В нынешней педагогике накопился ряд противоречий, препятствующих развитию музыкального интереса учащихся-пианистов. Очень часто дети приходят в класс фортепиано, потому что родители заинтересованы в обучении детей музыке. При этом у самих школьников не всегда проявляется интерес к занятиям музыкой. Исходя из личного наблюдения, можно сказать, что 2-3 учащихся младших классов из 10 учеников, только начиная обучение, достаточно быстро бросают занятия по фортепиано. Поэтому следует с самых первых уроков уметь заинтересовать ученика, формировать музыкальный интерес. Для начала следует раскрыть содержание понятия «музыкальный интерес».
В музыкально-педагогической литературе приводятся разные определения понятия «музыкальный интерес», однако все педагоги, психологи и исследователи сходятся во мнение о том, что без музыкального интереса невозможно музыкальное образования и воспитание ребенка. Данное понятие рассматривается с разных сторон. С одной стороны, музыкальный интерес рассматривают как мотивационное состояние (Кабалевский Д.Б. [2], Петрушин В.И. [4], Сергеева А.А. [5]). С другой стороны, в содержание понятия «музыкальный интерес» вкладывают несколько элементов, рассматривая данное понятие как совокупность эмоционального, интеллектуального и деятельностного компонентов (Солдатова О.М. [6], Таланова Ю.В. [7]).
Мы вводим собственное рабочее понятие: музыкальный интерес – это основа музыкального воспитания и творческого отношения к музыкальной деятельности, и понимается нами как: мотив к расширению музыкального кругозора и получение новых знаний о музыке; мотив, направленный на общение с музыкой; мотив, направленный на активное участие в различных видах музыкальной деятельности; стремление к самостоятельной творческой деятельности.
В современном музыкальном образовании остро стоит проблема поиска новых методов формирования музыкального интереса у учащихся младших классов на занятиях фортепиано.
Педагоги многие годы работают по таким пособиям, как, например, «Школа игры на фортепиано» А. Николаева, «Крохе-музыканту» И. Корольковой, «В музыку с радостью» О. Геталовой и др. Занимаясь по данным пособиям, конечно можно получить хороший результат освоения исполнительских навыков, однако педагоги не обращаются к новым методикам и пособиям, опасаясь их неэффективности. Более смелыми оказываются молодые специалисты, у которых нет ни положительного, ни отрицательного опыта работы по «проверенным» учебным пособиям.
Одним из инновационных методов является использование фонограмм.
Фонограммы – это профессиональный педагогический метод, который качественно решает серьезные задачи в обучении детей в младших классах:
- Фонограммы стимулируют интерес ученика. Мелодия ученика – одна из партий оркестра. Во время исполнения пьесы ученик чувствует себя сопричастным к чему-то большому и настоящему. У детей это вызывает положительные эмоции, которые также подпитывают позитивное отношение к урокам фортепиано. Фонограммы особенно важны для формирования интереса в младших классах, когда музыкальные произведения, исполняемые учеником, слишком просты в звучании и не создают художественной красоты.
- Ученики активно включаются в процесс подбора новой программы. Для выбора новых музыкальных произведений требуется прослушивание. Оно становится более интересным с фонограммами и кроме того, фонограммы можно отправить в мессенджерах или загрузить на флешку для домашнего прослушивания. Таким образом, ученики проявляют самостоятельность в выборе пьес.
- Исполнение пьес под фонограмму стимулирует внимание родителей и их интерес к игре ребенка. Гораздо интереснее слушать музыку, исполненную оркестром совместно с ребенком. К тому же просьбы родителей сыграть увеличивает количество домашних повторений.
- Фонограммы привносят в музыку разнообразие при многократном повторении мелодии. Ученику младшего школьного возраста быстро становится скучно при повторении одного и того же фрагмента пьесы. Фонограммы сделают процесс отработки и повторения интересным, превратят это в игру.
- Фонограммы расширяет музыкальный кругозор, который оказывает влияние на музыкальный интерес. В процессе игры за инструментом под фонограмму, ученик должен точно знать моменты вступления, пауз, дублирования партии фортепиано в оркестре. Ребенок знакомится с инструментами оркестра, их звучанием.
- Благодаря фонограммам концертное выступление получается ярким и интересным. Учащиеся младших классов с большим удовольствием и уверенностью выходят на сцену. Это положительно влияет на их самооценку и усиливает мотивацию к обучению.
Достоинства применения фонограмм велико. Фонограммы помогают ученику: хорошо концентрировать внимание при каждом исполнении; самостоятельно понять ученику, насколько хорошо выучено произведение; дисциплинировать исполнение; воспитывать темповую стабильность; обращать внимание на синхронность исполнения; хорошо ориентироваться в пьесе, используя слух; осознать принцип ансамблевой игры; понять характер исполнения произведений.
Исходя из педагогического опыта работы, мы можем рекомендовать сборники с фонограммами, разработанные такими современными композиторами как Олёрская Екатерина Алвиановна [3], Дэвис Елена [1]. Еще одним новым и оригинальным учебным пособием является «Веселая школа» Фердинанда Бейера серия «Поиграй-ка», которое также включает использование в работе с начинающими технических средств обучения (составитель пособия – почетный работник образования РФ, руководитель межрегионального образовательного проекта «Педагог-педагогу» Головлева Е.О., г. Самара).
Для преподавателей, внедряющих в свою работу данный метод, можно рекомендовать следующие приемы преодоления сложностей в работе с фонограммами: прохлопывание ритма под фонограмму, отстукивание ритма двумя руками, пение мелодии под фонограмму, исполнение мелодии вместе с учеником, исполнении мелодии пальчиком ученика (прием, предложенный Олёрской Е.).
Данный метод набирает популярность. Несомненно, современная аранжировка, яркость и разнообразие создаваемых образов, красочная оркестровка упражнений и пьес, оживят обучение, пробудят музыкальный интерес у ученика.
Список литературы
- Дэвис Е. Композитор Е. Дэвис / Дэвис Е. [Электронный ресурс] // Вконтакте: [сайт]. — URL: https://vk.com/public163356140
- Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1979. – 202 с.
- Олёрская Е.А. Ноты и фонограммы для младшеклассников / Олерская Е.А. [Электронный ресурс] // Фортпиано-Олерская: [сайт]. — URL: https://fortepiano-olerskaya.ru/
- Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для вузов / В.И. Петрушин. – 3-е изд. – Москва: Гаудеамус: Академический проект, 2009. – 399 с.
- Сергеева, А.А. Музыкальный интерес: понятие и сущность / А.А. Сергеева // Актуальные проблемы психологии в образовании: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Мурманск, 12–14 марта 2018 года / Научный редактор А.В. Прялухина. Ответственный редактор И.А. Синкевич. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2018. – С. 108-112
- Солдатова, О.М. Типология музыкального интереса / О.М. Солдатова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – №2 (4). – С. 41-45
- Таланова, Ю.В. Формирование музыкального интереса у детей на занятиях по фортепиано в системе дополнительного образования: специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Таланова Ю.В. – Москва, 2007. – 24 с.