ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТРУДНОСТЯМИ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

5

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 31 (33), октябрь ‘21

Дата публикации 27.09.2021

Поделиться

Среди учащихся младшей школы есть значительное число детей, имеющих трудности в обучении. На таких трудностях в обучении не могут не сказываться и такие особенности учащихся, как несформированная познавательная деятельность. Возможность для решения этой проблемы предоставляют уроки математики.

Важным условием формирования навыка познавательной деятельности на уроках математики является высокий уровень обучения. Особенно нелегко на уроках математики приходится младшим школьникам с трудностями обучения.

Одним из важнейших условий эффективности учебно-воспитательного процесса является предупреждение и преодоление тех трудностей, которые испытывают младшие школьники с трудностями обучения.

Среди учащихся общеобразовательной школы есть значительное число детей, имеющих недостаточную математическую подготовку.

На трудностях в обучении математике не могут не сказываться и такие особенности учащихся, как несформированная познавательная деятельность, колебания внимания и работоспособности, недостаточное развитие основных мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование), некоторое недоразвитие речи. Сниженная активность восприятия выражается в том, что дети не всегда узнают знакомые геометрические фигуры, если они предъявлены в непривычном ракурсе, перевёрнутом положении. По этой же причине некоторые учащиеся не могут найти в тексте задачи числовые данные, если они записаны словами, выделить вопрос задачи, если он стоит не в конце, а в середине или в начале. Несовершенство зрительного восприятия и моторики младших школьников вызывает повышенные трудности при обучении их написанию цифр: дети гораздо дольше овладевают этим умением, часто смешивают цифры, пишут их зеркально, слабо ориентируются в клеточках тетради.

При возникновении некоторых задач ребенок пытается решить их, реально примеряясь и пробуя, но он же может решать задачи в уме. Он представляет себе реальную ситуацию и как бы действует в ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным. Образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

Дифференциация в обучении и образовании – учет индивидуальных особенностей в форме, предполагающей группировку учащихся на основании выделения определенных особенностей, обуславливающих специфику процесса обучения.

Преимущества такой работы заключаются в следующем:

1) Темп работы учащихся в одной группе примерно одинаков, поэтому объем выполняемой работы и степень сложности отбираемого на урок материала зависит от уровня группы учащихся.

2) Работа с разноуровневыми группами помогает более эффективно оценить качество знаний обучающихся начальной школы.

3) Познавательная активность обучающихся возрастает.

4) Более тщательный отбор методов и приемов дифференцированного подхода при обучении.

5) Дифференцированный подход устраняет перезагрузку учащихся.

В формировании навыка познавательной деятельности учащихся большую роль играет умение учителя побуждать своих учеников к осмыслению логики и последовательности в изложении учебного материала, к выделению в нем главных и наиболее существенных положений. Уже в младших классах полезно приучать ребят самостоятельно выделять самое существенное в объяснении учителя и формулировать важнейшие вопросы, которые объяснены на уроке.

Основными методами формирования познавательной деятельности являются следующие методы: развитие готовности восприятия учебного материала; систематическое использование различных дидактических средств; применение игрового метода на уроках; стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска; широкое применение технологии проблемного обучения; дифференцированный подход к обучению; использование всех форм учебной работы учащихся.

Целесообразно сочетать традиционные методы и информационные технологии обучения. Процесс организации обучения школьников с использованием ИКТ позволяет:

− повысить качество усвоения материала;

− эффективно решать проблему наглядности обучения;

− усилить образовательные эффекты;

− осуществлять самостоятельную учебно-исследовательскую деятельность (проекты, разработка презентаций, даже несколько слайдов к конкретному уроку), развивая тем самым у школьников творческую активность.

Ведущие педагоги и психологи отмечают, что однообразная деятельность тормозит познавательную активность. Выполнение однотипных упражнений, конечно, способствует усвоению знаний, умений, навыков, но имеет и отрицательный эффект. Поэтому важно использовать разные виды деятельности на уроке.

Все эти общие направления коррекционной работы указывают, на что необходимо обратить внимание при построении коррекционной работы обучающихся с трудностями в обучении.

В процессе учения школьников с трудностями в обучении важно не только активизировать познавательную деятельность, но и удержать, закрепить ее на всех этапах учебного познания. В результате чего познавательный интерес может перерасти в любознательность, а на высшей ступени развития – в привычку к систематическому умственному труду. Однако эта система может быть сформирована только систематической работой школы и семьи.

Можно сделать вывод, что процесс формирования навыка познавательной деятельности младших школьников с трудностями в обучении будет эффективным, при реализации следующих педагогических условий:

- использование технологии дифференцированного обучения;

- оказание стимулирующей, направляющей помощи;

- использование памяток при решении примеров, текстовых задач, дидактических игр;

- смена видов деятельности на уроке;

- включение в процесс обучения системы заданий включающих примеры, текстовые задачи и нахождение разных способов их решения.

Список литературы

  1. Безруких М. М. Трудности обучения в начальной школе / М. М. Безруких, Т. Е. Хохлова – М.: Эксмо, 2014. – 464с.
  2. Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении: метод. пособие для учителей-дефектологов. / … – Минск: Зорны верасень, 2015. – 112с.
  3. Деменева Н.Н. Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе. \\ Начальная школа. 2004, №2. – 38-43с.
  4. Истомина Н.Б. Методика обучения математике в начальной школе: Учеб.пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. завед. - М.: «Академия», 2004.- С.73
  5. Тупоногов Б. К. Основы коррекционной педагогики : Учеб. пособие. - М. : Логос, 2004. - 375 с. - (Круг чтения. Издание для слабовидящих).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее