Различные ученики по-разному запоминают материал, выбирают разные пути решения той или иной проблемы, поэтому важно научить школьников всевозможным учебным приемам и умениям, чтобы они смогли выбрать наиболее предпочтительный для них вариант с целью формирования индивидуального стиля изучения иностранного языка. Это особенно важно для младшего школьника, у которого нет опыта учебной деятельности и которому важно привить исходно корректный (лично для него рациональный) стиль учебного труда. Еще сложнее приобрести опыт учебной деятельности в овладении иностранным языком, При этом является важным так организовать процесс обучения иностранному языку, чтобы сформировать у младшего школьника учебно-познавательную компетенцию, которая, основываясь на индивидуальных особенностях его личности, обеспечивала бы эффективность его учебной деятельности по овладению иноязычным общением [1, с.146].
Повысить эффективность овладения учащимися иностранным языком можно путем рефлексивной организации учебно-познавательной деятельности при реализации определенных педагогических условий.
Рефлексия происходит от латинского слова reflexio –обращение назад. В толковом словаре русского языка рефлексия представлена как самоанализ. Рефлексия - процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний. Введение процедуры рефлексии в образовательный процесс позволяет учащимся:
- научиться осознанно планировать свою деятельность, понимать цели деятельности одноклассников, учителей;
- отслеживать выполнение поставленных целей и корректировать дальнейшую деятельность;
- анализировать успехи и трудности в достижении цели;
- осуществлять «взгляд со стороны».
В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими учащимися со своими способами и методами действия. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, но и на любом его этапе.
Для чего необходима рефлексия?
Рефлексия позволяет ученику осознать свою индивидуальность, уникальность и предназначение, которые определяются из анализа его предметной деятельности и ее продуктов, поскольку ученик проявляет себя в тех приоритетных для него областях бытия и способах деятельности, которые присущи его индивидуальности. Необходимо так организовать процесс обучения иностранному языку, чтобы сформировать, начиная с младшего школьного возраста, учебно-познавательную компетенцию, которая, основываясь на индивидуальных особенностях его личности, обеспечивала бы эффективность его учебной деятельности по овладению иноязычным общением [1, с.146].
В основе организации учебно-познавательной деятельности по изучению иностранного языка должно лежать осознание своего «Я» и учителем, и учеником, участвующими в этом процессе. В таком случае рефлексивный характер организации учебно-познавательной деятельности учащихся может быть выражен следующими действиями:
1. Формулирование и осознание учащимися с помощью учителя целей изучения иностранного языка.
2. Формирование мотивов изучения языка и их удовлетворение.
3. Установление и осознание учащимися исходного уровня владения языком и оценка необходимости и путей совершенствования языка.
4. Разработка и реализация программы действий учебно-познавательной деятельности в процессе самообразования и обучения.
5. Получение и осмысление по определенным параметрам информации о состоянии и перспективах изучения иностранного языка.
6. Переработка информации, полученной по каналам обратной связи, самооценка, выработка и внесение в образование корректирующих взаимодействий, т. е. формирование и развитие иноязычной культуры [2, с.80].
Применительно к иностранному языку как к учебному предмету продуктивная учебно-познавательная деятельность рассматривается как осознанный рефлексивно-исследовательский и творческий процесс. Он обеспечивает, с одной стороны, творческий характер овладения новым языком, способами его использования в реальном межкультурном общении и способами самостоятельного изучения иностранного языка, а с другой стороны, способствует развитию познавательных и творческих способностей личности согласно стандартам нового поколения, в процессе обучения учащийся должен достигнуть определенных предметных, личностных и метапредметных результатов. При этом первостепенное значение имеют именно метапредметные результаты, которые включают в себя:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для решения элементарных коммуникативных задач;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной, волевой сфер младшего школьника;
- формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- овладение умением работать с разными компонентами УМК [3, с.20]
Функции рефлексии в педагогическом процессе: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная, коррекционная. Исходя из функций рефлексии, рассмотрим классификацию:
- рефлексия деятельности: «лесенка успеха», «наряди елку»; «дерево успеха», «поезд», «поляна».
- рефлексия настроения и эмоционального состояния: карточки с изображением лица (грустного, веселого); «солнышко и тучка»; «радостный/грустный гномик».
- рефлексия содержания учебного материала: исходя из начала фразы закончить предложение (сегодня я узнал…, было интересно…, было трудно… ); «плюс – минус -интересно»; синквейн.
Рефлексию настроения целесообразно проводить в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Рефлексия деятельности приемлема на этапе проверки домашнего задания, защите проектных работ. Рефлексия содержания учебного материала применяется в конце урока или на этапе подведения итогов для выявления уровня осознания содержания пройденного материала [4].
Таким образом, проведение рефлексии на уроках иностранного языка является неотъемлемым элементом учебно-познавательной деятельности. Благодаря данному процессу ученики смогут проанализировать свои результаты, чтобы определить свои успехи и неудачи, и вместе с учителем наметить план дальнейшего обучения данному предмету.
Список литературы
- Запрудина Е. М. Характеристика компонентов учебно-познавательной компетенции младших школьников в процессе изучения иностранного языка / Е.М. Запрудина //Вестник Шадринского государственного педагогического университета.- 2015. - №4 (28).- С.140-147
- Беликов В.А. Рефлексивно-дидактические аспекты организации учебно-познавательной деятельности учащихся школ и студентов вузов в процессе иноязычной подготовки / В.А. Беликов, Н.Г. Кривощапова, Е.Е. Долгалева, Е.В. Сребницкая // Сибирский педагогический журнал. - 2007.- № 5.- С. 79-86
- Тетерева А.А. Рефлексия в структуре учебной деятельности по овладению иностранным языком / А.А. Тетерева // Вестник Университета Российской академии образования. 2011.- № 4.- С.19-22
- Рефлексия на уроках иностранного языка [Электронный ресурс]. 2019. http://infourok.ru/refleksiya-na-urokah-inostrannogo-yazika-3081994.html