ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПУБЛИЧНЫХ ВЫСТУПЛЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

46

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 48 (198), Декабрь ‘24

Дата публикации 03.12.2024

Поделиться

Примета современного образования и непременного условия профессионального успеха — это умение грамотно строить диалог, логически рассуждать, чётко формулировать и доносить до оппонента суть своего суждения. Эти навыки свидетельствуют об академической грамотности и являются результатом сочетания разных приёмов преподавания в урочной и внеурочной деятельности. В статье приводятся примеры построения системной работы в «Петрозаводском президентском кадетском училище», направленные на формирование академической и читательской грамотности как основополагающих компетенций.

Первая четверть XXI века на излёте, 2024 год тоже... Стремительно развиваются процессы информатизации общественной жизни. Новые технологии внедряются в различные сферы, и невозможно представить, чтобы современный образовательный процесс остался в стороне от этих изменений. Поэтому перед преподавателями довузовского образования стоят задачи обеспечения такого его качества, которое будет основываться на фундаментальном педагогическом опыте и отвечать требованиям формирования личности в соответствии с новыми ФГОС.

Научные открытия наших соотечественников дают полное право говорить о превосходстве российской науки как в теоретическом, так и в прикладном аспектах. Наша система образования (несмотря ни на что) всегда имела большой вес на мировой арене, однако, чтобы современное отечественное образование сохраняло и приумножало свою конкурентоспособность, на первый план в нём должно выйти развитие академической грамотности как результата развития современного общества, как комплекса профессиональных компетенций, необходимых для успешной жизни в век информатизации.

Искусство убедительно выступать и приходить к конструктивным выводам, особенно в научной среде; грамотно вести дискуссии, логически обосновывая свою точку зрения; умение оценивать и сравнивать научные результаты, формировать личную научную позицию должно стать фундаментом при овладении предметными компетенциями как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Таким образом, эффективной реализации формирования академической грамотности в образовательном процессе отводится особая роль, в том числе и в Петрозаводском президентском кадетском училище, где - в большей степени в ходе учебных занятий - особое внимание уделяется организации публичных выступлений обучающихся как универсального умения, становящегося результатом разных видов деятельности.

Итак, возможность выступать публично даже в незнакомой аудитории, самостоятельно управлять дискуссией, формировать и изменять мнение слушателей – основы академической грамотности. Сложно ли это? Безусловно, сложно. Подготовка одного выступления предполагает тщательное планирование и прорабатывание основных составляющих академической грамотности: чтения (про себя, ознакомительного, поискового, просмотрового, углублённого), запоминания (произвольного, механического, смыслового), синтеза информации, формулирования задач, обобщения, аргументирования своей точки зрения, анализа результата, а также оттачивания навыков участия в диалоге и полилоге. Достигнуть нужных результатов здесь позволяет систематическая работа (написание конкурсных работ и участие в научно-практических конференциях, проведение уроков в форме дебатов и дискуссий, когда класс поделён на группы; наконец, поручение индивидуальных заданий на самоподготовку с целью построения монологического высказывания или ведение урока вместе с педагогом, когда заранее подготовленному ребёнку отводится роль ассистента учителя на уроке), позволяющая развивать умения и навыки деятельности вдумчивого читателя: восприятие информации в разных её формах, собственная её трактовка, осмысление и оценивание текстов с позиции правильности речи и искусства слова (например, при анализе и взаимопроверке сочинений на стадии подготовки к итоговому сочинению и выполнению задания №27 ЕГЭ-2025 по русскому языку). Данная компетенция развивается посредством разноплановой работы с текстами. Следовательно, здесь уместно вспомнить и эффективные инструменты для повышения уровня познавательной активности обучающихся (стоящие у истоков формирования читательской компетенции), коими являются личностно-ориентированные, деятельностно-ориентированные, игровые технологии проблемного и дифференцированного обучения.

В педагогической деятельности мы применяем технологии развития критического мышления (ТРКМ). Сюда включаются приемы активного чтения (чтение с пометками, постановка толстых и тонких вопросов, чтение с остановками), приемы графической организации учебного материала (составление интеллект-карт, кластеров, схем, разгадывание перепутанных логических цепочек, восстановление пустографок), приемы творческой направленности («Пятиминутное мини-сочинение», «Синквейн», «Изобретатель», «Кроссворд», «Денотатный граф» и другие).

Подбирая тематический материал, адаптируя его под особенности возраста слушателей, кадеты не только развивают личностные компетенции, чувствуют особую ответственность, но и сами лучше усваивают полученные знания, развивают креативное  и пространственно-образное мышление, творческие способности, укрепляют понимание причинно-следственных связей, наконец, стремятся к объективному оцениванию результатов своей деятельности, что определённо положительно сказывается на общей успеваемости и успешности обучающихся.

Не менее эффективным методом формирования академической грамотности является участие кадет в социальных акциях. Раздавая прохожим тематические листовки, обращаясь к людям с краткой информацией по анонсируемому мероприятию, обучающиеся развивают навыки коммуникации, формулирования точных и развёрнутых речевых высказываний.

Во время проведения мастер-классов и внеурочных занятий, приуроченных к определенным датам и событиям, кадеты накапливают опыт ведения конструктивного диалога, рефлексии, развивают творческий потенциал, приобретают ценные навыки принятия самостоятельного и/или коллективного решения различных познавательных и коммуникативных задач. Общение со взрослыми на равных позволяет оценивать значение речевого материала на более высоком интеллектуальном уровне.

Участие кадет в создании сценариев и проведении массовых мероприятий для разновозрастной аудитории способствует не только оттачиванию ораторского мастерства и сценической культуры, но и практики импровизации, что также является значительным вкладом в формирование академической грамотности.

Представленный перечень практических примеров дает основание утверждать, что организация публичных выступлений кадет является эффективным методом формирования академической грамотности не только в рамках учебной и внеурочной, но и в исследовательской деятельности, что позволяет усиливать мотивацию к приобретению новых знаний и навыков. Иначе говоря, современный ученик может и должен стать ассистентом педагога, стимулируя тем самым познавательную активность свою и других обучающихся, улучшая качество обучения и воспитания в целом, повышая уровень как собственной подготовки, так и подготовки одноклассников, особенно в сфере информационных технологий. Формирование академической грамотности способствует решению главной цели любого современного российского учреждения образования – воспитанию социально активной личности, способной к самоутверждению и самосовершенствованию.

Список литературы

  1. Асонова Е.А. Инфраструктура чтения: опыт описания с позиции субъекта / Е.А. Асонова, Е.С. Романичева, О.В. Сененко, К.С. Киктева // Вопросы образования. – 2018. – №2. – С. 31
  2. Белеванцева О.Н. Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций / О.Н. Белеванцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — №35 (377). — С. 125-127
  3. Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: ее сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2014. – С. 6
  4. Овсянникова, Т.Г. Формирование читательской компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы: методические рекомендации / Т.Г. Овсянникова, И.В. Мовнар, Т. Л. Шишигина. – Вологда, 2016. – С. 80
  5. Сабирова Е.С. Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5-11-х классах / Е.С. Сабирова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — №7 (402). — С. 271-274
  6. Светловская Н.Н. Основы науки о читателе: теория формирования типа правильной читательской деятельности / Н.Н. Светловская. – М.: NB Магистр, 1993. – С. 24
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее