НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

НЕКОТОРЫЕ ПРАКТИЧЕСКИЕ КОРРЕКЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

65

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 49 (199), Декабрь ‘24

Дата публикации 10.12.2024

Поделиться

Данная статья посвящена исследованию современных подходов к коррекции детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Основные методы коррекции позволяют создать комплексный подход к решению данной проблемы. Учитываются результаты исследований, которые показывают важность раннего вмешательства и эффективность различных педагогических методов, таких как метод прикладного анализа поведения (АВА).

Коррекционные подходы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра представляют собой многоуровневый процесс, требующий комплексного подхода и индивидуального планирования. Применение ранних методов коррекции, таких как поведенческая терапия, позволяет развивать социальные навыки и улучшать коммуникацию.

Прикладной анализ поведения (АВА-терапия) для детей с расстройствами аутистического спектра: путь к успеху. Расстройства аутистического спектра (РАС) – это сложные нейробиологические состояния, проявляющиеся в различных нарушениях социального взаимодействия, коммуникации и поведения. Для многих семей, столкнувшихся с этим диагнозом, найти эффективный путь поддержки и развития ребенка становится первостепенной задачей. И здесь на помощь приходит прикладной анализ поведения (АВА-терапия), доказавший свою эффективность в работе с детьми с РАС.

АВА – это не просто метод, а научный подход, ориентированный на конкретные поведенческие проблемы ребенка и его индивидуальные возможности. В отличие от подходов, сосредоточенных на самом диагнозе, АВА фокусируется на поиске решений, позволяя создать уникальную программу для каждого ребенка. Это принципиально важный момент, поскольку дети с РАС обладают уникальными особенностями, и стандартизированные методы часто оказываются неэффективными.

Как работает АВА-терапия? Суть метода заключается в детальном анализе поведения ребенка и идентификации целевых навыков, которые необходимо развить. Эти навыки, будь то коммуникация, самообслуживание, академические знания или социальная адаптация, разбиваются на более мелкие, управляемые действия (блоки). Например, навык «сборка пазла» разбивается на этапы: выбор нужной детали, ориентация детали в пространстве, вставка детали в паз. Каждый из этих этапов отрабатывается отдельно, и только после освоения всех составляющих, ребенок может собрать пазл целиком. Это постепенное формирование сложных навыков является ключом к успеху АВА-терапии.

Роль специалиста и система подкрепления: В рамках АВА-терапии специалист (поведенческий аналитик) играет активную роль, четко управляя процессом обучения. Он задает определенные условия, использует систему подкрепления (положительные и отрицательные стимулы), чтобы закрепить желательные поведенческие реакции и пресечь нежелательные. Положительные подкрепления – это похвалы, награды, любимые игры, а отрицательные – временное прекращение деятельности, недостаток внимания и т.д. Важно отметить, что применение отрицательных подкреплений всегда должно быть этичным и не причинять ребёнку дискомфорт. Критерием усвоения навыка в АВА-терапии является его воспроизведение ребенком без ошибок в 80% ситуаций. Это позволяет быть уверенным, что навык закреплен на прочном уровне и автоматизирован.

Индивидуальный подход и долгосрочный результат: Каждый ребенок с РАС получает индивидуальную программу, разработанную с учетом его специфических нужд и особенностей. АВА-терапия – это не быстрое решение, а длительный процесс, требующий терпения и последовательности. Однако результаты стоят приложенных усилий: дети с РАС, проходящие АВА-терапию, демонстрируют значительные улучшения в различных сферах жизни: коммуникации, социальной адаптации, академической успеваемости и самообслуживании.

Прикладной анализ поведения – это эффективный и научно обоснованный метод работы с детьми с РАС. Его ориентация на индивидуальный подход, последовательное формирование навыков и система подкрепления позволяют добиться значительных положительных изменений в жизни ребенка и его семьи. Однако важно помнить, что АВА-терапия требует профессионального руководства квалифицированного специалиста.

Методика ТЕАССН (Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children), разработанная в начале 70-х годов специалистами Школы медицины Университета Северной Каролины (Э. Шоплером, Р. Райхлером и Г. Месибовым), предлагает эффективный путь к повышению самостоятельности и независимости детей с аутизмом. В переводе на русский язык название методики звучит как «Лечение и образование аутичных детей и детей с нарушением коммуникативных способностей». В отличие от подходов, ориентированных на полную «адаптацию» к общепринятым нормам, ТЕАССН фокусируется на создании оптимальной среды, максимально учитывающей индивидуальные особенности развития ребенка. Признание того, что полноценная адаптация в общепринятом смысле слова может быть невозможна, становится отправной точкой для построения персонализированной программы обучения и развития. В основе методики лежит принцип создания структурированной и предсказуемой среды, которая помогает ребенку чувствовать себя комфортно и уверенно.

Ключевые принципы ТЕАССН:

  1. Структурирование времени и пространства: Четкий распорядок дня, обозначение зон активности, использование визуальных подсказок и расписаний – все это помогает ребенку ориентироваться в окружающем мире и снижает уровень тревожности. Визуальные опоры, такие как картинки, символы или фотографии, становятся незаменимыми инструментами коммуникации и планирования. 
  2. Визуальные опоры: Использование картинок, символов, графиков и других визуальных средств для объяснения информации и инструкций. Это особенно важно для детей с аутизмом, которые часто испытывают трудности с обработкой вербальной информации.
  3. Расписания: Различные виды расписаний (дневные, еженедельные, тематические) помогают ребенку понимать, что будет происходить в течение дня, недели или определенного периода времени. Это создает чувство предсказуемости и контроля над ситуацией.
  4. Индивидуальный подход: Программа адаптируется под индивидуальные потребности и возможности каждого ребенка. Нет двух одинаковых программ ТЕАССН, так как учитываются особенности развития, сильные и слабые стороны каждого ребенка.

Методика ТЕАССН успешно применяется в некоторых штатах США, Бельгии и Дании в рамках государственных программ обучения детей с аутизмом. Ее эффективность подтверждается многолетним опытом применения и положительными результатами у многих детей. Однако, важно понимать, что ТЕАССН – не панацея, а методика, требующая терпения, постоянной работы и индивидуального подхода.

Сенсорная интеграция: Путь к гармонии в развитии детей. Сенсорная интеграция — это метод, который стал важным инструментом в коррекционной работе с детьми, испытывающими трудности в обработке сенсорной информации. Основоположником этого подхода является Э.Джин Айрес, которая в своей работе подчеркивала, что успешное поведение, общение и обучение зависят от способности мозга обрабатывать различные сенсорные стимулы.

Сенсорная интеграция основывается на предположении, что наш мозг постоянно получает и обрабатывает информацию от окружающего мира через пять основных сенсорных каналов: зрительный, слуховой, тактильный, вестибулярный и гравитационный. Правильная обработка этих сенсорных сигналов позволяет человеку адекватно реагировать на окружающую среду, взаимодействовать с ней и развиваться. Однако у детей с расстройствами аутистического спектра часто наблюдаются значительные трудности в этой области. Некоторые сенсорные стимулы могут быть для них недостаточными, что приводит к стремлению восполнить дефицит, в то время как другие могут вызывать чрезмерную реакцию, и такие дети стараются избегать их. Поэтому цель терапии по сенсорной интеграции заключается в том, чтобы улучшить способность нервной системы обрабатывать сенсорные стимулы, что, в свою очередь, положительно влияет на поведение, общение и развитие других видов деятельности.

Сенсорная интеграция — это мощный метод, который может значительно улучшить качество жизни детей с расстройствами аутистического спектра. Правильное использование сенсорных стимулов и упражнений может помочь им не только лучше справляться с окружающей средой, но и развивать важные социальные и коммуникационные навыки. Важно, чтобы родители и педагоги понимали значение сенсорной интеграции и использовали эти методы в своей практике, создавая для детей комфортную и развивающую среду.

Список литературы

  1. Бульанов, И.В. Коррекционная работа с детьми с РАС. — СПб.: Питер, 2019
  2. Ермакова, О.И. Методики работы с детьми с РАС. — Казань: Казанский университет, 2021
  3. Кузнецова, А.Ю. Современные технологии коррекции. — М.: Педагогика, 2020
  4. Тихонов, А.П. Аутизм: подходы и методы. — Ярославль: ЯГПУ, 2020
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее