Актуальность изучения креативных финансовых стратегий в местном управлении связана с необходимостью эффективного применения ограниченных финансовых ресурсов для обеспечения устойчивого развития муниципального образования. В условиях экономической нестабильности и санкционного давления местные бюджеты зачастую сталкиваются с недостатком средств, что требует поиска нестандартных решений для финансирования местных нужд. Креативные финансовые стратегии становятся одним из важнейших инструментов для поддержки финансовой стабильности и развития муниципальных образований. Важно, что подобные стратегии позволяют органам местного самоуправления не только справляться с текущими финансовыми вызовами, но и вкладывать ресурсы в долгосрочные проекты, направленные на улучшение состояния инфраструктуры и качество жизни населения. Помимо этого, креативные подходы к финансированию способствуют оптимизации расходов и приводят к улучшению системы управления бюджетом, что повышает эффективность использования общественных средств. Проблемы опережающего инновационного развития территорий, как инструмента модернизации и изменения технологического уклада российской экономики, должны находиться в центре внимания исследователей и практиков государственного управления, в частности руководства областей и городов, которые крайне заинтересованы в привлечении инвестиций в региональную экономику [1, с. 199].
Креативные финансовые стратегии в местном управлении характеризуются нестандартными подходами к управлению денежными ресурсами, которые выходят за рамки традиционных способов бюджетирования. Цель их использования связана с рациональным применением имеющихся средств, привлечением дополнительных источников доходов и решением финансовых проблем в условиях ограниченных масштабов и бюджетных возможностей. Обозначим несколько характерных признаков инновационных и креативных финансовых стратегий:
- Применяются инновационные источники финансирования. Они ориентированы на поиск новых и нестандартных источников доходов для местных бюджетов.
- Оптимизация расходов за счёт цифровизации и инноваций. При использовании креативных финансовых стратегий обращаются к современным технологиям для оптимизации расходной части бюджета.
- Использование гибких финансовых моделей. Креативные финансовые стратегии содержат гибкие средства бюджетирования для быстрой адаптации к любым изменениям.
- Активное вовлечение частного сектора. Одной из важных характеристик креативных финансовых стратегий является активное привлечение частного капитала для реализации местных проектов.
- Интеграция экологических и социальных факторов. Сегодня креативные финансовые стратегии должны учитывать социальные и креативные цели.
- Акцент на повышение финансовой грамотности и прозрачности. За счёт создания и использования креативных финансовых стратегий происходит активная работа с бизнесом и населением для повышения качества итоговых результатов.
- Использования долгосрочного планирования. Все креативные финансовые стратегии нужны для создания устойчивых финансовых потоков и реализации долгосрочных проектов [2, с. 50].
Креативное финансирование в системе местного управления предполагает использование нестандартных подходов. Все эти подходы подразумевают под собой определённые модели, с помощью которых муниципалитеты могут эффективно управлять ограниченным объёмом ресурсов и реализовывать долгосрочные проекты без существенного повышения долговой нагрузки. Рассмотрим несколько таких моделей.
Первая модель – использование государственно-частного партнёрства. Оно позволяет организовывать сотрудничество между органами власти и частными компаниями для реализации различных инфраструктурных проектов. Эффективность модели в том, что с её помощью можно привлекать частные инвестиции для реализации крупных проектов, снижая нагрузку на муниципальные бюджеты. Для успеха этой модели нужно чётко урегулировать договорные условия в контексте распределения рисков.
Вторая модель – выпуск муниципальных облигаций. За счёт выпуска муниципальных облигаций местной власти могут привлекать капитал для реализации масштабных проектов. С помощью этой модели можно получить финансирование на короткий или долгосрочный временной период, не способствуя увеличению бюджетного дефицита. За счёт представленной модели можно привлекать значительные средства для реализации проектов без необходимости наращивания налогообложения или увеличения бюджетных расходов. Успешное использование модели возможно при учёте кредитного рейтинга муниципалитета.
Третья модель – краудфандинг или «народное финансирование». С помощью данной модели средства для реализации проектов необходимо собирать от широкого круга частных лиц или организаций с помощью специальной онлайн-платформы. В области местного управления эту модель можно применять для финансирования небольших проектов. За счёт данной модели муниципалитеты могут собирать средства от граждан, заинтересованных в развитии своих территорий. Эффективность применения модели во многом зависит от того, насколько местное население вовлечено в проекты и доверяет им. Данная модель позволяет значительно сократить зависимость от государственных и внешних источников финансирования, но при этом она ограничена масштабами сборов и подходит для локальных проектов [3, с. 57].
Четвёртая модель – создание экологических и социальных облигаций. Под ними подразумеваются специальные облигации, которые нужны для финансирования экологически устойчивых и социально значимых проектов. На уровне местного управления облигации можно использовать для реализации разнообразных проектов, связанных с улучшением экологической ситуации, а также для совершенствования социальной инфраструктуры. Эти облигации могут привлекать инвесторов, которые заинтересованы в экологически чистом и ответственном процессе вложения средств. Муниципальные образования смогут получать дополнительные ресурсы для реализации проектов, что в целом способствует их устойчивом развитию. Для качественного применения моделей необходимо разработать чёткую стратегию в области экологической и социальной политики, создать систему отчётности и контролировать порядок использования денежных средств.
Таким образом, все изученные модели креативного финансирования обладают своими достоинствами и недостатками. Удалось выяснить, что модель государственного-частного партнёрства является эффективной для реализации масштабных инфраструктурных проектов с минимальной бюджетной нагрузкой, но при этом требуется строгое регулирование и правильное распределение рисков. Модель выпуска муниципальных облигаций позволяет привлекать значительные средства, но существенно зависит от кредитного рейтинга муниципалитета. Краудфандинг эффективен для малых проектов и способствует вовлечению граждан, однако его масштабы ограничены. Модель по созданию экологических и социальных облигаций привлекательна для инвесторов, которые ориентированы на устойчивое развитие. На наш взгляд, при комбинированном применении данных моделей можно эффективно развивать проекты и создавать условия для их качественного финансового обеспечения в области местного управления. Деятельность регионального Правительства и администрации города должна быть направлена преимущественно на развитие инновационной предпринимательской активности, активизацию «точек экономического роста» и достижение высоких показателей деятельности базовых отраслей промышленности на основе кластерной концепции развития региональной экономики и непосредственного участия в ее реализации ведущих корпораций, вузов и институтов гражданского общества.
Список литературы
- Фетисова Д.А., Пархомчук М.А. Проблемы финансово-экономического обеспечения местного самоуправления // Актуальные проблемы международных отношений в условиях формирования мультиполярного мира. – 2023. – С. 198-200
- Леонов С.Н., Барабаш Е.С. Финансовые и структурные перспективы реформы местного самоуправления в России // Известия Байкальского государственного университета. – 2023. – Т. 33. – №1. – С. 46-56
- Ондар Д.Н. Проблемы развития системы местного самоуправления в Российской Федерации и пути их решения // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2022. – №3-2. – С. 55-58