Финансовое обеспечение муниципальных образований всегда было одной из важных тем в области государственного и муниципального управления, поскольку именно муниципальные образования часто сталкиваются с различным родом проблем, одна из таковых – финансовое обеспечение при реализации переданных государственных полномочий. Для того чтобы разобраться в данной проблеме, необходимо провести анализ финансовой системы муниципалитетов, а также изучить их полномочия, и как они реализуются.
Итак, в настоящее время каждое муниципальное образование обладает собственным бюджетом, который состоит из доходной и расходной частей. Доходная представляет собой в большей степени налоговые и неналоговые поступления, а расходная – различные составляющие, например, такие как: решение вопросов местного значения, обслуживание и погашение муниципального долга и, соответственно, исполнение отдельно переданных государственных полномочий. В общем виде, систему бюджета муниципального образования можно представить следующим образом (рисунок 1):
Рисунок 1. Структура бюджета муниципального образования [1]
Как уже было отмечено ранее, расходы на осуществление отдельно переданных государственных полномочий представляют собой отдельную статью в бюджете муниципального образования. В соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», финансирование на данную статью расходов производится только посредством предоставления местному самоуправлению субвенций из федерального или регионального бюджета, но органы местного самоуправления могут использовать дополнительно и собственные денежные ресурсы на их исполнение [2]. Местное самоуправление может быть наделено такими полномочиями как на неопределенный, так и на определенный срок, в зависимости от их сферы и важности.
Существуют также и общие требования к законам, в соответствии с которыми эти полномочия передаются. Общие требования указаны на рисунке 2.
Рисунок 2. Общие требования к содержанию Федерального закона или закона субъекта Российской Федерации в части передачи отдельных государственных полномочий [2]
Довольно часто отдельно переданные государственные полномочия передаются в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, так государство облегчает себе работу, поскольку муниципальным образованиям гораздо проще уделить внимание каждому нуждающемуся гражданину, кроме того, реализация данных функций местными органами власти показывает большую эффективность. Но, к сожалению, существуют некоторые проблемы.
Главная проблема состоит в том, что зачастую субвенций недостаточно для реализации данных полномочий, а если использовать бюджетные средства, пострадает реализация местных вопросов, что негативно скажется на эффективности деятельности органов местного самоуправления. Недостаточное количество субвенций побуждает местное самоуправление экономить при реализации полномочий, для того чтобы выполнить все поставленные задачи, муниципалитеты закупают более дешевое оборудование, ставят заниженные суммы на муниципальные заказы, экономят на подрядчиках, что в свою очередь приводит ко множеству других проблем, в частности, к порче государственного и муниципального имущества, некачественной реализации проектов.
Кроме того, существуют некоторые расхождения в законодательстве. Так, например, при выполнении полномочий в сфере предоставления отдыха и детских пособий, отсутствие регистрации по месту жительства ребенка и родителя является причиной для отказа в предоставлении льготных путевок в детские лагеря и социальной выплате, в случае самостоятельного приобретения путевок, но существует также нормативно правовой акт, в соответствии с которым выплаты проводятся как по месту прописки, так и по месту проживания. Соответственно, муниципальные образования не могут в полной мере, а иногда и полностью реализовать данные полномочия, при том что средства на их реализацию также передаются с субвенциями [3].
Еще одну проблему также отмечают и некоторые ученые и экономисты. Так, например, выделяют такую проблему, как «скрытность полномочий», она заключается в том, что законодательство возлагает некоторые полномочия на органы муниципальной власти, не указывая на их государственную природу, что значительно осложняет деятельность местных самоуправлений, поскольку позволяет государственным органам не финансировать из федерального бюджета данные функции [4].
Недостатком является и тот факт, что в российском законодательстве нет какой-либо ответственности федеральных органов власти за недостаточное финансирование отдельно переданных полномочий, а также не закреплены конкретные показатели для расчетов финансирования. Поэтому у муниципальных образований зачастую нет возможности запросить большую сумму или дополнительные средства в процессе их реализации.
К счастью, многие из перечисленных проблем в настоящее время находятся в процессе их решения. Так, например, поправкой в нормативно-правовую базу было введено понятие «отдельно переданных государственных полномочий», кроме того, с 2014 года проблему финансирования частично решили при помощи такой системы, как «поэтапная консолидация субсидий», а также увеличения количества распределяемых субсидий, совершенствования способов предоставления дотаций [5]. Такие улучшения заключаются в том, что в настоящее время местные органы власти могут запрашивать средства по мере их необходимости, а также дополнительно, в случае их нехватки, но тем не менее, нет гарантии, что дополнительные средства будут получены.
Остальные же проблемы в настоящее время все еще остаются нерешенными. Но можно предложить определенные механизмы, которые позволили бы с ними справиться. Так, например, проблему финансового обеспечения могла бы решить продуманная система расчета необходимых ресурсов на реализацию отдельно переданных государственных полномочий. В частности, можно создать отдельную государственную структуру, которая бы принимала заявки на необходимые суммы от муниципальных образований, к примеру, местные органы власти могли бы собственно составлять сметы по каждому полномочию, с объяснением, в каком размере и на какие цели необходимы те или иные финансовые ресурсы, подключая к расчетам независимых экспертов.
Еще одним важным шагом в области борьбы с недостатками является работа с несоответствиями в законодательстве. Государственным органам власти, прежде чем передавать полномочия, следует углубленно обращаться к нормативно-правовой базе, устранять ошибки и несоответствия, или же оставлять право на реализацию тех или иных функций за муниципальным образованием.
Кроме того, проблему позволило бы решить снижение финансовой нагрузки с муниципальных образований, посредством повышения доли передачи некоторых федеральных и региональных налогов, которые в настоящее время составляют 10% и менее, в частности, некоторой части налога на доходы физических лиц. Так, у местного самоуправления появились бы собственные ресурсы, которых было бы более чем достаточно для решения как собственных, так и переданных государственных полномочий. Многие муниципальные образования, к сожалению, до сих пор являются дотационными, хотя имеют большой потенциал для развития и самостоятельного обеспечения.
Таким образом, при анализе были выявлены определенные проблемы, в отношении которых следует предпринять определенные меры по их решению, в первую очередь, конечно, необходимо решить проблему финансового обеспечения. Если меры окажутся эффективными, то в ближайшем обозримом будущем, государство ожидает стремительный рост развития, поскольку решение самых нижних проблем, как самых глубоких, влечет за собой и решение региональных и общегосударственных. Если предположить, то будет заметна положительная тенденция в области социально-экономического положения страны.
Список литературы
- Амзорова Д.Н., Пигина Т.Н. Структура и проблемы формирования доходов бюджета муниципального образования / Д.Н. Амзорова, Т.Н. Пигина // Корпоративная экономика. – 2021. – №2 (26). – С. 76-85
- Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, №40, ст. 3822
- «20-е заседание городской думы: на контроле депутатов вопрос о выполнении Департаментом социальной защиты населения города переданных государственных полномочий» // Официальный портал Администрации г. Ростова-на-Дону. [Электронный ресурс] URL: https://rostov-gorod.ru/press_room/news/8879/173477/ (дата обращения: 01.11.2024)
- Андреева Л.А. К вопросу о качестве нормативно-правовых актов / Л.А. Андреева // Актуальные проблемы юриспруденции. – 2020; – Т.2(30). – С. 31-40
- Саблин Д.А. Проблемы финансирования местного самоуправления в Российской Федерации / Д.А. Саблин // Вопросы российского и международного права. – 2021. – Т. 11, №2. – С. 226-232