РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

РЕФОРМИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Авторы публикации

Рубрика

Землепользование

Просмотры

40

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (197), Декабрь ‘24

Дата публикации 01.12.2024

Поделиться

На территории Волгоградской области наблюдаются проблемы с ростом цен на сельскохозяйственную продукцию, виной чему является недостаток предложения. В статье проанализированы причины недостатка предложения сельскохозяйственной продукции и показаны возможные варианты изменения в земельном законодательстве Волгоградской области. Без изменений в земельном и других связанных с сельским хозяйством законодательствах решить данную проблему будет очень трудно.

Согласно данным федеральной службы государственной статистики в период за 2023 год на территории Волгоградской области денежные расходы населения превысили денежные доходы на 9,5 миллиардов рублей [1]. Это вызвано в первую очередь подорожанием сельскохозяйственной продукции ввиду её недостаточного производства для внутреннего потребления (таблица 1) [3].

 

Таблица 1.

Динамика среднегодового производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств Волгоградской области [2]

№ п. п.

Наименование продукции

2013-2015 гг.

2014-2016 гг.

2015-2017 гг.

2016-2018 гг.

2017-2019 гг.

1

Зерно

3307

3789

4368

4627

4618

2

Подсолнечник

718

733

708

777

906

3

Картофель

309

257

245

229

212

4

Овощи

832

901

966

1001

1032

5

Плоды и ягоды

156

154

154

156

159

6

Бахчи продовольственные

316

345

345

347

313

7

Молоко

522

513

518

527

527

8

Яйцо, млн. шт

702

715

731

750

775

9

Мясо в убойном весе – всего

145,9

145,9

148,9

151

154,5

 

в том числе КРС

39,4

39,5

40,2

40,2

41,5

 

свиней

41,4

38,4

38,1

38,8

39,1

 

овец и коз

7,8

8,2

8,8

8,7

9,5

 

птицы

57,3

59,8

61,8

63,3

64,4

 

Для повышения производства сельскохозяйственной продукции важным является рациональное использование сельскохозяйственных земель, в которые входят не только используемые под растениеводство земли, но и пастбищные земли. По состоянию на декабрь 2023 года площадь неиспользованных сельскохозяйственных земель составляет 520,4 тыс. га, что эквивалентно общей площади сельскохозяйственных земель Израиля. На конец 2023 года спрос на земли сельскохозяйственного назначения снизился на 18%, а стоимость одной сотки земли за 3 месяца выросла на 17 % и составляет 50 тысяч рублей.

 

Помимо этого, также необходима сельскохозяйственная техника и работники, в том числе и с профильным образованием, что не делает занятие фермерством более доступным.

 

Также одной из причин, тормозящих сельское хозяйство Волгоградской области, является больший удельный вес сельскохозяйственных кооперативов первого уровня, то есть в большей степени ограниченные в денежных средствах.

 

Земельные отношения регулируются в первую очередь Земельным Кодексом Российской Федерации, законом Волгоградской области от 7 февраля 2003 г. № 785-ОД «О разграничении полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений», законом Волгоградской области от 14.07.2015 № 123-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», Федеральным законом №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

 

На данный момент на территории Волгоградской области земельные участки бесплатно передаются только для ведения личного подсобного хозяйства [4], но не для полноценной сельскохозяйственной деятельности, из-за чего многие участки простаивают.

 

Для решения данной проблемы необходимо принять следующие меры:

  1. Раздача невостребованных земельных участков под полноценную сельскохозяйственную деятельность.
  2. Расширить программы льготного кредитования граждан при покупке сельскохозяйственной техники и оборудования.
  3. Создать реестр сельскохозяйственных земель подобный реестру месторождений полезных ископаемых.
  4. Предоставить налоговые льготы для инвесторов, планирующих инвестировать в развитие сельскохозяйственных земель.
  5. Ужесточить наказание за незаконный перевод сельскохозяйственных земель в другие категории.
  6. Создать новый органа управления эффективностью использования и охраны земель.
  7. Реализовать проекты по мониторингу состояния сельскохозяйственных территорий.

Таким образом, наиболее важным в решении данной проблемы является обеспечение большей доступности сельскохозяйственных земель для новых фермеров. Пусть это и не решит кардинально проблему снабжения населения доступными сельскохозяйственными товарами, но станет важным шагом в её преодолении, без которого её решить будет очень трудно.

Список литературы

  1. Волгоградская область в цифрах. 2023: краткий сб. / Терр. орган Фед. службы гос. статистики по Волгоград. обл. Волгоград: Волгоградстат, 2024. – 386 с.
  2. Кошкарёв И.А. Структурные изменения и их эффективности в сельском хозяйстве Волгоградской области // Региональная экономика и управление. 2020. №3 (63). URL: https://eee-region.ru/article/6321/ (дата обращения 25.09.2024)
  3. Марусинина Е.Ю., Гетманская Е.В., Таранова М.В. Состояние и проблемы сельскохозяйственного производства агропромышленного региона (на примере Волгоградской области) // Агропродовольственная экономика. 2016. №9. С. 47-54
  4. О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно: Закон Волгоградской области [принят Волгоградской областной Думой 14.06.2015] // Волгоградская правда. 2015. №123-ОД
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее