Деятельность любого бизнеса обусловлена постоянным анализом показателей текущей деятельности, построении стратегического плана и финансового прогноза на будущее. Необходимость постоянного контроля и планирования обусловлена тем, что, находясь в условиях стабильности, важно её поддерживать на всех уровнях, повышать кризисную устойчивость компании во избежание возникновения рисков в будущем.
На основании ряда показателей и различных методик оценки определяется финансовое состояние фирмы. Устойчивое положение компании важно, как для собственников бизнеса, оценивающих потенциал компании, так и для партнеров, поставщиков и инвесторов для дальнейшего сотрудничества. Таким образом, финансовая диагностика предприятия предусматривает систематическую и усредненную оценку деятельности компании с использованием различных методик, что позволяет оценить показатели финансовой деятельности как в статистике, так и в динамике, а также выявить проблемы в финансовой деятельности и определить способы рационального использования финансовых ресурсов.
Диагностика финансового состояния предприятия обусловлена прохождением ряда этапов. Для начала определяются цели и собирается основная отчётность. Далее происходит анализ текущего состояния компании, определяются достижения компании и выявляются основные проблемы, мешающие её дальнейшему развитию. После чего специалисты выбирают наиболее приемлемый метод оценивания, анализируя тем самым основные показатели компании. Существует экспресс-диагностика и углубленная диагностика финансовой деятельности. При более детальной диагностики, как правило, начинают с исследования имущественной составляющей, далее происходит оценка активов и ликвидности, а затем рассматривают структуру капитала. На завершающих этапах все полученные показатели интерпретируются, сравниваются и оцениваются.
Основными источниками получения информация для проведения диагностики финансового состояния служит бухгалтерский баланс и управленческий отчет компании. Кроме того, существует ряд дополнительной отчетности необходимой для анализирования деятельности, такой как отчёт о движении денежных средств, изменению капитала компании, о результатах за год, о прибыли и убытках и стоимости активов. Исходя из данных отчёта высчитывается множество различных коэффициентов. Но все они делятся на 4 группы такие как:
- коэффициенты ликвидности;
- коэффициенты рентабельности;
- оборачиваемость средств;
- рыночная стоимость.
Ликвидность позволяет спрогнозировать как быстро компания сможет расплатиться с партнёрами, за счёт активов и сможет ли нормально функционировать в случае проблем. Если компания имеет больше активов, чем долгов значит она ликвидна, если нет, то наоборот. Активы – это имущество, которым владеет компания, и чем быстрее фирма обратит имущество в деньги и будет получать от них прибыль, тем более ликвидным можно считать это имущество. Особое внимание на ликвидность обращают партнёры, оценивая платежеспособность и надёжность выбранной компании.
Коэффициент текущей ликвидности показывает сможет ли компания выплатить долги оборотными активами без продажи имущества. Норма этого показателя колеблется в промежутке от 1,5 до 2,5.
Коэффициент быстрой ликвидности способен оценить быстроту перевода доступных активов в деньги для немедленного погашения долга компании. Норматив данного показателя составляет от 0,7 до 1.
Коэффициент абсолютной ликвидности используется для оценки состояния компании в данный момент, а именно показывает её способность выплатить текущие долги компании за счёт имеющихся средств и краткосрочных вложений. Так как нормой является показатель равный от 0,2 до 0,5.
Рентабельность активов оценивает эффективность использования вложенных активов, то есть использование зданий, оборудований, сырья и денег. Норматив данного показателя высчитывается внутри самой организации, в сравнении с предыдущими годами, либо со среднеотраслевыми величинами.
Рентабельность собственного капитала также оценивает эффективность вложенных средств, капитала в бизнес. Но, в отличии от рентабельности активов, рентабельность собственного капитала показывает эффективность использования не всего капитала, а той части, которая была вложена собственниками компании. Норма показателя составляет около 20%.
Оборачиваемость средств происходит в момент инвестирования бизнеса в оборотные средства, до момента, когда они были возвращены на счет фирмы в виде денег. Существует 2 вида оборачиваемости: активов и оборотных капиталов. Коэффициент оборачиваемости активов позволяет оценить эффективность использования активов компании, то есть показывает в денежном соотношении сумму дохода от 1 рубля актива организации. Формула выглядит следующим образом:
(1)
Оборотные средства – это запасы, деньги и дебиторские задолженности, которые фирма получает в ближайшие месяцы. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает какое количество раз за определённый период времени компания использовала свои оборотные средства и получила с них выручку. Формула выглядит следующим образом:
(2)
При оценки предпринимательской деятельности компаниям зачастую дают оценку с точки зрения её привлекательности и дальнейшего потенциала. Для того, чтобы рассчитать рыночную стоимость компании необходимо:
(3)
В данном случае, коэффициент капитализации характеризует способность компании к долгосрочной платежеспособности и соотносит заёмные средства к собственным. Рассчитывается как:
(4)
Для того оценить эффективность работы предприятия, все коэффициенты подлежат сравнению. Учитывая показатели прошлых лет, экспертам удается проследить динамику развития компании, её успешное развитие или падение бизнеса. Понять на каком этапе и в ходе каких решений была допущена ошибка.
Для анализирования показателей финансовой деятельности эксперты чаще всего применяют в ходе своей деятельности горизонтальный и вертикальный анализ. В первом случаи сравниваются показатели отчетного, текущего года и показатели прошлых периодов. Во втором влияние разных факторов на конечный результат в процентном соотношении.
Кроме того, применим анализ с помощью коэффициентов, трендовый, балансовый, графический метод, метод группировки, а также индексный метод.
Таблица 1.
Преимущества и недостатки методов финансовой диагностики
Методы финансовой диагностики |
Преимущества |
Недостатки |
Коэффициентный анализ |
- упрощение финансовой отчётности; - простота расчётов; - сравнение разных по масштабу предприятий; - построение стратегии развития бизнеса. |
- учитывание только показателей финансовой отчетности; - длительность расчётов; - наличие в источниках разных значений одних коэффициентов; -отсутствие уточнений в методиках расчета показателей на фоне изменений в информационной базе (бухгалтерской отчетности). |
Трендовый анализ |
- проводит не только диагностику, но и прогнозирует показатели в будущем; - показывает динамику изменения показателей, тем самым определяет направление тренда (прибыли или убытка). |
- сложность в расчётах; - исследует небольшой отрезок времени (не более года), получения более точных цифр. |
Графический метод |
- оценивает финансовое состояние компании в прошлом, настоящем и будущем; - выявляет отклонения показателей от нормы; - есть возможно одновременно сравнить несколько предприятий. |
- сложность интерпретации некоторых типов графиков, например, трёхмерных или круговых диаграмм; - необходимость правильно оформлять графики для достижения максимального эффекта. |
Метод группировки |
- устанавливает зависимость финансовых показателей друг от друга; - оценивает влияние факторов на показатели хозяйственной деятельности; - помогает выявить закономерности и тенденции в изменении показателей. |
- требует объединения информационных материалов в аналитические таблицы, что может быть трудоёмким процессом.
|
Индексный метод |
- выявляет тенденции, которые невозможно выявить с помощью абсолютных величин; - имеет относительную оценку в изменениях исследуемого коэффициента; - предоставляет вывод о степени воздействия конкретного элемента системы на общее её изменение. |
- используется в случае воздействия лишь двух факторов на объект исследования. |
Выбор той или иной методики зависит от конкретных условий и факторов анализа. Данные методы, как правило, могут быть использованы в комбинации друг с другом. Это позволяет добиться лучшее эффекта.
Таким образом, финансовая диагностика является важнейшим инструментом грамотного использования ресурсов компании и, как следствие, построении дальнейшей стратегии развития бизнеса. Кроме того, позволяет своевременно обратить внимания на те факторы, которые являются замедляющими для развития предприятия. Сравнение показателей деятельности компании с её конкурентами позволяет учитывать и устранять недостатки, повышать свою устойчивость в конкурентном бизнесе и занимать лидирующие позиции.
Список литературы
- Анисимова А.И., Сергеева А.В., Васин Д.А. Основы оценки финансового состояния коммерческой организации // Вестник: «Тульский филиал Финуниверситета. 2020. №1. С. 62-64
- Кравченко Л.Н., Вопросы управления финансовым состоянием организации // Журнал: «Белгородский экономический вестник». Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2022. №2. С. 196-202
- Лебеденко Е.А. Экономическая диагностика // Учебное пособие. – ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Бараноского». – Донецк, 2022 г. – 128 с.
- Некрылова Н.В., Понукалин А.В., Кузнецова Т.Е., Петрова Л.А. Анализ финансового состояния коммерческой организации // Учебно-методическое пособие. – Пензенский государственный университет. – Пенза, 2020 г. – 100 с.
- Стринковская А.С. Экономическая диагностика организации и экономическая безопасность // Учебное пособие. – ФГБОУ ВО «СибАДИ». – Омск, 2022 г. – 108 с.
- Ткаченко Ю.А., Капаций Т.А., Гончарова Н.Н. Диагностика финансового состояния и её роль в успешном функционировании хозяйствующего субъекта // Журнал: «Белгородский экономический вестник». Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 2022. №2. С. 117-122
- Чижевская Е.Л., Федорова О.Б., Драгунова Л.В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия торговли // Учебно-практическое пособие. – ТюмГНГУ. – Тюмень, 2021 г. – 168 с.