Изучение взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и тревожностью у сотрудников Центра горной геомеханики и маркшейдерского дела очень актуально в современной быстро меняющейся рабочей среде. Эмоциональный интеллект является важнейшим аспектом способности человека ориентироваться в сложных социальных ситуациях, справляться со стрессом и принимать эффективные решения [1]. В условиях деятельности специалистов горного дела, где они часто сталкиваются с напряженными ситуациями и сложными техническими задачами, эмоциональный интеллект может играть решающую роль в определении эффективности работы и общего благополучия.
С другой стороны, беспокойство является распространенной проблемой, которая затрагивает миллионы людей во всем мире, включая работающих профессионалов [3]. В горнодобывающей промышленности беспокойство может иметь серьезные последствия, включая снижение производительности, увеличение числа ошибок и снижение безопасности. Несмотря на его важность, существует недостаток исследований взаимосвязи между эмоциональным интеллектом и тревожностью у сотрудников горного дела [5].
Данное исследование призвано восполнить этот пробел в знаниях, изучив взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и тревожностью сотрудников Центра. Результаты этого исследования могут иметь важное значение для разработки целевых мероприятий и программ обучения, направленных на повышение эмоционального интеллекта и снижение тревожности на рабочем месте [2]. Изучая взаимосвязь между эмоциональным интеллектом и тревожностью, это исследование может способствовать созданию более здоровой, продуктивной и безопасной рабочей среды для сотрудников маркшейдеров. Кроме того, программы поддержки психического здоровья, такие как консультации с психологами, могут существенно снизить уровень тревожности среди сотрудников [4].
Целью работы было исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности у сотрудников центра горной геомеханики и маркшейдерского дела. Выборку исследования составили 30 сотрудников ООО «НПЦ «ГМ и МД» возрасте 25-80 лет; из них.
Для исследования эмоционального интеллекта использовали методики: «Тест EQ (Emotional/Empathy Quotient)» Дэниела Гоулмана, «Тест эмоционального интеллекта» (Н. Холлу). Тревожность изучали методикой «Опросник (STAI)» (Ю. Л. Ханиным).
Для исследования взаимосвязи эмоционального интеллекта и тревожности у сотрудников маркшейдеров мы использовали коэффициент корреляции Пирсона. В процессе корреляционного анализа полученных данных были выявлены статистически значимые связи между эмоциональным интеллектом и тревожностью у сотрудников центра горной геомеханики и маркшейдерского дела.
Рисунок 1. Корреляционная плеяда эмоционального интеллекта и тревожности из результатов методик: «Тест EQ (Emotional/Empathy Quotient)» Дэниела Гоулмана; «Тест эмоционального интеллекта» Н. Холлу; «Опросник (STAI)» Ю. Л. Ханиным
Корреляционный анализ позволил выявить сильную положительную статистически значимую связь шкалы уровня эмоционального интеллекта со шкалой эмоциональная осведомленность (p ≤ 0,01). Следовательно, чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше эмоциональная осведомленность. Люди с высоким EQ лучше осведомлены о своих собственных эмоциях. Они могут точно идентифицировать и описать, что они чувствуют, и понимать, почему они испытывают эти эмоции. В контексте центра горной геомеханики и маркшейдерского дела эмоциональная осведомленность важна для эффективного общения, сотрудничества и безопасности. Например, инженеры по горной геомеханике должны понимать, как их решения влияют на безопасность работников, а маркшейдеры должны осознавать потенциальные опасности для команды при проведении геодезических работ. Эмоциональная осведомленность помогает сотрудникам принимать обоснованные решения, поддерживать позитивную рабочую среду и управлять стрессовыми ситуациями.
Также была выявлена прямая положительная связь между шкалой эмоциональная осведомленность и шкалой самомотивация (p ≤ 0,05). Это можно охарактеризовать тем, что чем выше эмоциональная осведомленность, тем выше самомотивация. Эмоционально осведомленные сотрудники лучше понимают, что их мотивирует, и могут ставить цели, согласующиеся с их ценностями и целями. Это приводит к более высокой приверженности и самомотивации. В контексте центра горной геомеханики и маркшейдерского дела самомотивация важна для поддержания высокой производительности и безопасности. Например, инженеры по горной геомеханике должны быть самомотивированы, чтобы проводить тщательные исследования и разрабатывать инновационные решения, а маркшейдеры должны быть самомотивированы, чтобы точно выполнять геодезические работы в потенциально опасных условиях. Эмоциональная осведомленность помогает сотрудникам оставаться мотивированными, справляться со стрессом и достигать своих целей.
Помимо этого, уровень эмоционального интеллекта положительно опосредовано коррелирует с самомотивацией через шкалу эмоциональную осведомленность (p ≤ 0,01). Следовательно, чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем выше самомотивация. Эмоциональный интеллект способствует внутренней мотивации, которая исходит изнутри, а не из внешних наград или давления. Это приводит к более устойчивой и долгосрочной самомотивации. Также люди с высоким EQ могут устанавливать четкие цели и оставаться сосредоточенными на их достижении, что не менее важно для сотрудников центра горной геомеханики и маркшейдерского дела.
Ситуативная тревожность отрицательно коррелирует со шкалой управление своими эмоциями (p ≤ 0,01). Следовательно, чем ниже эмоциональный интеллект, тем выше тревожность. Ситуативная тревожность истощает когнитивные ресурсы, что может затруднить управление эмоциями. Когда люди испытывают меньшую ситуативную тревожность, у них больше когнитивных ресурсов для обработки и регулирования своих эмоций. В контексте центра горной геомеханики и маркшейдерского дела управление эмоциями важно для поддержания высокой производительности и безопасности. Например, инженеры по горной геомеханике должны уметь управлять своими эмоциями в стрессовых ситуациях, а маркшейдеры должны уметь управлять своими эмоциями при работе в опасных условиях. Более низкий уровень ситуативной тревожности помогает сотрудникам более эффективно управлять своими эмоциями, что приводит к повышению производительности и безопасности.
Таким образом, результаты проведённого корреляционного анализа позволили выявить положительные и отрицательные статистически значимые связи между тревожностью и эмоциональным интеллектом у сотрудников центра горной геомеханики и маркшейдерского дела. Это означает, что гипотеза: чем ниже эмоциональный интеллект, тем выше тревожность, частично подтвердилась.
Список литературы
- Александрова, Т.И. Тревожность как индикатор эмоционального благополучия личности ученика / Т.И. Александрова // Заметки ученого. — 2021. — №8. — С. 258-261. — ISSN 2713–0142. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/journal/issue/320858 (дата обращения: 20.05.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект и эмоциональная креативность: специфика и взаимодействие: монография / И.Н. Андреева. — Новополоцк: Изд-во ПГУ, 2020. — 356 с. — EDN: EALLCB
- Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена / Вопросы психологии. 2006. № 3. С.78-86
- Бергис Т.А. Готовность личности к переменам и толерантность к неопределенности / Т. А. Бергис – Текст : непосредственный // Тольяттинский государственный университет. – 2015. №4. С. 38-42
- Гордецова Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2. Пермь, 1978