Множество авторов писали о проблеме развития и обучения детей с умственной отсталостью и ЗПР. Изучение процесса мыслительной деятельности, ее особенностей у школьников, имеющих нарушение интеллекта, является одним из важных направлений коррекционной психологии, так как мышление является основой познавательной деятельности, процессом решения задач, переработки информации, оно находится в тесной взаимосвязи и с другими психическими процессами (речь, восприятие, внимание, память, воображение).
«Мышление – это опосредованное, построенное на раскрытии связей, отношений, опосредований, обобщенное познание объективной реальности» [3, с. 384]. «Наглядно-образное мышление – это вид мыслительного процесса, который не может осуществляться без непосредственного восприятия окружающего мира, и мы привязаны к действительности, все необходимые образы представлены в кратковременной и оперативной памяти, так как мы мыслим наглядно-образно» [2]. Оно само по себе является затруднительным для детей раннего школьного возраста, так как процесс развития длится с 4 до 7 лет, а в силу того, что у детей с нарушением интеллекта развитие идет медленнее, они испытывают большие трудности.
Развитие психических функций детей с нарушениями интеллекта возможно, но обусловлено замедленностью и своеобразностью. В целом, мышление не имеет другого пути и развивается по тем же законам, что и в норме, те же операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), виды (наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое) и формы (понятия, суждения, умозаключения) существуют у детей с ограниченными возможностями здоровья. Однако, есть отличительные, специфические черты развития мыслительных функций, наблюдающиеся у школьников с особенностями в развитии интеллектуальной сферы. Типично для их развития мышления: медленность, формирование в более поздние сроки, возможно не полное овладение некоторыми видами мышления, чаще словесно-логическим. Также присуща проблема в неправильности мыслительных операций, объединение или различие, сравнение по несущественным признакам или выделение ярких, отчетливых признаков у предмета, которые привлекают внимание, но не имеют важного значения в конкретной ситуации, затруднение в представлении по словесной инструкции, восприятия на слух различных предметов или ситуаций, их изображению наглядно. Многим требуется наглядный образец или более точная, прямая инструкция, желательно наглядный материал. Вместе с тем рядом психологов (Ж.И. Шиф, И.М. Соловьев, В.Г. Петрова, Н.М. Стадненко, Ю.Т. Матасов и др.) показано, что под воздействием специально организованного коррекционного обучения умственно отсталых учеников отмечается положительная динамика в развитии мышления.
Диагностика уровня развития наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта (ЗПР и легкой умственной отсталости) показывает достаточно разнообразные результаты. Среди диагностированных обучающихся есть те, кто быстро и без ошибок выполнил все задания, сразу понимая инструкцию, находя правильные ответы, а есть те, которые затруднялись, и приходилось повторять инструкцию несколько раз, давать прямые подсказки для выполнения работы до конца. Но большинство справлялось с незначительными затруднениями и с помощью не больших подсказок завершали задание до конца. Результаты проведенной диагностики показывают, что уровень развития наглядно-образного мышления у обучающихся с нарушением интеллекта семилетнего возраста немного ниже, чем возрастные показатели развития наглядно-образного мышления в младшем школьном возрасте. Решая определенные мыслительные задачи, они рассуждают, высказывают суждения, задают вопросы, строят умозаключения и исходят при этом из определенных понятий, знаний, уже знакомой информации о предметах и явлениях окружающего мира. Поэтому важно уделять внимание на развитие наглядно-образного мышления у детей с нарушением интеллекта.
Для развития наглядно – образного мышления можно использовать дидактические игры, так как игра – ведущая деятельность в этом возрасте, а также существует множество различных игр, которые будут интересны и эффективны для развития ребенка. Например, «Разрезные картинки» С.Д. Забрамная, «Почини коврик» Р.С. Немов, «Нелепицы» Р.С. Немов, «Дорисуй картинку», «Составь фигуру», составить рассказ по картинке, изобразить действие и др. Игры можно комбинировать, чтобы ребенок менял деятельность, что тоже сказывается на эффективности развития.
Важно уделять внимание развитию наглядно-образного мышление у обучающихся с нарушением интеллекта, для лучшего обучения, развития других психических функций, социализации и адаптации к обществу.
Список литературы
- Лурия, А.Р. Язык и мышление [Текст] / А.Р. Лурия. – М.: Педагогика, 1989 г. – 262 с.
- Немов, Р.С. Психология [Текст]: учеб. для студ. высш. пед. к учеб. заведений: в 3кн. / Р.С. Немов. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 479 с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2021. – 720 с.
- Тихомиров О.К. Психология мышления: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — 272 с.