I. Обзор развития онлайн-новостей в эпоху новых медиа
Сегодня освещение новостей тесно интегрировано с Интернетом, цифровые продукты и цифровые технологии доставляют информацию и взаимодействуют с аудиторией в режиме реального времени, в любое время и в любом месте. Аудитория традиционных газет, радио и телевидения постепенно переместилась в Интернет, и привычка людей смотреть новости изменилась. Освещение новостей в онлайн-СМИ использует преимущества цифровых технологий, такие как простота распространения и разнообразие визуальных впечатлений, быстрая скорость распространения, удобный просмотр и сильная интерактивность, что значительно отличается и улучшается по сравнению с тремя традиционными новостными СМИ, а именно газетами, радио и телевидением, которые сообщают новости с медленной скоростью распространения, пассивным просмотром и слабым чувством участия.
При поддержке цифровых технологий новостной контент может быть преобразован в онлайн-формы текста, изображений и видео с помощью новых медиаплатформ и своевременно доставлен аудитории. В настоящее время создание официальных сайтов СМИ, разработка мобильных продуктов СМИ или открытие официальных аккаунтов на онлайн-платформах СМИ стало одним из важнейших способов распространения новостей для медиаорганизаций по всему миру.
Например, Жэньминь жибао – это китайский национальный ключевой сайт онлайн-СМИ, основанный Жэньминь жибао в 1997 году и специализирующийся на новостях. Чтобы облегчить пользователям мобильных телефонов получение новостей, Жэньминь жибао запустила мобильный клиентский продукт «Жэньминь жибао+», который расширяет круг постоянных зрителей и повышает рейтинги новостей. На основных китайских платформах социальных сетей, таких как Sina Weibo и WeChat, Жэньминь жибао также открыла официальный медиа-аккаунт, чтобы в любое время обновлять информацию о горячих новостях. Таким образом, интернет-технологии изменили способ получения людьми новостей, обогатили каналы обмена новостями и облегчили общение между людьми и обществом.
II. Основные особенности коротких видеоновостей в эпоху новых медиа
С глобальным охватом Интернета традиционные телевизионные СМИ оказались под влиянием современных сетевых медиа. Просмотр телевизионных новостей перестал быть для людей самым важным способом получения новостных сообщений, а использование мобильных телефонов, компьютеров и других цифровых устройств для получения новостной информации стало обычной повседневной привычкой.
Например, CCTV.com – это центральный ключевой новостной сайт, размещенный Центральным радио и телевидением Китая (CCTV) и содержащий видеоматериалы. Сайт новостного канала CCTV.com ориентирован на глобальный рынок и предоставляет новостные сообщения 24 часа в сутки. Помимо сайта, зрители с мобильными телефонами и другими цифровыми устройствами могут скачать CCTV News, CCTV Mobile TV – CCTV Live и другие официально выпущенные программы для просмотра CCTV News. Таким образом, развивающиеся онлайн-медиа дают более широкий простор для развития новостей на основе видео.
1. Производство видеоновостей
Чтобы облегчить людям своевременное получение новостной информации, видеоновости в аудиовизуальной форме, посредством записи и съемки изображений и звука, доносят содержание новостей до аудитории. "В целом, производство коротких видеоновостей должно следовать трем принципам: краткость и лаконичность, реальная сцена и законченные элементы" [1].
18 августа 2021 года газета Жэньминь жибао Online выпустила 5-минутный видеосюжет "Британский мальчик в Луанпине: разговор о хорошем годе в аромате рисовых цветов и ловля краба". В этой легкомысленной видеоновелле иностранный ведущий рассказывает о сезоне сбора урожая в деревне Юйин уезда Луанпин провинции Хэбэй на английском языке и берет интервью у жителей деревни на полях на китайском. Видео, снабженное субтитрами на английском и китайском языках, рассказывает об урожайном годе в китайской деревне с точки зрения иностранца, вызывая не только любопытство китайских зрителей, но и представляя естественную и яркую картину богатой и красочной жизни китайской сельской местности для мировой аудитории. Ведущие работали с деревенскими жителями по отдельности, например, собирали бамия и ловили крабов. Из интервью мы узнали, что жители деревни Юйинь смогли вовремя продавать овощи и другие продукты растениеводства далеко за пределами страны с помощью прямой интернет-трансляции и службы экспресс-доставки, что значительно увеличило доходы сельчан, а вместе они смогли избавиться от бедности и разбогатеть. Камера запечатлела простые и счастливые улыбки жителей деревни, естественный и красивый вид сельской местности, картина переполнена прекрасными стремлениями и уверенностью трудолюбивых людей в будущей жизни, полной радости и надежды.
В одном из микродокументальных фильмов "На пути к процветанию", выпущенном отделом по борьбе с бедностью на сайте China Daily, двое иностранных ведущих из China Daily отправились в провинцию Ганьсу, чтобы увидеть красочную трудовую жизнь местных жителей, которые вырвались из бедности и стали богатыми. Например, мастер по резьбе по кирпичу выражает свою веру в трудолюбие и богатство через свои изысканные навыки резьбы по кирпичу и готов поделиться своими навыками с большим количеством людей, которые хотят учиться у него через онлайн-платформы, давая другим надежду на лучшую жизнь; фермер продает свои фрукты через прямые веб-трансляции, чтобы увеличить продажи, повысить свой доход и улучшить уровень жизни; а новаторское развитие оливковой промышленности дало возможность трудоустройства местным жителям. И т. д. Видео не только демонстрирует трудолюбие и позитивное отношение людей к жизни, но и рассказывает о тяготах труда, о с трудом заработанном счастье, о том, что людям нужно продолжать бороться, как они это делали всегда, и что Китаю предстоит пройти долгий путь борьбы с бедностью.
Производство коротких видеоновостей – это комплексная работа по сбору и редактированию мультимедийных новостей для тех, кто занимается видеоновостями. От практиков требуется глубоко вникать в жизнь, использовать видеокамеры, аудиомагнитофоны и мультимедийное оборудование, быть на передовой, чтобы улавливать пульс времени, и использовать аудиовизуальный язык, чтобы своевременно обнаруживать и рассказывать разнообразные яркие новостные сюжеты.
2. Выбор тем для видеоновостей
Видеоновости, будь то новости о событиях или новости о персонажах, должны брать персонажа в качестве главного героя и в полной мере использовать интервью с персонажами. Разработать подборку тем на основе новостных подсказок и новостных тем, углубленно раскапывать ценные, продуманные новостные темы для съемок.
Прежде всего, редакторам новостей необходимо провести подробные интервью, тщательно проработать темы новостей и разработать план съемок, чтобы команда могла начать видеосъемку, имея четкое представление о том, чего ожидать, и продолжать уточнять и пересматривать его в соответствии с реальной ситуацией во время съемок. "Авторы не просто садятся и начинают писать. Сначала они решают, какова будет цель тематической статьи - представить характерного персонажа, раскрыть что-то или осветить что-то - а затем проводят исследование, организуют материал и в конечном итоге добиваются результата". [2] Таким образом, выбор новостей происходит из всех аспектов общественной жизни, и то, как отобрать из них значимые для репортажа новости, требует от журналистов тщательного и четкого мышления.
Основанная в 2014 году, The Paper - это всемедийная новостная и информационная платформа, которая фокусируется на оригинальных новостях. В рубрике видео на сайте The Paper создано более десятка категорий видео, таких как: первый уровень сцены, WORLD surging, record surging и так далее. Классификация видео разработана в соответствии с различными темами, например: WORLD surging видеоконтент вокруг основных мировых событий и горячих новостей, record surging для surging новостей оригинальной видеоколонки, с короткими видеоновостями формируют реальную запись развития и прогресса Китая, через интервью персонажей, повествование диктора и так далее, изображая китайское городское общество различных секторов реальными и яркими историями. Источниками короткого видеоконтента являются PengPing News, CCTV и агентство Синьхуа. Например, в видеоновости "В поисках утраченной памяти о древней архитектуре Китая" Ван Ци-хэн, профессор архитектурной школы Тяньцзиньского университета, берет интервью о своей любви к архитектуре. В видеоролике продолжительностью около 5 минут зрители познакомились с профессором, который искренне любит архитектурное дело. Занимаясь передачей культуры и преподаванием, профессор Ван приводит свою команду студентов к участию в архитектурных работах, воспитывая в них дух трудолюбия и серьезного отношения к учебе и работе. Искренние чувства героев интервью глубоко трогают зрителей и вызывают чувство восхищения профессором Ваном. Например, в видеоновостях "Свидетель шоссе: большие перемены в жизни на "линии жизни" Сычуань-Тибет" жители деревни Ячжун в тибетском уезде Цзуогун и солдаты дорожной бригады рассказывают о том, как строительство шоссе Сычуань-Тибет значительно облегчило жизнь жителей, и какую важную роль они сыграли в стремительном развитии Тибета в последние годы.
Больше всего в интервью сторон поражает их аутентичность и незаменимость, отражающая силу правды.
С 9 сентября 2019 года по 4 ноября 2019 года CCTV.com запускает «Память народа: 70 городов за 70 лет» – серию коротких новостных видеороликов, призванных показать зрителям изменения в развитии городов в 70-ю годовщину основания Нового Китая. Видеосериал состоит из 107 эпизодов, каждый из которых примерно за 3-5 минут рассказывает о развитии и изменениях в одном из китайских городов. Например, «Помните Дали! Превратите архитектуру Бай в художественный музей» содержит интервью с людьми, отвечающими за агротуризм в Дали, экспертами по сохранению старинных зданий, директорами музеев и пассажирскими сторожами железной дороги, и преломляет городское развитие, экономическое строительство, историко-культурное сохранение и культурное наследие Дали через туризм, историю, культуру и транспорт через различный жизненный опыт людей, вовлеченных в каждую сферу. Эта реальная информация трогает сердце и оставляет глубокое впечатление у зрителей. Короткое видео «Помни о Жемчужном море! Здесь реализуется сотрудничество и развитие зоны Большого залива Гуандун-Гонконг-Макао», с другой стороны, фокусируется на строительстве и развитии автомагистралей, мостов, аэропортов и авиации в Чжухае. В программе рассказывается об экономическом сотрудничестве между Чжухаем и Макао, проводятся интервью с дорожными инженерами Чжухая, руководителями предприятий и инженерами компаний, занимающихся авиационными технологиями. Все эти программы основаны на интервью с людьми из самых разных слоев общества, и благодаря различным точкам зрения они убедительно показывают развитие и изменения в каждом из 70 городов Китая с их собственными особенностями. Богатая подборка материалов в программе «Память народа: 70 городов за 70 лет» дает всесторонний обзор достижений 70-летия основания нового Китая и дарит зрителям незабываемые впечатления.
Видеоновости благодаря красочным новостным темам и уникальному новостному ракурсу, при съемке постигают принцип сбора и редактирования новостей, реальные и разнообразные элементы характеристик, придерживаются правильной ценностной ориентации, чтобы донести до аудитории истину, добро и красоту благородных качеств, призывая к позитивной энергии общества, поддержанию социальных законов и норм, и способствовать развитию социальной цивилизации.
III. Резюме
В новую медиа-эпоху стремительной жизни и информационного взрыва, быстрого понимания зрителями новостей и информации, психологии просмотра, удовлетворения эстетических потребностей аудитории, полного использования новых медиа-технологий, своевременного применения новых методов распространения медиа, подчеркивания зрительских особенностей новой медиа-среды, короткие видеоновости смогут играть более значительную роль и пользоваться благосклонностью большинства зрителей. Помимо поддержки, оказываемой научно-техническими технологиями при выпуске новых медиа-видеоновостей, при производстве видеоновостей специалисты-практики должны обладать профессиональной новостной грамотностью, широким спектром резервов знаний, а также надежной технологией производства видеоновостей. В будущем качественные видеоновости создадут больше новых возможностей для журналистики.
Список литературы
- Ли Лянжун, Чжун И. Производство интернет-новостей [Текст]. Шанхай: Издательство Фуданьского университета, 2020
- Итуль, Б.Д., Андерсон, Д.А. Современное написание и репортажи новостей в медиа: 7-е издание [Текст] / Пер. с англ. Дзя Луи. Пекин: Издательство Китайского народного университета, 2014