В мире сотни организаций, которые осуществляют деятельность в самых различных сферах, каждая из которых должна отвечать установленным требованиям и не противоречить законодательству, в том числе законодательству Российской Федерации.
Аэропорты, авиапредприятия, авиакомпании точно также отвечают требованиям, установленным нормативно-правовыми актами, поэтому несут ответственность за оказываемую деятельность перед органами государственной власти, специализирующимися на транспортной отрасли (воздушный транспорт).
Как проверить соответствие осуществления деятельности каждого предприятия требованиям государства?
Любая организация (юридическое лицо) после регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц вступает в правоотношения и наделяется правами, предусмотренными законодательством. Таким образом, начинается взаимодействие государственных органов с юридическим лицом.
Проверкой юридических лиц на соблюдение действующего законодательства и международных договоров Российской Федерации занимаются органы государственного контроля (надзора). Федеральный закон
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, а также устанавливает порядок организации и проведения проверок [1].
Государственный контроль и надзор в сфере гражданской авиации осуществляется соответствующим уполномоченным органом
в Российской Федерации, который находится в подчинении у Министерства транспорта [2].
Функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор).
Рисунок 1. Структура взаимодействия Министерства транспорта |
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации [3].
В зависимости от федерального округа Федеральная служба по надзору в сфере транспорта имеет восемь территориальных органов – Управлений государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности.
Какие же сильные стороны имеет Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности?
SWOT-анализ деятельности Госавианадзора
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
|
Возможности |
Угрозы |
|
|
Основной целью Госавианадзора является предотвращение авиационных событий, несущих угрозу безопасности полетов. Управление государственного авиационного надзора несет контрольно-надзорную функцию, которая включает проведение проверок юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в области гражданской авиации и выявление отклонений от требований законодательства, по которым выдаются Предписания или возбуждаются административные дела.
Таблица 1.
Итоги контрольно-надзорных мероприятий Госавианадзора РФ
за период с 01.01.2020 по 31.12.2020
Наименование проверяющей организации |
Всего КНМ |
Плановые проверки |
Внеплановые проверки |
Рамповые проверки |
Проверки |
Административная практика |
Участите |
2020 |
2020 |
2020 |
2020 |
2020 |
2020 |
2020 |
|
УГНД ГА |
98 |
0 |
20 |
22 |
43 |
4 |
9 |
УГАН НОТБ ДФО |
772 |
10 |
63 |
535 |
11 |
152 |
1 |
УГАН НОТБ ПФО |
605 |
2 |
38 |
407 |
14 |
116 |
28 |
УГАН НОТБ СЗФО |
1668 |
4 |
36 |
1443 |
92 |
82 |
11 |
УГАН НОТБ СФО |
2102 |
4 |
60 |
1728 |
62 |
179 |
69 |
УГАН НОТБ УФО |
1230 |
8 |
33 |
928 |
63 |
136 |
8 |
УГАН НОТБ ЦФО |
763 |
2 |
85 |
363 |
129 |
167 |
17 |
УГАН НОТБ ЮФО |
964 |
0 |
27 |
671 |
66 |
183 |
17 |
МТУ СКФО |
308 |
5 |
15 |
169 |
18 |
91 |
10 |
ИТОГО |
8510 |
35 |
377 |
6320 |
498 |
1110 |
170 |
На примере аэропорта «Пулково» (ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы») представлено существенное сокращение количества авиационных событий за 2020 год.
Таблица 2
Основные количественные показатели по видам авиационных событий и контрольно-надзорных мероприятий в аэропорту «Пулково»
№ п/п |
Вид авиационного события |
Количествов месяц 2020/2019 |
Всего 2020/2019 |
В % к 2019 г. |
|||||||||||
01 |
02 |
03 |
04 |
05 |
06 |
07 |
08 |
09 |
10 |
11 |
12 |
|
|
||
1 |
Авиационные происшествия |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2 |
Авиационные инциденты |
0/3 |
0/1 |
2/1 |
0/4 |
0/2 |
3/1 |
0/1 |
1/1 |
2/0 |
1/2 |
0/0 |
1/1 |
10/17 |
-58,8% |
3 |
Производственные происшествия (повреждение ВС) |
0/1 |
0/0 |
0/0 |
0/1 |
0/0 |
0/0 |
0/1 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
0/0 |
0/1 |
0/4 |
-100% |
|
Итого за период |
0/4 |
0/1 |
2/1 |
0/5 |
0/2 |
3/1 |
0/2 |
1/1 |
2/0 |
1/2 |
0/0 |
1/2 |
10/21 |
-47,6% |
4 |
Количество проверок Госавианадзора |
1/0 |
0/1 |
1/0 |
1/0 |
0/1 |
0/2 |
1/1 |
0/1 |
0/2 |
0/0 |
0/1 |
0/1 |
4/10 |
-40% |
Исходя из показателей ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» можно сделать вывод, что на сокращение авиационных событий частично влияют контрольно-надзорные функции Госавианадзора. Следовательно, деятельность государственного авиационного надзора существенно влияет на поднадзорные объекты (юридические лица), сокращает количество авиационных событий, тем самым увеличивая качество обслуживания пассажиров и обеспечивая безопасность пассажиров. Вследствие распространения новой коронавирусной инфекции COVID-2019, количество контрольно-надзорных мероприятий в 2020 году сократилось, но не повлияло на уровень безопасности полетов в аэропорту «Пулково».
Рассмотрев положительные стороны влияния контрольно-надзорных органов, возникает следующий вопрос: «Существуют ли недостатки взаимодействия государственных органов с поднадзорными объектами?».
При проведении проверок любое юридическое лицо отстаивает правоту нарушений, пытаясь оправдать свою организацию. Правильно ли это? Однозначно, нет. Деятельность государственных органов, осуществляющих контрольно-надзорные мероприятия, нацелена не надзирать юридические/физические лица, а находить нарушения, которые противоречат нормативным правовым актам РФ, способствовать предотвращению
и уменьшению авиационных событий. Чтобы достигнуть профессионального
и добросовестного взаимодействия государственных органов с поднадзорными объектами, необходимо осведомлять юридические лица о назначении и целях деятельности надзорных органов, проводить совместные совещания, разрабатывать новые формы проверок, использовать инновационные современные способы и методы проведения контрольно-надзорных мероприятий.
Список литературы
- Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)
и муниципального контроля» от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_83079/. - Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13744/.
- Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» [Электронный ресурс] // Система ГАРАНТ: [сайт]. – URL: https://base.garant.ru/187265/.