Метод концентра как фактор формирования метапредметных компетенций в процессе преподавания истории

Метод концентра как фактор формирования метапредметных компетенций в процессе преподавания истории

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

1

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 29 (31), сентябрь ‘21

Дата публикации 18.09.2021

Поделиться

Значительная часть студентов считает - важно овладеть только профессиональными компетенциями на занятиях спецдисциплин, а литература, обществознание, история – лишние предметы в процессе приобретения профессионального образования.  

ФГОС четвертого поколения нацелены на овладение студентами значимыми для них и одновременно для общества способами деятельности через увеличение в образовательном пространстве практики/практичесих работ как по спеццдисциплинам , так и по общеучебным предметам .

          В ГАПОУ РС(Я) «ЮЯТК» были проработаны и проанализированы концепции и методы корифеев педагогики В.В.Шогана, Шаталова В.Ф.  Ибрагимова Г.И. с целью выработки собственных подходов к формированию МТПК. На их основе и личного педагогического опыта была выработана методика формирования метапредметных компетенций, которая успешно практикуется в колледже в процессе преподавания общественных дисциплин на протяжении нескольких лет. 

          Сущность методики заключается в том, что метод концентра (автор Шоган В.Ф.) совмещен с методом концентрированного обучения (автор И.Г. Ибрагимов)

          Данная   методика не является новаторской, но она обеспечивает непрерывность процесса познания и его целостность- начиная с первичного восприятия и заканчивая формированием метапредметных компетенций.

Ежегодный в начале учебного года мониторинг остаточных знаний и предпочтений первокурсников в   ГАПОУ РС(Я) «ЮЯТК», показывает, что, к сожалению, значительная часть студентов считает - важно овладеть только профессиональными компетенциями на занятиях спецдисциплин, а литература, обществознание, история – «проходные» предметы.  

        Решения данной проблемы заложены в ФГОС четвертого поколения, которые нацелены на овладение        студентами значимыми для них и одновременно для общества способами деятельности через увеличение в образовательном пространстве практики/практических работ, а не только знаниями и умениями. Актуальность данной проблемы очевидна, так как   качество подготовки кадров было, есть и будет приоритетным в сфере профессионального образования

        Метапредметные компетенции, предусмотренные ФГОС, являются основными универсальными учебными действиями: регулятивными, коммуникативными, познавательными; способами деятельности, применяемыми как в рамках образовательного процесса не одного, а нескольких пересекающихся и взаимодополняющих предметов, так и при решении проблем в реальных условиях.

        Задача педагога - изменить восприятие студентами общественных дисциплин как дополнительную и бесполезную в современном мире учебную нагрузку; доказать, что только студент, освоивший не только профессиональные, но и метапредметные компетенции – состоявшаяся личность.

        На заседании ПЦК «СЭД» колледжа были проработаны и проанализированы концепции и методы корифеев педагогики В.В. Шогана, Шаталова В.Ф. Ибрагимова Г.И. с целью выработки собственных подходов к формированию метапредметных компетенций на занятиях гуманитарного цикла.

        Концепция концентрированного обучения Щетинина М.П. Шаталова В.Ф. основана на сжатии больших объемов информации в различные графические формы: схемы, эскизы, графики, диаграммы, символы, таблицы, схемы, логические цепочки.

        Г.И. Ибрагимов рассматривает концентрированное обучение как непрерывное изучение предмета в течении определенного времени.

       В.В. Шоган рассматривал метод концентра как построение учебного процесса на основе личностно-ориентированных технологий. Хуторской А.В. предлагает личностно-ориентированные технологии переориентировать на личностно-развивающие.      

        Взяв за основу идеи вышеназванных авторитетов педагогики и,  соотнеся их с личной  практикой, была выработана методика формирования метапредметных компетенций, которая успешно практикуется в колледже в процессе преподавания общественных дисциплин на протяжении нескольких лет. 

        Сущность методики заключается в том, что метод концентра совмещен с методом концентрированного обучения и за счет этого является   достаточно вариативной, что позволяет учитывая уровень и качество возможностей  студентов каждой отдельной группы, выстраивать индивидуальный учебный путь.

         Данная методика иллюстрируется на основе темы «Промышленный переворот в России 19 веке» ОУП. 05 История 1 курс. Метод концентра (Шоган В.В.), состоит из шести этапов.

          Первый этап - представление целостного знака или символа обозначенной темы. Данную тему сопровождает демонстрация предметов: аспирин, граммофон, химические красители, телефон. Предметы вызывают   у студентов ассо­циации в зависимости от их индивидуального опыта. Зна­к/предмет влияет на мыслительные операции студентов через постоян­ную жизненную связь с ними в повседневности. На этом этапе студент может рассказать, где используются эти предметы, используя знания физики, химии, математики, личный бытовой опыт

        Второй этап - определение сущности ассоциа­тивного знака.  То есть, знак/предмет, символ, (в данном случае - телефон или макет автомобиля, самолета), вызывает ассоциации - помогают студенту вспомнить материал лекции и составить план ответа. Не каждому уда­ется мысленно воспроизвести полный текст лекции, а знак/символ вспомнят большинство.

        Третий этап - самостоятельное, или с помощью преподавателя   вскрытие сущности ассоциаций.  Тема занятия соотно­сится с непосредственной жизнью самого студента - телефон, автомобиль, эл. лампочка – это наше повседневное бытие. Студент может рассказать, проанализировать влияние этих предметов на качество жизни человека. Здесь - возможность составление аналитических и сравнительных таблиц, схем и т.д. (учебные предметы: ОБЖ, информатики, черчения)

        Четвертый этап - представление логического концентра явления. На этом этапе важен «фактор успешности» для продолжения изучения материала. Студенты представляют работы, презентации, которые подготовили самостоятельно, во внеурочное время (учебные предметы: физика, химия, математика, астрономия)

        Пятый этап - самостоятельное понимание проблемных вопросов, возникших в ходе занятий – т.е., могут определить предпосылки, этапы, опасности с появлением и использованием в быту электричества, телефона, газа, кислот. (учебные предметы: основы экономики, ОБЖ, обществознание, географии)

        Шестой этап - самостоятельное определение сущности явления (в данном случае – НТР) в контексте целостных знаков/предметов (учебные предметы: саморазвитие и самопознание, психология общения).

        Практика показала, что, в зависимости от темы, способностей и возраста студентов количество этапов может варьироваться. Кто-то пропускает 2 - 4 этап, другие ограничиваются первыми тремя. А кому-то надо пройти все этапы, чтобы формируемые метапредметные компетенции закрепились. Наиболее подготовленные студенты от первого этапа могут перейти сразу к шестому, но таких, к сожалению, мало.

          Применение данной методики начинается с момента составлении рабочей программы предмета и планирования (КТП). Особенно эффективно это работает, когда есть возможность предусмотреть лекцию и практическое занятие по одной и той же теме. И еще эффективнее – когда пары теоретического и практического занятий проводятся в один день или в ближайшие день-два.  Качество усвоенных компетенций в группах с совмещенными теоретическими и практическими занятиями на 15-20% выше, чем в группах, где предметные пары проводятся через продолжительные временные промежутки.

         Нельзя назвать данную методику новаторской, но она обеспечивает непрерывность процесса познания и его целостность- начиная с первичного восприятия и заканчивая формированием метапредметных компетенций, успешно реализуя задачи ФГОС четвертого поколения.

Список литературы

  1. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход как основной путь модернизации общества. Ростов на Дону.- 2016
  2. Ибрагимов Г.И. О предмете педагогики/Г.И. Ибрагимов//1V Андреевские чтения: современные концепции и технологии творческого саморазвития личности: Казань: Центр инновационных технологий, 2019.
  3. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки (практический педагогический опыт работы с учениками Донецка) Москва — 1978
  4. Шоган В.В. Методика преподавания истории. Уроки нового поколения. Ростов на Дону. Феникс - 2016
  5. Шоган В.В. Новые технологии в историческом образовании. Ростов на Дону. -2016
  6. Шоган В.В.Методика преподавания истории в школах. Москва. Юрайт. 2019
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее