МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

МОДЕЛЬ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССОВ

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

156

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (197), Декабрь ‘24

Поделиться

В статье рассмотрены понятия качества образования, математической грамотности, определены психолого-педагогические особенности учащихся 9 классов, проанализированы основные принципы государственного регулирования качества основного общего образования в России, выявлены ключевые показатели обеспечения качества математической подготовки, разработана модель повышения уровня математической грамотности для учащихся 9 классов, приведены рекомендации для повышения качества математической подготовки основного общего образования.

Согласно данным, предоставленным Российской академией образования в марте 2024 года, 53% учащихся основного и среднего общего образования испытывают чувство тревоги во время решения математических заданий, что существенно влияет на снижение качества математической подготовки в школе [1]. Высокие требования, предъявляемые к математическим знаниям учащихся, неуверенность в собственных силах, страх ошибки, отсутствие поддержки и мотивации со стороны педагога могут привести к неприятию математики и существенным проблемам в успеваемости. Предотвратить нежелательные последствия математической тревожности позволит четкое понимание показателей качества математического образования и психолого-педагогических особенностей подростков, на основании которых должна выстраиваться стратегия повышения математической грамотности учащихся 9 классов.

Качество образования представляет собой образовательную деятельность, отвечающую требованиям стандартов, направленную на удовлетворение потребностей индивидов, заинтересованных в образовательном процессе, которая преследует цель высокого уровня подготовки в соответствии с образовательной программой [2, c. 11]. Качество образования складывается из таких факторов как успеваемость учащихся, профессионализм педагога, вовлеченность учащихся в учебный процесс, достижение показателей эффективности обучения, способность применять знания и навыки в повседневной жизни, материально-техническая оснащенность учебных заведений.

Математическая грамотность определяется исходя из способностей учащихся использовать математические инструменты и понятия для решения задач в условиях определенного контекста или объективной реальности. Математическая грамотность помогает воспитывать в учащихся объективность суждений, развивать когнитивные навыки, она служит проводником между миром теорий и окружающей действительностью [3, c. 47]. Критериями математической грамотности в соответствии с международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) являются знания фундаментальных базовых математических концепций, умение применять математические концепции в решении стандартных задач, а также задач с реальным контекстом, владеть навыком аргументации решений в устном и письменном изложении, а также обладать способностью к разработке новых математических гипотез и идей [4, с. 78, 79]. В целом на сегодняшний день существуют достаточно высокие требования к математической подготовке в школе, что детерминировано следованием международным стандартам образования, таким как PISA, научно-техническим прогрессом, в том числе развитием цифровых технологий, политикой государства, а также спросом на профессиональные навыки на рынке труда.

Обеспечение математической подготовки учащихся 9 классов должно происходить с учетом психолого-педагогических особенностей подростков. Понимание мотивов поведения детей подросткового возраста позволит грамотно организовать учебный процесс, поможет замотивировать учащихся на занятия математикой, которая требует концентрации внимания, терпения, настойчивости и серьезного отношения во время изучения.

Выделяют следующие психолого-педагогические особенности подростков:

- подростки могут сконцентрироваться на работе, которая представляется им интересной, однако, повышенная возбудимость, характерная для детей в этом возрасте, будет служить препятствием для продолжительной фокусировки внимания;

- у подростков прогрессируют когнитивные навыки, улучшается память, – изначально школьники стараются понять новую информацию, после чего запомнить ее и интерпретировать ее в соответствии со своими представлениями;

- развивается логическое и абстрактное мышление – логика наиболее сформирована у подростков, ярко выражено критическое мышление, школьники начинают лучше осознавать абстрактные понятия;

- происходит обогащение речи, увеличение словарного запаса, появляется потребность в высказывании своего мнения, выражения субъективной оценке;

- в подростковом возрасте дети начинают активно социализироваться, общаться со сверстниками, стремляться стать частью коллектива, получить одобрение сверстников, построить дружеские отношения [5, с. 270];

- улучшается письменная и устная речь, подросткам становится легче сформулировать свои мысли, написать текст или рассказать о чем-либо;

- школьники подросткового возраста проходят через самосознание, самоопределение, которые сопровождаются внутриличностными конфликтами и конфликтами со взрослыми;

- подросткам свойственны перепады настроения, они могут демонстрировать агрессивное поведение [6, с. 146, 147].

Принимая во внимание психолого-педагогические особенности, следует отметить, что подростки, с одной стороны, уже обладают достаточно развитыми когнитивными способностями, хорошей памятью, логическим и абстрактным мышлением, точно выражают свои мысли, следовательно они могут выполнять достаточно сложные задания. С другой стороны, существуют проблемы, связанные с волевыми качествами характера, из-за чрезмерной эмоциональной возбудимости и трудностей в концентрации внимания на предмете, который не вызывает интереса. Перечисленные характеристики необходимо учитывать педагогу на этапе планирования занятий математикой.

Повышением качества математического образования в России заинтересованы на государственном уровне, что подтверждается поручением президента В. В. Путина в отношении усовершенствования преподавания математики и информатики в школах [7]. В России ежегодно проходят научные исследования при участии Федерального института оценки качества образования, в результате которых оценивается грамотность школьников по модели PISA. По данным на 2022 год произошел рост математической грамотности среди учащихся 9 классов, в сравнении с результатами в предыдущие периоды исследований [8]. Основным нормативным документом, регулирующим качество математической подготовки с 5 по 9 классы в России, является ФГОС Основное общее образование. В соответствии с требованиями ФГОС были выявлены ключевые показатели обеспечения качества математической подготовки:

- умение интегрировать математические знания в реальную жизнь, понимание взаимосвязей между математикой и существующей действительностью;

- знания о историческом становлении математики как науки в культурном и социальном контексте;

- понимание глобального и универсального значения математического языка, который объединяет в себе различные культуры и науки;

- возможности изучения процессов и явлений в природе с помощью математики [9].

В рамках концепции повышения качества математической подготовки, изображенной на рисунке 1, предлагается применить интерактивные методы обучения, индивидуальный подход к обучению, а также использование математических теорий на практике. В представленной концепции хотелось бы выделить методы, которые будут наиболее эффективными для учащихся 9 классов с учетом психолого-педагогических особенностей.

Создание математических курсов с помощью системы управлением образованием (СОУ). Современные СОУ, такие как Moodle, позволяют без труда создавать обучающие курсы для по различным дисциплинам, в том числе по математике. Преимуществами математических курсов являются интерактивность, которая вызывает заинтересованность у учащихся; возможность дополнительных занятий для учеников, испытывающих сложности при изучении математики, а также для способных учеников; моментальная проверка заданий и обратная связь. Некоторые СОУ обладают искусственным интеллектом, позволяющим сформировать индивидуальную программу обучения для каждого ученика.

Междисциплинарный подход подразумевает осуществление совместной работы педагога-математика с педагогами, занимающимися преподаванием биологии, физики, химии, истории, обществознания и других школьных предметов для разработки междисциплинарных заданий, которые помогут школьникам лучше осознать связь математики с другими дисциплинами и с реальными задачами из жизни.

Рисунок 1. Модель повышения качества математической подготовки учащихся 9 классов

Выполнение проектной работы является эффективным в повышении качества математической подготовки; проект может носить междисциплинарный характер, тогда учащиеся смогут понять связь математики с другими дисциплинами. Проект может быть индивидуальным, направленным на развитие личных показателей качества математической подготовки или коллективным, что позволит учащимся наладить социальные связи и оказать помощь друг другу в понимании математики; при этом результаты проекта могут быть освещены как на уроке перед классом, так и представлены на научной конференции.

Отдельно от обучающих методов хотелось бы рассмотреть мотивацию и психологическую поддержку учеников при занятиях математикой, поскольку каждый из школьников обладает индивидуальными темпами психического и физического развития, что ставит подростков в уязвленное положение по отношению к взрослому и требует более деликатного подхода от педагога, в противном случае ученики могут приобрести математическую тревожность и перестать справляться со школьной программой.

Анализ научно-методической литературы позволил определить психолого-педагогические особенности подростков, учащихся 9 классов, которые заключаются в хорошо развитых способностях логического, абстрактного мышления и памяти, а также преувеличенной эмоциональной реакции, сопровождающейся перепадами настроения, и избирательным дефицитом внимания по отношению к малоинтересным занятиям.

На основании изучения нормативных документов РФ были выделены показатели обеспечения качества математической подготовки, в перечень которых вошли: понимание взаимосвязи математики с реальной жизнью, знание истории становления математики как науки, знание синтаксиса математики, использование средств математики в других науках.

Предложенная модель повышения качества математической подготовки содержит в себе аспекты использования современных интерактивных технологий, индивидуального подхода и практического применения, в разрезе которых можно выделить такие педагогические методы и приемы как использование СОУ, проектной деятельности, междисциплинарного подхода, психологической поддержки и мотивация.

Список литературы

  1. Больше половины школьников бояться математики // Парламентская газета [сайт]: pnp.ru – 2024. – URL: https://clck.ru/39TfVE (дата обращения: 15.03.2024)
  2. Баскаков, С.В. Этапы формирования качества образования и качества обучения в образовательных организациях силового блока / С.В. Баскаков, Д.А. Зимницкий // Экономические и гуманитарные исследования регионов. – 2020. – №5. – С. 10-15
  3. Лукичева, Е.Ю. Математическая грамотность: обзор понятия и методики формирования / Е.Ю. Лукичева // Непрерывное образование. – 2020. – №3 (33). – С. 46-53
  4. Рослова Л.О. Проблема формирования способности "применять математику" в контексте уровней математической грамотности / Л.О. Рослова, Е.С. Квитко, Л.О. Денищева, И.И. Карамова // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2020. – Т. 2, №2 (70). – С. 74-99
  5. Ускова, С.В. Психолого-педагогические особенности подростков, увлеченных компьютерными играми / С. В. Ускова // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Научные статьи XIII Международной научно-практической конференции, Рязань, 13-15 октября 2022 года / Под общей редакцией Л.А. Байковой, Н.В. Евтешиной, Н.А. Фоминой. – Рязань: Индивидуальный предприниматель Жуков Виталий Юрьевич, 2022. – С. 269-272
  6. Мышева, Т.П. Психолого-педагогические особенности подростков и решение проблемы их агрессивности как показателя дезадаптации / Т.П. Мышева, М.А. Диденко // Предупреждение и преодоление дезадаптации несовершеннолетних - центральная проблема социальной педагогики: Сборник материалов 3-й Всероссийской научно-практической конференции, Таганрог, 08 апреля 2022 года / Ответственный редактор С.Ю. Шалова. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2022. – С. 145-149
  7. Путин поручил кабмину усовершенствовать преподавание математики и информатики в школах // ТАСС [сайт]: tass.ru – 2020. – URL: https://clck.ru/39TLMk (дата обращения: 15.03.2024)
  8. Отчеты МСИ // Федеральный институт оценки качества образования [сайт]: fioco.ru – 2024. – URL: https://clck.ru/39TPSZ (дата обращения: 15.03.2024)
  9. ФГОС Основное общее образование// ФГОС [сайт]: fioco.ru – 2021. – URL: https://clck.ru/39TSbv (дата обращения: 15.03.2024)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее