Актуальность изучения проблемы комплексной реабилитация больных с афазиями обусловлена не только высокой частотой данной патологии во всем мире, но и социальной дезадаптации человека в обществе и увеличения процента инвалидности таких больных. Одним из приоритетных направлений медико-психолого-педагогических исследований последних лет, является изучение особенностей развития тяжелых нарушений психических процессов, таких как речь и понимание, память и восприятие, счет и конструктивная деятельность и др.
Поиск эффективных методов реабилитационной работы, создание специальных условий социальной адаптации у лиц с афазиями, является приоритетными направлениями организации коррекционно– восстановительной работы с данной категорией лиц [1].
Проблема комплексной реабилитации больных с различными формами афазий, все больше привлекает внимание исследователей в области различных наук: логопедии, нейропсихологии, лингвистики, психолингвистики и освещается в работах Беловой А.Н., Полонской Н.Н, Цветковой Л. С. и др [1,3,6].
В работе Цветковой Л. С. описываются пути восстановления высших психических функций у больных с тяжелыми нарушениями речевых функций на ранних этапах реабилитационной работы, возникающих при локальных поражениях мозга. Цветкова Л. С. считает проблему афазий и восстановления высших психических функций ключевыми в нейропсихологии и смежных с ней дисциплин. Цветкова Л. С. считает, что в случае раннего начала реабилитационной работы, удается повысить уровень жизни больных с афазиями и его семьи, добиться существенного повышения уровня социальной адаптации и снижения процента инвалидизации таких больных [6].
Полонская Н.Н. выделяет следующие направления комплексной реабилитационной работы по преодолению афазии:
- установление контакта с больным;
- нейропсихологическое обследование;
- изучение эмоционально-волевой сферы;
- восстановление речи;
- социальная адаптация.
Выбор конкретной технологии речевой реабилитации зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения [3].
Белова А.Н. к методикам раннего этапа восстановительного периода обучения относит:
1) восстановление динамической схемы произношения слов;
2) восстановлением фонематического слуха и понимания речи;
3) преодоление дефектов слухоречевой и зрительной памяти;
4) преодоление импрессивного аграмматизма;
5) преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляция речевой активности [1].
Хомская, Е. Д. считает, что на всех этапах комплексной реабилитации по преодолению различных форм афазий важнейшее значение имеет эмоциональный фактор. При всех формах афазии важно вырабатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом [5].
Необходимо отметить, что процесс реабилитации при афазии – длительный и трудоемкий, требующий сотрудничества врача, логопеда, пациента и его ближайшего окружения, причем восстановление речи должно проходить не эмпирически, а квалифицированно, на серьезном профессиональном уровне.
Таким образом, основными направлениями комплексной реабилитации лиц с афазией будут:
- установление непосредственного контакта с больным, психологическая помощь семье, ее поддержка в организации общего режима, эмоционального климата;
- непосредственные занятия (согласно индивидуальному плану программы реабилитации), направленные на создание условий по восстановлению речевых функций.
- социальная адаптация, установление контакта с внешним миром формирование осмысленной картины мира.
Только такой подход позволит максимально задействовать все ресурсы данной категории больных и его ближайшего окружения в решении задач по преодолению афазии, наладить связь с внешним миром, восстановить речь, устранить трудности передвижения и понимания, обеспечить его социальную адаптацию.
Список литературы
- Белова А.Н. Нейрореабилитация: руководство для врачей /А.Н. Белова. — 2–е изд. — М.: Флинта: Наука, 2009. — 396 с.
- Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга /А.Р. Лурия — М.: Академический Проект, 2000. - 316 с.
- Полонская Н.Н. Методика восстановления устной речи при комплексной афазии средней степени выраженности /Полонская Н.Н.// Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1987. — с.40 - 47.
- Смычек В.Б. Медико-социальная экспертиза и реабилитация / В.Б. Смычек, Г.Я. Хулуп, В.К. Милькаманович. — Минск, 2005. - 647с.
- Хомская Е. Д. Нейропсихология / Е.Д. Хомская — СПб.: Питер, 2005. - 496 с.
- Цветкова Л. С. Афазия и восстановительное обучение /Л.С. Цветкова — М.: Академ-Пресс, 2001. - 256 с.