отказ в ходатайстве защитника о назначении судебной экспертизы. В практике существует множество примеров, в которых была одна квалификация в деле, шел длительный процесс и защитнику периодически отказывали в назначении определенной экспертизы, но в конечном итоге данное ходатайство было удовлетворено и по результатам проведенной экспертизы произошла переквалификация в меньшую сторону.
Решение данной проблемы видится в дополнении ст. 196 УПК РФ, регламентирующей обязательное назначении экспертизы, а именно дополнение пунктом об обязательном назначении судебной экспертизы, если о ней было заявлено ходатайство подозреваемого, обвиняемого или их защитников, а также потерпевшего и их представителей.
В настоящее время так же довольно часто производство экспертизы поручается негосударственным экспертным учреждениям, поскольку именно они обладают тем техническим оснащением, которое отсутствует в государственных учреждениях. Однако, в последующем участники дела, суд и следователь довольно скептически относятся к таким экспертным заключениям по причине непрофессионализма экспертов данных учреждений и качества заключений этих экспертов, которая тесно связана с упущениями в законодательстве, регламентирующего деятельность таких учреждений. Следовательно, считается необходимым внести коррективы и дополнить пробелы в законодательстве, регулирующем деятельность негосударственных экспертных учреждений, чтобы в последующем результаты их экспертиз стояли на одном уровне с экспертизами из государственных экспертных учреждений.
Следует так же отметить, что различные экспертные учреждения при производстве аналогичных исследований применяют совершенно различные методы и способы исследования, что ставит в свою очередь под сомнение результаты таких исследований. Для решения данной проблемы необходима систематизация и унификация методик по определенным категориям экспертных исследований. Иными словами, необходим единый государственный стандарт методов экспертных исследований.
На основании изложенного, предполагается, что системное решение определенных в данной статье проблем повысит результативность экспертной деятельности, осуществляемой в уголовном судопроизводстве в соответствии с его актуальными задачами.
Список литературы
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации: офиц. текст: по состоянию на 17 июня 2021 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2021. – № 18. – Ст. 2569. – ISSN 1560-0580.
- Определение Конституционного Суда РФ от 24.09.2012 г. № 1620-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Стальмакова М.Н. на нарушение его конституционных прав частью третьей статьи 195 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс».
- Аминев, Ф.Г. Назначение судебных экспертиз на предварительном расследовании: учеб.-метод. пособие / Ф.Г. Аминев. – Уфа: УЮИ МВД РФ, 2017. – 205 с. – ISSN 0132-0769.
- Шляхов, А.Р. Судебная экспертиза: организация и проведение. / А.Р. Шляхов. – М.: Юрид. лит., 2009. – 167 с. – ISSN 0132-0769.