STEM-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

STEM-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Авторы публикации

Рубрика

Образование

Просмотры

24

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 47 (197), Декабрь ‘24

Дата публикации 28.11.2024

Поделиться

Статья посвящена вопросам инноваций в образовании и их влиянию на подготовку специалистов будущего. Автор подчеркивает, что инновации быстро устаревают, а их восприятие зависит от уровня развития региона. В условиях стремительного развития технологий традиционные методы обучения становятся неэффективными, так как не позволяют учащимся применять знания для решения практических задач. Особое внимание уделено популярности STEM-образования, которое направлено на формирование навыков адаптации к изменениям в технологической среде и подготовку к профессиям будущего, связанным с высокими технологиями и естественными науками. В статье поднимается вопрос о необходимости модернизации образовательного процесса для подготовки нового поколения специалистов, способных успешно интегрироваться в мир инноваций.

В гонке за инновациями невозможно выиграть, ведь то, что является новым сегодня, завтра станет обычным явлением, а послезавтра – отсталым трендом. Более того, само понятие «инновация» воспринимают по-разному и очень зависит от окружения и общего развития региона. Для некоторых, компьютерный кабинет или полноценные обеды в школе – это уже суперинновация. Других не удивишь уголком виртуальной реальности.

Развитие современных технологий требует изменений в процессе получения образования, подготовки специалистов нового поколения, которые выдержат условия использования новинок. Ведь, устаревшие методы обучения не дают возможности детям применять приобретенные знания для решения практических проблем. Сегодня набирает обороты популярность STEM-образования, направленного на формирование навыков адаптации к происходящему в развитии инновационных технологий, что станет неотъемлемым в дальнейшем трудоустройстве. Современная школа должна подготовить учеников к миру информационно-цифровой компетентности. Где дети будут иметь возможность использовать инновационные технологии сполна.

STEM-образование активно начинают использовать школьные педагоги. Стремительная эволюция технологий ведет к тому, что вскоре наиболее перспективными специалистами станут программисты, IT-специалисты, инженеры, профессионалы в области высоких технологий. В отдаленном будущем появятся профессии, о которых сейчас даже представить трудно, все они будут связаны с технологией и высоко технологическим производством, тесно связанными с естественными науками.

Поэтому имеем вопрос-как подготовить таких специалистов? Один выход-обучение, ведь это способ расширения сознания и изменения реальности.

В STEM-образовании активно развивают креативное направление, включающее творческие и художественные дисциплины. Будущее, основанное исключительно на науке, вряд ли кого-то порадует. Но будущее, воплощающее синтез науки и искусства, волнует нас уже сейчас. Вот почему у нас есть вопрос, как воспитывать наших детей.

По мнению американских ученых попытка активизировать образование только в направлении науки без параллельного развития творческих дисциплин может привести к тому, что молодое поколение потеряет навыки креативности.

Например, в штате Массачусетс принято законодательство, обязывающее проводить рейтинг школ не только по уровню выполнения учащимися стандартных тестов, но также и по тому, насколько учебный план каждой школы способствует усилению креативности учащихся.

Образование в области STEM является основой подготовки сотрудников в области высоких технологий. Поэтому многие страны, такие как Австралия, Китай, Великобритания, Израиль, Корея, Сингапур, США проводят государственные программы в области STEM-образования.

В отличие от классической школы, по STEM-образованию ребенок получает гораздо больше независимости. На процесс обучения гораздо меньше влияют отношения, сложившиеся между учеником и учителем, что дает возможность более объективно оценивать прогресс. В результате, ребенок учится быть самостоятельным, решать вопросы, принимать собственные решения и отвечать за них. По словам Элада Инбара, основателя компании, занимающейся интеграцией роботов в учебный процесс школ Соединенных Штатов, когда дети взаимодействуют роботами, они легче воспринимают собственные ошибки [1].

Навыки критического мышления, которые ребенок получает в результате обучения STEM, позволяют ему стать конкурентоспособным новатором. Мир меняется, должны менять и систему образования. Вот почему STEM-проекты набирают популярность. О них говорят, их используют, ведь это работает и заинтересовывает наших учеников.

Какие возможности улучшить качество образования у нас на сегодня? Могут пройти годы, пока будет распространена методика образования, подобная STEM, в российских школах. Важно привлечь к изменениям педагогов, которые должны стать настоящими агентами изменений образовательной реформы. Интересно то, что STEM-урок имеет в центре внимания не учителя, а практическую задачу, которую должны решить. Учащиеся учатся находить решение практического вопроса методом проб и ошибок, а не просто изучая учебник по любому школьному предмету [2].

Интересным проектом является строительство учениками полностью автоматизированной теплицы. При выполнении подобного задания переплетаются различные дисциплины, от физики (парниковый эффект), информатики (автоматизированная система управления теплицей), трудового обучения (строительство теплицы) до биологии (выращивание агрокультур).

Для полноценной реализации такого подхода обязательными являются наличие STEM-лабораторий. Они включают в себя наличие 3D принтеров, наборов обучающей электроники, голографической фото-видео студии и других современных технических средств.

Или мини-компьютеры с программированием от Microsoft позволяют ребенку запрограммировать самые простые вещи, например работу светофора. Это в свою очередь дает понимание, когда и почему включается красный или зеленый свет и как обеспечить на дороге безопасность пешеходов и водителей.

Ребенок должен понять, как применять те или иные знания в различных жизненных ситуациях. Довольно часто на этот процесс проходит с ошибками, STEM-образование же учит еще со школьной парты удачно комбинировать полученные знания для решения реальных жизненных ситуаций.

Как следствие ребенок должен войти во взрослый мир более подготовленным и не так сильно бояться проблем и трудностей.

STEM-образование позволяет учителям нагляднее объяснять необходимый материал, потому что рядом с теорией дети сразу видят, как это выглядит в реальной жизни.

Учиться становится по-настоящему интересно. Как показывает опыт, после уроков в STEM-классах дети еще долго обсуждают между собой приобретенные знания.

Поэтому, если сравнивать обычные компьютерные классы и ЅТЕМ-лаборатории, то именно вторые создают идеальные условия для изучения теоретической части и применения новых знаний на практике.

Даже найти работу специалисту, обучавшемуся по технологии STEM можно будет примерно вдвое легче. США особенно испытывают проблему нехватки специалистов, обучавшихся по технологии STEM. Собственных кадров катастрофически не хватает, а предложение рабочих виз в области инженерных наук превышает спрос.

Кстати, оплата специалистов из этой отрасли одна из крупнейших на рынке. Именно поэтому американские школы, колледжи и университеты еще с 1980 годов начали вводить принципы STEM-образования и не зря.

Главным преимуществом STEM-образования для школьников является их подготовка к реальной жизни.

STEM-подход позволяет воспитать в детях гибкое и критическое мышление.

На первый план выходит способность учиться и воспринимать изменения, а не сами знания, которые сейчас становятся устаревшими и почти ненужными. Это дает уверенность родителям в будущем их детей, которые будут подготовлены к жизни в современном динамичном мире.

Список литературы

  1. Сабирова Ф.М. Теория и практика реализации STEM-образования: учебное пособие для вузов / Ф.М. Сабирова, Т.И. Анисимова. – Санкт-Петербург: Лань, 2024. – 104 с.
  2. Волосовец Т.В. STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа / Т.В. Волосовцев и др. – 2-е изд., стереотип. – БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 112 с.: ил.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее