СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ С СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПОЖАРОВ В МЕСТАХ СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ МЧС РОССИИ С СФЕРЕ ПРОФИЛАКТИКИ ПОЖАРОВ В МЕСТАХ СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ

Авторы публикации

Рубрика

Пожарная безопасность

Просмотры

39

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (199), Декабрь ‘24

Дата публикации 14.12.2024

Поделиться

В статье выработаны предложения по совершенствованию управленческой деятельности территориальных органов МЧС России с сфере профилактики пожаров в местах скопления людей. Разработана блок схема оценки эффективности профилактической работы среди персонала торговых центров.

Оценку качества проведённой профилактической работы в местах скопления людей целесообразнее проводить по следующим аспектам:

  • отсутствие пожаров;
  • отсутствие погибших и травмированных на пожарах (в случае, если пожар произошел).

Необходимо отметить, что отсутствие пожаров, еще не говорит, о том, что профилактическая работа проводится на должном уровне, т.к. возможно, еще не было соответствующего случая, а система противопожарной защиты при этом отсутствует или неисправна, а работники недостаточно подготовлены к организации действий необходимых для организации тушения пожара своими силами, а главное – к организации эвакуации посетителей из здания [1].

 

В связи с этим необходимо оценивать профилактическую работу по различным аспектам, например, отдельно качество подготовленности работников к проведению эвакуации посетителей в случае пожара (такую оценку можно проводить в ходе тренировок, проверок и т.д.) и отдельно техническое состояние противопожарной защиты (сигнализация, система тушения пожара) [2].

 

Решающую роль играет фактор времени, распространение токсичных продуктов горения приводит к быстрой гибели посетителей объекта от отравления. Снижения скорости распространения продуктов горения возможно за счет обучения работников объекта (с целью принятия верных решений в случае обнаружения пожара и организации эвакуации посетителей торгового центра), а также наличия и исправности систем противопожарной защиты, наличие средств первичного пожаротушения, и, главное умения ими пользоваться работниками объекта [3].

 

Качество профилактической работы в настоящее время по действующим нормативным документам оценить не представляется возможным, учитывается только количество проведенных мероприятий. Уровень теоретических знаний работников может выступать в виде качественной оценки проводимой профилактической работы. Предлагается авторский алгоритм оценки эффективности профилактической работы среди персонала торговых центров (рисунок 1).

 

Рисунок 1. Блок схема оценки эффективности профилактической работы среди персонала торговых центров

На первом этапе происходит составление списка персонала торговых центров, которые подлежат анкетированию.

 

На втором этапе проводится анкетирование по вопросам обеспечения пожарной безопасности ТЦ, правилам поведения при пожарах, порядке организации эвакуации посетителей ТЦ.

 

На третьем этапе проводится оценка знаний персонала, согласно разработанной системы критериев для оценки уровня знаний респондентов о правилах поведения при пожарах.

 

Для оценивания уровня знаний респондентов о правилах поведения при пожаре была разработана система критериев.

 

Высокий уровень знаний по теме «Порядок действий персонала в случае возникновения пожара на объекте с массовым пребыванием людей» присваивается, если респондент:

 

1) верно ответил на все вопросы;

2) при верно указанном ответе подробно описал причины, почему так нельзя делать/нужно делать.

 

Хороший уровень знаний по теме «Порядок действий персонала в случае возникновения пожара на объекте с массовым пребыванием людей» присваивается, если респондент даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для присвоения высокого уровня знаний, но допускает 1-2 ошибки и 1-2 недочёта в последовательности изложения и точности формулировок.

 

Удовлетворительный уровень знаний по теме «Порядок действий персонала в случае возникновения пожара на объекте с массовым пребыванием людей» присваивается, если респондент обнаруживает знание и понимание основных правил поведения при пожаре, но:

 

1) излагает ответ неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает грубые ошибки в правилах пожаробезопасного поведения в быту и правилах поведения при пожаре.

 

Неудовлетворительный уровень знаний по теме «Порядок действий персонала в случае возникновения пожара на объекте с массовым пребыванием людей» присваивается, если респондент обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, искажающие их смысл, беспорядочно излагает материал.

 

На четвертом этапе проводится выбор инструмента воздействия, этим инструментом может быть проведение противопожарного инструктажа, проведения профилактических бесед, привлечения на учения и тренировкам по месту жительства и т.д.

 

На пятом этапе проводится повторное анкетирование и оценка знаний по аналогии со вторым и третьим этапом.

 

На шестом этапе необходимо проверить соответствует ли уровень знаний установленному требованию. Общий уровень знаний персонала считается высоким если более 75% персонала показали высокий уровень знаний.

 

Действия согласно этапа 8 осуществляются, если уровень знаний персонала менее 75%. В этом случае необходимо пересмотреть порядок проведения профилактический мероприятий, провести дополнительные практические тренировки, инструктажи, беседы.

 

На седьмом этапе осуществляется подготовка отчета, в котором делается вывод об эффективности проведенных мероприятий.

 

Таким образом, с целью повышения эффективности профилактической работы разработана методика поэтапного повышения уровня знаний персонала торговых центров в области ПБ, в ходе которого осуществляется предварительное и последующее проведение оценочных мероприятий. Методика позволяет оценить качество проведенного профилактического мероприятия, с точки зрения изменения уровня знаний людей, которые в первую очередь (еще до прибытия пожарных подразделений) способны изменить возникшую чрезвычайную ситуаций в более благоприятную сторону и в конечно итоге, снизить как количество жертв, так и уровень материального ущерба.

Список литературы

  1. Федеральный закон «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г. №69-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_5438
  2. Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008 №123-ФЗ [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_78699
  3. Варнаков Д.В. Особенности обеспечения пожарной безопасности в торговых центрах / Кузьминов А.В., Калинин В.Ю. // Modern Science. 2020. №3-2.— С. 212
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее