ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ СПО В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

414

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 51 (201), Декабрь ‘24

Поделиться

В статье рассматривается актуальная проблема формирования гражданской идентичности у студентов среднего профессионального образования (СПО) с использованием игровых технологий. Анализируется теоретическая база понятия гражданской идентичности и возможности игровой деятельности в ее формировании.

В современных условиях формирование гражданской идентичности у студентов среднего профессионального образования определяется спецификой социокультурной, экономической и образовательной обстановки в стране. Многообразие религиозных, этнических, социальных и культурных групп в российском обществе представляет собой сложную задачу для системы образования, которая способствует объединению различных слоев гражданского общества и смягчению социальных конфликтов между представителями разных вероисповеданий и национальных культур.

Данная проблема обсуждается и на федеральном уровне. Как отметил президент РФ В. В. Путин, одним из серьёзных вызовов российской идентичности связан с событиями, которые происходят в мире. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная. Формирование гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастности к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями – необходимое условие сохранения единства страны [5].

Также он упомянул, что гражданская идентичность определяется не столько фактом гражданской принадлежности (местом рождения и проживанием), сколько отношением и чувствами, которые молодое поколение имеет к этой принадлежности.

Гражданская идентичность – это основа групповой идентичности, ключ к стабильности государства. Распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, целью которой является определение приоритетов в области воспитания [6].

На основании данного распоряжения Стратегия должна развивать механизмы, прописанные в законе «Об образовании в РФ», которые опираются на систему духовно-нравственных ценностей (человеколюбие, справедливость, честь, совесть и т.д.). В этом документе рассматривают следующие направления развития воспитания: гражданское, патриотическое, духовное и нравственное воспитание и т.д. Результаты, ожидаемые от данного документа, заключаются в укреплении общественного согласия, солидарности в вопросах воспитания детей.

В рамках ФГОС СПО уделяется внимание развитию не только профессиональных навыков, но и общекультурных компетенций, гражданских ценностей, умений эффективного общения и саморазвития. Целью ФГОС СПО является формирование у студентов целостной личности, готовой к профессиональной деятельности и активной жизнедеятельности в современном обществе.

Необходимо увеличить участие современной молодежи в культуре своего народа и способствовать развитию национального сознания. Также важным фактором для формирования гражданской идентичности молодого поколения является развитие у них чувства принадлежности к обществу (язык, социокультурные ценности, нормы поведения) и осознание своей значимости для данного общества.

Кроме того, в контексте быстро меняющейся информационной среды и развития технологий, видеоигры и другие форматы игровой деятельности становятся все более популярными среди молодежи. Поэтому изучение влияния игр на формирование гражданской идентичности студентов СПО представляется особенно важным и актуальным для современной образовательной практики.

Понятие «гражданская идентичность» понимается у разных авторов по-разному, например, по мнению Д. В. Григорьева [2], гражданская идентичность – это осознание человеком своей принадлежности к сообществу, а также включенность человека в культурную, общественную жизнь страны.

Исследование проблемы гражданского воспитания личности и гражданской культуры становится особенно важным в контексте формирования открытого демократического общества в России, реформирования образовательной системы и приспособления к вызовам современности, а также изменениям в социально-экономической и политической обстановке в стране [3].

Формирование гражданской идентичности студентов СПО происходит на протяжении всего учебного процесса и включает в себя несколько важных аспектов. Первоначально это воспитание гражданской и социальной активности студентов, включение их в жизнь общества через участие в различных активностях, мероприятиях и проектах, способствующих развитию гражданских качеств личности.

Одним из ключевых моментов формирования гражданской идентичности является осмысление студентами своей роли в обществе, понимание значимости их участия в жизни социума. Преподаватели и руководители учебных заведений играют важную роль в формировании гражданской идентичности студентов, поскольку именно они могут направлять студентов на пути самосознания, развития социальной активности, ответственности и уважения к другим участникам общества.

Основными методами формирования гражданской идентичности являются:

  1. Проведение обучающих, информационных и просветительских мероприятий, посвященных гражданской активности, правам и обязанностям гражданина, истории своей страны, традициям и ценностям общества.
  2. Организация социокультурной деятельности, включающей в себя участие студентов в волонтерских проектах, благотворительных акциях, общественных и культурных мероприятиях.
  3. Проведение дискуссий, круглых столов, дебатов по актуальным социальным проблемам, которые позволят студентам выработать свою позицию и видение различных аспектов жизни общества.
  4. Оказание педагогической поддержки для студентов в вопросах самоопределения, развития социальных навыков, умения аргументированно выражать свое мнение и быть активным участником общественной жизни.

Очень важно, чтобы учебные заведения создавали условия для развития гражданской идентичности студентов, включая в учебные программы дисциплины, направленные на формирование гражданских качеств и компетенций, организацию общественных дебатов, форумов, конференций [1].

Кроме того, студентам необходимо предоставлять возможность для самореализации, раскрытия своих творческих способностей, развития профессиональных навыков и умений, что также способствует формированию гражданской идентичности.

Ролевые игры являются эффективным и интересным инструментом для формирования гражданской идентичности студентов среднего профессионального образования. Ролевые игры предоставляют уникальные возможности для погружения обучающихся в различные социальные роли, ситуации и контексты, где они могут осознать себя как членов общества, оценить свои действия и решения, развить критическое мышление, аналитические способности.

Ролевая игра – это специальный вид деятельности, при котором участники представляют себя в различных образах и взаимодействуют друг с другом в соответствии с заданными ролями и сценарием.

Целью ролевых игр является моделирование реальных или вымышленных ситуаций, развитие коммуникативных навыков, умения принимать решения, а также эмоциональная и когнитивная активность участников. Важным аспектом ролевых игр является возможность погружения в различные роли, переживания ситуаций через призму другого «Я» и развитие личностных качеств, таких как эмпатия, аналитическое мышление и умение работать в команде.

В современном образовании ролевые игры становятся все более популярным методом, который позволяет студентам не только учиться, но и живо переживать различные ситуации, испытывать эмоции, работать в команде и принимать ответственные решения. В контексте формирования гражданской идентичности это играет ключевую роль, поскольку позволяет молодым людям более глубоко понять свое место в обществе, свои права и обязанности, ценности и нормы, способствуя развитию гражданской активности и ответственности [4].

Рассмотрим основные возможности и преимущества использования ролевых игр в процессе формирования гражданской идентичности студентов среднего профессионального образования:

  1. Симуляция реальных ситуаций. Ролевые игры позволяют студентам перенестись в реалистичные сценарии, где они могут сыграть роль активных участников общества. Подобные симуляции помогают лучше понять сложность межличностных отношений, разнообразие точек зрения, принимать взвешенные решения и действовать уместно в различных ситуациях.
  2. Развитие коммуникативных навыков. В процессе ролевой игры студенты учатся эффективному общению, слушанию позиций других участников, убеждению, разрешению конфликтов. Это способствует улучшению коммуникативных навыков, а также способности работать в команде и достигать общих целей.
  3. Развитие эмпатии и толерантности. Через воплощение различных ролей в ролевых играх студенты могут лучше понять точки зрения других людей, развить эмпатию, уважение к разнообразию мнений и культур. Это способствует формированию толерантного отношения к различиям и увеличению социальной гармонии.
  4. Эмоциональная вовлеченность и личностный рост. В ролевых играх студенты могут наглядно почувствовать разнообразные эмоции, пережить успехи и неудачи, а также развить чувство справедливости и ответственности перед обществом. Это помогает студентам лучше понять себя и окружающих, проявлять гражданскую активность и этичность.
  5. Усвоение знаний через опыт. Ролевые игры позволяют студентам применять теоретические знания на практике, экспериментировать, решать реальные проблемы и делать выводы из своего опыта. Этот практический подход к обучению способствует более глубокому усвоению материала и формированию навыков гражданской активности.
  6. Сознание общественной роли. Участие в ролевых играх позволяет студентам осознать значение своей роли в обществе, понять влияние своих действий на окружающих, идентифицировать себя как активного участника общественной жизни.
  7. Принятие ответственности. В ролевых играх студенты сталкиваются с принятием решений и ответственными действиями в рамках данных им ролей. Это помогает им осознать свои обязанности как граждан и развить чувство личной ответственности за свои поступки в обществе.
  8. Развитие критического мышления. Участие в ролевых играх способствует развитию аналитического и критического мышления, способности оценивать ситуации, принимать информированные решения и аргументировать свою точку зрения. Эти навыки важны для активного участия в социокультурной и политической жизни общества [7].

Использование ролевых игр в процессе образования способствует разностороннему развитию студентов, их осознанному взаимодействию с окружающим миром, а также формированию гражданской идентичности. Студенты, участвуя в таких активностях, могут более ярко проявить свои способности, развить качества лидера, находчивость и ответственность, что подготовит их к успешной интеграции в общество и профессиональную деятельность.

Для использования ролевых игр в учебных целях следует придерживаться определенных правил (шагов), а именно:

  • определить конкретные учебные цели, которые вы хотите достичь с помощью ролевых игр;
  • выбрать ролевые игры, которые наилучшим образом соответствуют вашим учебным целям и теме обучения;
  • обеспечить комфортное пространство для проведения ролевых игр, где студенты могут чувствовать себя свободно и безопасно;
  • предоставить студентам возможность высказывать свои мысли и чувства в процессе игры без страха осуждения;
  • подробно объяснить правила ролевой игры, роли участников и ожидания от каждого участника;
  • убедиться, что все студенты понимают, что от них ожидается в рамках ролевой игры;
  • после завершения ролевой игры предложить время для обсуждения и дебрифинга. Это позволит студентам поделиться своими впечатлениями и осознаниями;
  • задать вопросы, направленные на анализ происходивших событий и выявление уроков, извлеченных из опыта;
  • разработать методы оценки эффективности ролевых игр в контексте достижения учебных целей;
  • собрать обратную связь от студентов о том, как они восприняли ролевую игру и какие уроки они извлекли из нее;
  • использовать технологии, такие как видео, аудио или онлайн-платформы, чтобы улучшить или расширить возможности проведения ролевых игр;
  • использовать доступные образовательные ресурсы для создания атмосферы и контекста для ролевых игр.

Эти методические рекомендации помогут эффективно использовать ролевые игры в образовательном процессе и достичь поставленных учебных целей.

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Как будем жить дальше? Социальные эффекты образовательной политики / А.Г. Асмолов // Лидеры образования. – 2017 – №6. – С. 100-106
  2. Григорьев, Д.В. Формирование гражданской идентичности современного школьника. - Текст: электронный // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования» [официальный сайт]. - URL: http://proektpatriot2.jimdo.com (дата обращений 10.04.2024)
  3. Коротец, И.Д. Риторика: экспресс-справочник для студентов вузов. / И. Д. Коротец. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2019 – 240 с.
  4. Куницина, Л.П. Исследовательская деятельность студентов педагогического колледжа как средство профессионального становления / Л.П. Куницина. – Курск, 2016. – 200 с.
  5. Путин, В.В. Вопрос обретения и укрепления национальной идентичности. - Текст: электронный [официальный сайт]. - URL: htlp://fgos.isiorao.ru//news/index.phpo.ELEMENTID=2379 (Дата обращения: 10.04.2024)
  6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р // «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». – М., 2015
  7. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. – 2-е изд., испр. – М.: Академия. 2018. – 288 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее