В рамках реализации муниципальной реформы на всей территории страны была выстроена система управления на местном уровне. Однако сформировать самодостаточный и самостоятельный нижний уровень власти не удалось. Одной из причин является неэффективность системы муниципально-территориального устройства: границы муниципалитетов были сформированы без учета наличия соответствующей ресурсной базы и обеспечения их финансово-экономической самостоятельности.
Обеспечение финансовой автономии муниципальных образований является одной из основных целей в рамках развития системы местного самоуправления в Российской Федерации. Эта автономия находится в прямой зависимости от уровня доходов местных бюджетов, а также от федерального и регионального законодательства.
Несмотря на широкие полномочия, которые предоставляет Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органам местного самоуправления, их реализация затруднена из-за отсутствия финансовых ресурсов. У муниципалитетов возникает зависимость от субсидий и дотаций, которые выделяются из федерального и регионального бюджетов.
По оценкам Министерства финансов Российской Федерации, к концу 2024 года доля межбюджетных трансфертов в общем объёме доходов местных бюджетов увеличится до 79,2%. В структуре безвозмездных поступлений основную долю занимают субсидии, которые по прогнозам увеличатся на 5,1 процентного пункта. Важно сократить зависимость муниципальных бюджетов от межбюджетных трансфертов, для чего необходима более активная работа по увеличению собственных доходов и снижению расходов на муниципальном уровне.
Основная часть затрат муниципалитетов обеспечивается за счёт средств, поступающих из бюджетов соответствующих территорий. В то же время, согласно Налоговому кодексу РФ, в бюджет муниципального образования поступают только определенные налоги, которых не хватает для покрытия всех расходов [2]. Причины, обусловливающие невысокую доходность муниципальных бюджетов, многообразны и включают в себя такие аспекты, как ограниченный налоговый потенциал, нерациональное использование муниципальных земель, а также пренебрежение возможностями привлечения инвестиций и внедрения инновационных решений.
Отсутствие стимулов со стороны центра не способствует финансовой устойчивости и оптимизации работы местных органов власти. В условиях зависимости от централизованных ресурсов и финансирования, местные власти обычно не стремятся самостоятельно находить решения и внедрять инновации, что приводит к нецелесообразному расходованию ресурсов и недооценке специфики местности. Это, в конечном итоге, отражается на качестве предоставляемых услуг.
В некоторых ситуациях органы местного самоуправления не имеют возможности действовать автономно и зависят от финансовой поддержки со стороны центральных властей. Например, когда в регионе происходит стихийное бедствие, местные власти могут оказаться неспособными справиться с последствиями без помощи центрального правительства. Кроме того, значительная часть бюджета муниципалитета может использоваться для выплаты пенсионных и социальных пособий, и без трансфертов из федерального бюджета местные власти не смогут выполнять свои обязательства.
Местные органы власти имеют ограничения в своих налоговых полномочиях. Они не могут самостоятельно устанавливать налоговые ставки или вводить новые налоги без согласия центрального правительства. Налоговый кодекс четко обозначает налоговые полномочия для федерального уровня, и местные органы не могут выходить за эти рамки.
Демографические факторы также значительно влияют на формирование региональных бюджетов. В частности, в районах с высокой рождаемостью возникает необходимость в дополнительных инвестициях в образование и здравоохранение. С другой стороны, старение населения ведет к увеличению расходов на пенсионное обеспечение и медицинские услуги. Местным властям необходимо получить больше свободы в распределении бюджетных средств, чтобы лучше адаптировать политику к специфическим потребностям своего региона и эффективно бороться с бедностью и неравенством.
Важным инструментом для обеспечения эффективного управления ресурсами, оптимизации расходов и повышения финансовой устойчивости организации является финансовое планирование. Финансовая автономия местных органов власти заключается в их способности самостоятельно управлять своими финансовыми ресурсами, принимать решения о расходовании и инвестировании собственных средств, не завися от центрального правительства. Финансовое планирование помогает местным органам власти оптимизировать бюджетные процессы, выстраивать эффективную систему управления финансами, обеспечивая таким образом их финансовую автономию.
Принцип баланса бюджета, утверждённый в Бюджетном кодексе Российской Федерации, предполагает соответствие расходов доходам и источникам финансирования. Рассмотрение проблем, связанных с уменьшением доходов бюджетов муниципалитетов, вызванных пандемией и санкциями, стало актуальным в последние годы. Настоящая ситуация показывает, что бюджетная система на местном уровне находится в неэффективном состоянии из-за отсутствия стимулов для органов местного самоуправления в поиске новых источников доходов. Местные руководители и чиновники не проявляют интереса к развитию экономики муниципалитетов и не могут оценить свою работу объективно [3].
Разработка плана финансового оздоровления, которая основывается на рациональном принятии решений, помогает городам преодолеть налогово-бюджетный кризис. Планирование повышает бюджетную платёжеспособность, но его эффективность различается в зависимости от города.
Органы местного самоуправления вынуждены искать дополнительные источники финансирования для укрепления своей финансовой базы и обеспечения независимости в принятии решений. Автономия местных финансов зависит от того, насколько эффективно органы местного самоуправления осуществляют организационно-финансовую деятельность.
Для улучшения ситуации нужно пересмотреть финансовую поддержку регионов и муниципалитетов и найти новые источники доходов в бюджет. Развитие доходной базы местных бюджетов станет важным аспектом улучшения управления муниципальными финансами. В данном контексте следует обратить внимание на системный подход, который позволит увеличить финансовые возможности муниципалитетов [4].
Список литературы
- Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс].— Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
- Воробьев Д.В. Проблемы формирования муниципальных бюджетов// Проблемы экономики и юридической практики. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-munitsipalnyh-byudzhetov
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 28.12.2022). [Электронный ресурс].—Режим доступа: Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
- Куцури Г. Н., Тиникашвили Т.Ш. Сбалансированность бюджета муниципального образования и факторы ее обеспечения // Вестник экономической безопасности. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sbalansirovannost-byudzheta-munitsipalnogo-obrazovaniya-i-faktory-ee-obespecheniya