Многофункциональные центры (далее – МФЦ) играют ключевую роль в предоставлении государственных и муниципальных услуг населению. За последние годы они стали неотъемлемой частью системы государственного управления, однако, несмотря на все усилия, продолжают сталкиваться с рядом серьезных проблем. Стоит отметить, что в настоящее время работа как центральных столичных МФЦ, так и региональных МФЦ значительно совершенствуется. При этом федеральная повестка задает тон изменений, и все региональные центры МФЦ будут следовать пути централизации и адаптации своей работы по образцу флагманских центров нашей столицы. В статье будут рассмотрены основные проблемы региональных МФЦ, основываясь на мнениях многих авторов научных статей и личном опыте работника, имеющего значительный опыт работы в различных центрах МФЦ по всей стране.
Одной из основных проблем является недостаточная квалификация сотрудников. В статье Мирошниковой О.В. и Поляковой Т.В. отмечается, что многие сотрудники МФЦ не обладают необходимыми навыками и знаниями для эффективного выполнения своих обязанностей, что приводит к ошибкам, задержкам и недовольству клиентов. Для решения этой проблемы предлагается внедрение программ профессионального развития и повышения квалификации. Сотрудники МФЦ должны проходить обучение в органах власти, которые передали полномочия по приему заявлений на свои услуги. Это обучение должно включать аспекты работы и причины принятия тех или иных решений сотрудниками органов власти. Практика должна охватывать все ветви власти: федеральную, региональную и органы местного самоуправления. Это позволит сотрудникам МФЦ понимать всю цепочку принятия решений по всем услугам, оказываемым в МФЦ. Первоочередное внимание следует уделить федеральным органам власти для обучения и обмена опытом, таким как Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, а также отделы УМВД России.
Также одной из важных проблем является неопределенный правовой статус работников. Сотрудники МФЦ не имеют статуса муниципальных или государственных служащих, что лишает их многих льгот и преимуществ, а также затрудняет присвоение звания ветерана труда. Для решения этой проблемы необходимо рассмотреть возможность присвоения сотрудникам МФЦ статуса государственных или муниципальных служащих, а также внести законодательные изменения в Федеральный закон «О ветеранах». Кроме того, сегодня работа почти всех органов власти отошла на второй план: они не ведут прием заявителей, передав эти полномочия МФЦ, но при этом МФЦ не наделены полномочиями для принятия решений, выполняя роль «курьерской службы». В регламентах работы почти по всем услугам указывается, что МФЦ нужно для передачи документов от заявителя к источнику принятия решений органу власти. Однако сотрудники МФЦ вынуждены проводить первичную юридическую проверку документов, заполнять заявления и понимать суть предоставляемых услуг. Сегодня существует заблуждение у граждан нашей страны, обращающихся в МФЦ, центры «Мои документы» являются источником принятия решений и занимаются регистрацией и рассмотрением заявлений, что является заблуждением, и с этим фактором не ведется просветительская работа. Главная задача МФЦ заключается в объединении схожих административных процедур органов государственной власти и местного самоуправления, создавая единый центр для приема, регистрации и выдачи необходимых документов гражданам.
Недостаточная инфраструктура и удаленность районных МФЦ также являются значительными проблемами. В статье Усманова Р.Р. отмечается, что в некоторых регионах доступность МФЦ ограничена из-за отсутствия необходимой инфраструктуры. Это затрудняет получение государственных услуг жителями отдаленных районов. Для решения этой проблемы предлагается развитие и модернизация инфраструктуры МФЦ, а также расширение их сети в удаленных районах. Рекомендуется открывать небольшие МФЦ равномерно между всеми населенными пунктами, чтобы жителям отдаленных деревень не приходилось ездить в районный центр за 50 км, а можно было обратиться в ближайшее крупное село на расстоянии 15 км. В больших городах следует открывать небольшие офисы МФЦ, охватывающие несколько микрорайонов, вместо огромных по площади центров. Также целесообразно расширять сферу выездных услуг населению, обучать персонал и увеличивать количество услуг, которые могут быть оказаны на выезде как на платной, так и на бесплатной основе для льготных категорий граждан.
Проблемы с оптимизацией процессов предоставления услуг также требуют внимания. В статье Малика Е.Н. отмечается, что процессы предоставления услуг в некоторых МФЦ недостаточно оптимизированы, что приводит к длительным ожиданиям заявителей и снижению их удовлетворенности. Для решения этой проблемы необходимо внедрять современные технологии и методы управления, чтобы повысить эффективность работы МФЦ. Региональные офисы должны наделяться все большими полномочиями для решения вопросов на месте или посредством межведомственного взаимодействия. Например, МФЦ города Москвы наделены полномочиями по ведению деятельности паспортных столов и оказанию услуг ЖКХ (обслуживание счетов, работа с данными счётчиков ГВС и ХВС, коммунальные льготы и т.д.). Сегодня МФЦ Москвы оказывает множество услуг в момент обращения заявителя. Так, при обращении за получением свидетельства о рождении новорожденного ребенка, сотрудник сразу проводит необходимую работу и как результат печатает свидетельство о рождении, подписывая его у руководителя центра МФЦ. Аналогично происходит с услугами ЖКХ: при предоставлении акта о замене счетчика горячего водоснабжения, сотрудник МФЦ сразу проводит необходимые действия в специальной программе, изменяя номер счётчика и обеспечивая возможность передачи показаний по новому прибору. Региональным МФЦ следует стремиться к такому же уровню работы, чтобы благодаря межведомственному взаимодействию и расширению полномочий, заявителям не приходилось ожидать результаты услуг и многократно посещать центры МФЦ.
Недостаточное финансирование и развитие региональных МФЦ также являются значительными проблемами. В статье Бабкиной А.О. отмечается, что в некоторых регионах МФЦ сталкиваются с недостаточным финансированием, что затрудняет их развитие и модернизацию. Для решения этой проблемы необходимо увеличить финансирование МФЦ и разработать программы поддержки их развития. Важно изменить подход к организационно-правовым формам, предоставляя больше простора для действий и автономности на местах при принятии решений и распоряжении средствами. Это позволит местным МФЦ быстрее решать локальные проблемы, не дожидаясь месяцами и годами решений от центральных органов власти, например, для замены стеклопакетов или установки кондиционеров в офисах.
В заключение, можно сказать, что проблемы региональных МФЦ требуют комплексного подхода к их решению. Необходимо улучшать кадровую политику, повышать квалификацию сотрудников, совершенствовать организационно-правовые подходы и улучшать инфраструктуру МФЦ. Только так можно обеспечить высокое качество и доступность государственных и муниципальных услуг для населения в региональных центрах МФЦ.
Список литературы
- Мирошникова О.В., Полякова Т.В. Разработка мероприятий по совершенствованию кадровой политики организации (на примере «МФЦ») // Тольяттинский государственный университет - менеджмент. 2018. URL: https://dspace.tltsu.ru/bitstream/123456789/6613/1/Мирошникова%20О.В._МЕНбз-1303Д.pdf
- Морев В.А., Денисов С.Е. Развитие многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в 2007-2018 гг. и их интеграция с электронным правительством // Журнал «Научный результат». Технологии бизнеса и сервиса. – 2019. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-mnogofunktsionalnyh-tsentrov-predostavleniya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-uslug-v-2007-2018-gg-i-ih-integratsiya-s
- Усманов Р.Р., Проблемы и пути совершенствования качества и доступности государственных муниципальных услуг на примере отделений МФЦ // Молодой ученый. - 2023. - №4. URL: https://moluch.ru/archive/451/99143/
- Малик Е.Н., Проблемы и перспективы оптимизации предоставления государственных и муниципальных услуг населению на базе МФЦ // Научно-методический электронный журнал «Концепт» – 2014. URL: http://e-koncept.ru/2014/54290.htm
- Бабкина А.О., Проблемы и перспективы развития многофункциональных центров в регионах РФ // НИЦ «Аспект» - 2022. URL: https://na-journal.ru/5-2022-pravo-obshchestvo/3724-problemy-i-perspektivy-razvitiya-mnogofunkcionalnyh-centrov-v-regionah-rf