Важным условием формирования навыка познавательной деятельности на уроках математики является высокий уровень обучения. Особенно нелегко на уроках математики приходится младшим школьникам с трудностями обучения.
Одним из важнейших условий эффективности учебно-воспитательного процесса является предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники с трудностями обучения.
Среди учащихся общеобразовательной школы есть значительное число детей, имеющих недостаточную математическую подготовку.
На трудностях в обучении математике не могут не сказываться и такие особенности учащихся, как несформированная познавательная деятельность, колебания внимания и работоспособности, недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), некоторое недоразвитие речи. Сниженная активность восприятия выражается в том, что дети не всегда узнают знакомые геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, перевёрнутом положении. По этой же причине некоторые учащиеся не могут найти в тексте задачи числовые данные, если они записаны словами, выделить вопрос задачи, если он стоит не в конце, а в середине или в начале. Несовершенство зрительного восприятия и моторики младших школьников вызывает повышенные трудности при обучении их написанию цифр: дети гораздо дольше овладевают этим умением, часто смешивают цифры, пишут их зеркально, слабо ориентируются в клеточках тетради.
При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.
Дифференциация в обучении и образовании – учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей, обуславливающих специфику процесса обучения.
Преимущества такой работы заключаются в следующем:
1) Темп работы учащихся в одной группе примерно одинаков, поэтому объем выполняемой работы и степень сложности отбираемого на урок материала зависит от уровня группы учащихся.
2) Работа с разноуровневыми группами помогает более эффективно оценить качество знаний обучающихся начальной школы.
3) Познавательная активность обучающихся возрастает.
4) Более тщательный отбор методов и приемов дифференцированного подхода при обучении.
5) Дифференцированный подход устраняет перезагрузку учащихся.
В формировании навыка познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке.
Основными методами формирования познавательной деятельности являются следующие методы: развитие готовности восприятия учебного материала; систематическое использование различных дидактических средств; применение игрового метода на уроках; стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска; широкое применение технологии проблемного обучения; дифференцированный подход к обучению; использование всех форм учебной работы учащихся.
Целесообразно сочетать традиционные методы и информационные технологии обучения. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:
− повысить качество усвоения материала;
− эффективно решать проблему наглядности обучения;
− усилить образовательные эффекты;
− осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (проекты, разработка презентаций, даже несколько слайдов к конкретному уроку), развивая тем самым у школьников творческую активность.
Ведущие педагоги и психологи отмечают, что однообразная деятельность тормозит познавательную активность. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Поэтому важно использовать разные виды деятельности на уроке.
Все эти общие направления коррекционной работы указывают, на что необходимо обратить внимание при построении коррекционной работы обучающихся с трудностями в обучении.
В процессе учения школьников с трудностями в обучении важно не только активизировать познавательную деятельность, но и удержать, закрепить ее на всех этапах учебного познания. В результате чего познавательный интерес может перерасти в любознательность, а на высшей ступени развития – в привычку к систематическому умственному труду. Однако эта система может быть сформирована только систематической работой школы и семьи.
Можно сделать вывод, что процесс формирования навыка познавательной деятельности младших школьников с трудностями в обучении будет эффективным, при реализации следующих педагогических условий:
- использование технологии дифференцированного обучения;
- оказание стимулирующей, направляющей помощи;
- использование памяток при решении примеров, текстовых задач, дидактических игр;
- смена видов деятельности на уроке;
- включение в процесс обучения системы заданий включающих примеры, текстовые задачи и нахождение разных способов их решения.
Список литературы
- Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе / М. М. Безруких, Т. Е. Хохлова – М.: Эксмо, 2014. – 464с.
- Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов. / … – Минск: Зорны верасень, 2015. – 112с.
- Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. \\ Начальная школа. 2004, №2. – 38-43с.
- Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. - М.: «Академия», 2004.- С.73
- Тупоногов Б. К. Основы коррекционной педагогики : Учеб. пособие. - М. : Логос, 2004. - 375 с. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих).