ФОНОГРАММЫ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

ФОНОГРАММЫ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

39

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (198), Декабрь ‘24

Дата публикации 07.12.2024

Поделиться

В статье рассматривается проблема музыкального интереса; дается авторское содержание понятия «музыкальный интерес»; раскрывается возможность использования фонограмм как метода развития музыкального интереса у младших школьников.

В нынешней педагогике накопился ряд противоречий, препятствующих развитию музыкального интереса учащихся-пианистов. Очень часто дети приходят в класс фортепиано, потому что родители заинтересованы в обучении детей музыке. При этом у самих школьников не всегда проявляется интерес к занятиям музыкой. Исходя из личного наблюдения, можно сказать, что 2-3 учащихся младших классов из 10 учеников, только начиная обучение, достаточно быстро бросают занятия по фортепиано. Поэтому следует с самых первых уроков уметь заинтересовать ученика, формировать музыкальный интерес. Для начала следует раскрыть содержание понятия «музыкальный интерес».

 

В музыкально-педагогической литературе приводятся разные определения понятия «музыкальный интерес», однако все педагоги, психологи и исследователи сходятся во мнение о том, что без музыкального интереса невозможно музыкальное образования и воспитание ребенка. Данное понятие рассматривается с разных сторон. С одной стороны, музыкальный интерес рассматривают как мотивационное состояние (Кабалевский Д.Б. [2], Петрушин В.И. [4], Сергеева А.А. [5]). С другой стороны, в содержание понятия «музыкальный интерес» вкладывают несколько элементов, рассматривая данное понятие как совокупность эмоционального, интеллектуального и деятельностного компонентов (Солдатова О.М. [6], Таланова Ю.В. [7]).

 

Мы вводим собственное рабочее понятие: музыкальный интерес – это основа музыкального воспитания и творческого отношения к музыкальной деятельности, и понимается нами как: мотив к расширению музыкального кругозора и получение новых знаний о музыке; мотив, направленный на общение с музыкой; мотив, направленный на активное участие в различных видах музыкальной деятельности; стремление к самостоятельной творческой деятельности.

 

В современном музыкальном образовании остро стоит проблема поиска новых методов формирования музыкального интереса у учащихся младших классов на занятиях фортепиано.

 

Педагоги многие годы работают по таким пособиям, как, например, «Школа игры на фортепиано» А. Николаева, «Крохе-музыканту» И. Корольковой, «В музыку с радостью» О. Геталовой и др. Занимаясь по данным пособиям, конечно можно получить хороший результат освоения исполнительских навыков, однако педагоги не обращаются к новым методикам и пособиям, опасаясь их неэффективности. Более смелыми оказываются молодые специалисты, у которых нет ни положительного, ни отрицательного опыта работы по «проверенным» учебным пособиям.

 

Одним из инновационных методов является использование фонограмм. 

 

Фонограммы – это профессиональный педагогический метод, который качественно решает серьезные задачи в обучении детей в младших классах:

  1. Фонограммы стимулируют интерес ученика. Мелодия ученика – одна из партий оркестра. Во время исполнения пьесы ученик чувствует себя сопричастным к чему-то большому и настоящему. У детей это вызывает положительные эмоции, которые также подпитывают позитивное отношение к урокам фортепиано. Фонограммы особенно важны для формирования интереса в младших классах, когда музыкальные произведения, исполняемые учеником, слишком просты в звучании и не создают художественной красоты.
  2. Ученики активно включаются в процесс подбора новой программы. Для выбора новых музыкальных произведений требуется прослушивание. Оно становится более интересным с фонограммами и кроме того, фонограммы можно отправить в мессенджерах или загрузить на флешку для домашнего прослушивания. Таким образом, ученики проявляют самостоятельность в выборе пьес.
  3. Исполнение пьес под фонограмму стимулирует внимание родителей и их интерес к игре ребенка. Гораздо интереснее слушать музыку, исполненную оркестром совместно с ребенком. К тому же просьбы родителей сыграть увеличивает количество домашних повторений.
  4. Фонограммы привносят в музыку разнообразие при многократном повторении мелодии. Ученику младшего школьного возраста быстро становится скучно при повторении одного и того же фрагмента пьесы. Фонограммы сделают процесс отработки и повторения интересным, превратят это в игру.
  5. Фонограммы расширяет музыкальный кругозор, который оказывает влияние на музыкальный интерес. В процессе игры за инструментом под фонограмму, ученик должен точно знать моменты вступления, пауз, дублирования партии фортепиано в оркестре. Ребенок знакомится с инструментами оркестра, их звучанием.
  6. Благодаря фонограммам концертное выступление получается ярким и интересным. Учащиеся младших классов с большим удовольствием и уверенностью выходят на сцену. Это положительно влияет на их самооценку и усиливает мотивацию к обучению.

Достоинства применения фонограмм велико. Фонограммы помогают ученику: хорошо концентрировать внимание при каждом исполнении; самостоятельно понять ученику, насколько хорошо выучено произведение; дисциплинировать исполнение; воспитывать темповую стабильность; обращать внимание на синхронность исполнения; хорошо ориентироваться в пьесе, используя слух; осознать принцип ансамблевой игры; понять характер исполнения произведений.

 

Исходя из педагогического опыта работы, мы можем рекомендовать сборники с фонограммами, разработанные такими современными композиторами как Олёрская Екатерина Алвиановна [3], Дэвис Елена [1]. Еще одним новым и оригинальным учебным пособием является «Веселая школа» Фердинанда Бейера серия «Поиграй-ка», которое также включает использование в работе с начинающими технических средств обучения (составитель пособия – почетный работник образования РФ, руководитель межрегионального образовательного проекта «Педагог-педагогу» Головлева Е.О., г. Самара).

 

Для преподавателей, внедряющих в свою работу данный метод, можно рекомендовать следующие приемы преодоления сложностей в работе с фонограммами: прохлопывание ритма под фонограмму, отстукивание ритма двумя руками, пение мелодии под фонограмму, исполнение мелодии вместе с учеником, исполнении мелодии пальчиком ученика (прием, предложенный Олёрской Е.).

 

Данный метод набирает популярность. Несомненно, современная аранжировка, яркость и разнообразие создаваемых образов, красочная оркестровка упражнений и пьес, оживят обучение, пробудят музыкальный интерес у ученика.

Список литературы

  1. Дэвис Е. Композитор Е. Дэвис / Дэвис Е. [Электронный ресурс] // Вконтакте: [сайт]. — URL: https://vk.com/public163356140
  2. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца: Книга для учителя / Д.Б. Кабалевский. – М.: Просвещение, 1979. – 202 с.
  3. Олёрская Е.А. Ноты и фонограммы для младшеклассников / Олерская Е.А. [Электронный ресурс] // Фортпиано-Олерская: [сайт]. — URL: https://fortepiano-olerskaya.ru/
  4. Петрушин, В.И. Музыкальная психология: учеб. пособие для вузов / В.И. Петрушин. – 3-е изд. – Москва: Гаудеамус: Академический проект, 2009. – 399 с.
  5. Сергеева, А.А. Музыкальный интерес: понятие и сущность / А.А. Сергеева // Актуальные проблемы психологии в образовании: Сборник научных статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Мурманск, 12–14 марта 2018 года / Научный редактор А.В. Прялухина. Ответственный редактор И.А. Синкевич. – Мурманск: Мурманский арктический государственный университет, 2018. – С. 108-112
  6. Солдатова, О.М. Типология музыкального интереса / О.М. Солдатова // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2015. – №2 (4). – С. 41-45
  7. Таланова, Ю.В. Формирование музыкального интереса у детей на занятиях по фортепиано в системе дополнительного образования: специальность 13.00.02 "Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)": автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Таланова Ю.В. – Москва, 2007. – 24 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее