В работе с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра, применяются разнообразные практические подходы, которые направлены на улучшение их социального взаимодействия и коммуникационных навыков. Эти методы могут включать использование визуальных сигналов и структурированных занятий, что помогает ребенку лучше воспринимать информацию и адаптироваться к окружающей среде.
Кроме того, важным аспектом является индивидуальный подход к каждому ребенку, так как степень проявления расстройств может значительно варьироваться. Это означает, что коррекционные методы должны быть адаптированы в зависимости от уникальных потребностей и возможностей каждого отдельного ребенка.
Эмоционально-уровневый подход — это подход в образовании и реабилитации детей с аутизмом, который учитывает индивидуальные эмоциональные и когнитивные особенности ребёнка, стремясь создать оптимальные условия для его обучения и социализации.
Метод предполагает установление эмоционального контакта с ребенком, снятие с помощью различных конкретных методов страхов, агрессии, негативизма, стереотипий, развитие коммуникации и социального взаимодействия. Круг конкретных средств четко не обозначен, но на первом плане – игротерапия, специальные варианты психодрамы, эстетотерапия, которые используют прежде всего наиболее развитые возможности клиента. Любые элементы директивности исключаются.
Коррекция аутизма понимается как комплексная психолого-медико-педагогическая коррекция. В эмоционально-уровневом подходе впервые обращено самое серьезное внимание на роль эмоций в структуре нарушений при аутистических расстройствах. Разработана структура эмоциональной сферы, а на ее основе широко известная в России классификация аутизма. Круг методов, которые можно использовать при этом подходе, достаточно широк. Всё что будет способствовать решению или смягчению проблем ребёнка: эмоциональное заражение, психодрама, игротерапия, арт-терапия, музыкотерапия, обсуждение жизненных ситуаций, обсуждение сказок, приемы релаксации и прочее.
Метод интенсивной игры Алана Яу
Метод интенсивной игры Алана Яу представляет собой уникальный подход к развитию личности и творческих способностей через игровые практики. Основная идея заключается в том, что игровая деятельность способна не только развлекать, но и служить мощным инструментом самопознания и самовыражения. В отличие от традиционных методов обучения, основанных на рутинных задачах и монологах, метод ЯУ предполагает полное погружение участников в атмосферу, где каждый может раскрыть свой потенциал.
Игры, предлагаемые в рамках этого метода, разработаны с учетом разнообразия участников, их возрастных категорий и культурных особенностей. Каждое занятие становится не просто игрой, а целым путешествием в мир эмоций и идей, где возникают новые форматы взаимодействия. Участники сталкиваются с неожиданными вызовами, которые требуют креативного мышления и совместной работы, что способствует формированию крепких социальных связей.
В своей работе он представляет идеи для интенсивной совместной игры родителя и ребёнка таких как:
- присоединяться к ребенку в его игре;
- использовать мыльные пузыри или воздушные шары;
- по-настоящему получать удовольствие от процесса.
Таким образом, метод интенсивной игры Алана ЯУ не только вносит элемент удовольствия в процесс обучения, но и преобразует восприятие реальности, открывая новые горизонты для личного и профессионального развития.
Метод коррекции PRT (обучение основным /ключевым навыкам)
Метод коррекции, основанный на принципах PRT (Промежуточное Раннее Обучение), представляет собой эффективный подход в работе с детьми, испытывающими трудности в социальном взаимодействии и коммуникации. Он направлен на обучение основным и ключевым навыкам через игровую деятельность и естественное окружение ребенка. Этот метод акцентирует внимание на позитивном подкреплении, что позволяет детям развивать необходимые умения в комфортной и поддерживающей атмосфере.
Процесс обучения включает в себя выделение конкретных целей, которые реализуются через целенаправленные и структурированные игровые занятия. Важным аспектом является использование интересов и предпочтений ребенка, что значительно повышает его вовлеченность. Педагог, работающий по данной методике, активно наблюдает за поведением ребенка, подмечая моменты потенциального успеха и фиксируя их.
Также метод PRT способствует развитию навыков саморегуляции, что, в свою очередь, способствует более успешной социализации. Так, применение данного подхода в коррекционной работе с детьми открывает новые горизонты в обучении и позволяет создать крепкий фундамент для дальнейшего социального взаимодействия и познавательного роста.
Метод PRT включает в себя многоуровневый подход к обучению, который учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка. Педагоги создают адаптированные сценарии и игровые ситуации, в которых дети могут проявлять свои способности, взаимодействовать друг с другом и развивать коммуникационные навыки. Такой подход позволяет детям не только учиться, но и получать удовольствие от процесса, что является ключевым моментом в коррекционном обучении.
В дополнение к игровым занятиям, метод PRT включает в себя родительское взаимодействие. Взаимодействие с родителями и опекунами создает единое пространство для поддержки, где обученные навыкам дети могут применять свои знания и умения в домашних условиях. Важно, чтобы семьи были вовлечены в процесс, так как это позволяет создать консистентную среду для развития.
При использовании метода PRT наблюдается значительное улучшение в социальных навыках детей. Они начинают более активно участвовать в групповых играх, общаться с ровесниками и выражать свои эмоции. Это формирует у них уверенность в своих способностях и способствует адаптации в обществе, что в конечном итоге ведет к качественно новому уровню социализации.
Подходы к коррекции социальных навыков детей с расстройствами аутистического спектра требуют комплексного и индивидуализированного подхода, помогающего детям развивать навыки взаимодействия с окружающими через пошаговое обучение и положительное подкрепление.
Не менее актуальным является применение игровых методик, которые позволяют детям учиться через игру, что делает процесс более увлекательным и доступным.
Список литературы
- Астахов, С.В. Психология аутизма: Концепции и методы. — М.: Наука, 2020
- Лебедева, С.А. Аутизм и его коррекция. — Челябинск: ЧелГУ, 2019
- Михеева, Е.В. Психолого-педагогическая помощь детям с РАС. — Тула: ТулГУ, 2020
- Парфенов, Р.Н. Коррекционные технологии. — М.: Академический проект, 2018
- Как и чем заниматься с аутичным ребенком. Краткое руководство для родителей. Alan Yau 2012 – Autism Sparks Ltd