Одной из задач, стоящей перед педагогом, работающим с детьми, является формирование и развитие музыкального интереса. Для того, чтобы в дальнейшем понимать, как построить работу по формированию музыкального интереса, необходимо раскрыть содержание этого понятия.
В музыкально-педагогической литературе приводятся разные определения понятия «музыкальный интерес», однако все педагоги, психологи и исследователи сходятся во мнение о том, что без музыкального интереса невозможно музыкальное образование и воспитание ребенка. Данное понятие рассматривается с разных сторон.
Изучая музыкально-педагогическую литературу можно заметить, что в большинстве работ музыкальный интерес рассматривают в качестве мотивации.
Д.Б. Кабалевский рассматривал музыкальное воспитание, которое состоит из трех компонентов: музыкальная культура, музыкальный кругозор и музыкальный интерес. По мнению педагога, музыкальный интерес – это совокупность стремлений к расширению кругозора, к общению с музыкой, к получению новых знаний о музыке и активного участия в различных видах музыкальной деятельности.
А.А. Сергеева в статье «Музыкальный интерес: понятие и сущность» пишет: «под музыкальным интересом понимается стремление к восприятию и созиданию прекрасного в музыкальном искусстве» [2, с. 112].
Педагог М.Б. Дмитриева также исследовала проблему формирования музыкального интереса. В содержание понятия «музыкальный интерес» автор вкладывает следующее рабочее определение: «музыкальный интерес – мотивационное состояние, побуждающее к познавательной, продуктивной, музыкально-творческой деятельности, которая является основой для самостоятельного приобретения знаний и ведет к целостному восприятию музыкального искусства и культурному обогащений личности в целом» [5, с. 237].
С другой стороны, понятие «музыкальный интерес» рассматривают в более широком смысле и включают несколько компонентов.
Музыкальный интерес, по мнению Л.Л. Бочкарева, - это основательное и осознанное отношение к музыке, которое выражает познавательную активность, мотивацию, опыт [1].
Проблему формирования музыкального интереса на занятиях фортепиано рассматривала и Таланова Юлия Витальевна. В своей научной работе она так раскрывает сущность понятия: «Музыкальный интерес представляет собой базис творческого отношения учащихся младших классов к музыкальной деятельности и обеспечивает дальнейшее формирование музыкальной культуры личности. Музыкальный интерес является основой дидактической модели обучения учащихся игре на фортепиано и требует от педагога учитывать особенности и закономерности его возрастной динамики» [4, с. 15].
По мнению Ю.В, Талановой, основу музыкального интереса составляют компоненты: эмоционально-волевой, интеллектуальный, действенно-практический.
Педагог музыки О.М. Солдатова рассматривает музыкальный интерес как составной элемент интереса к музыке. По мнению Солдатовой, музыкальный интерес разделен на несколько взаимосвязанных типов, которые образуют «интерес к музыке». В статье «Типология музыкального интереса» автор определяет следующие типы: потребительский музыкальный интерес, познавательный музыкальный интерес, деятельностный музыкальный интерес [3].
Таким образом, в музыкально-педагогической литературе понятие «музыкальный интерес» рассматривается с разных точек зрения. С одной стороны, музыкальный интерес рассматривают как мотивационное состояние. С другой стороны, в содержание понятия «музыкальный интерес» вкладывают несколько элементов, рассматривая данное понятие как совокупность эмоционального, интеллектуального и деятельностного компонентов. Исследовав психолого-педагогическую и музыкально-педагогическую литературу, проанализировав разные определения, мы вводим рабочее понятие: музыкальный интерес – это мотивационное состояние, побуждающее к продуктивной музыкально-творческой деятельности, основу которого составляют такие мотивы как: мотив к расширению музыкального кругозора и получение новых знаний о музыке; мотив, направленный на общение с музыкой; мотив, ориентированный на активное участие в различных видах музыкальной деятельности; стремление к самостоятельной творческой деятельности.
Список литературы
- Бочкарев Л.Л. Психология музыкальной деятельности. Москва: Классика-XXI, 2008. 352 с.
- Сергеева, А.А. Музыкальный интерес: понятие и сущность / А.А. Сергеева // Актуальные проблемы психологии в образовании: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Мурманск, 12-14 марта 2018 года / Научный редактор А.В. Прялухина. Ответственный редактор И.А. Синкевич. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2018. – С. 108-112. – EDN YNIHZJ
- Солдатова О.М. Типология музыкального интереса // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. Чебоксары, 2015. №2 (4). С. 41-45
- Таланова, Ю.В. Формирование музыкального интереса у детей на занятиях по фортепиано в системе дополнительного образования: диссертация кандидата педагогических наук: 13.00.02 / Таланова Ю.В. - Москва, 2007. - 174 с.
- Фролова Н.А., Дмитриева М.Б. Музыкальный интерес как специфическая разновидность категории интереса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2011. Т. 13. №2–1. С. 235-239