Введение
В современном обществе девиантное поведение молодежи является значимой проблемой, которая порождает ряд социальных, экономических и политических вызовов. Молодежь, находясь под влиянием множества факторов, таких как семейное окружение, социальные условия и информационная среда, может стать уязвимой к экстремистским идеям и движениям. Профилактика девиантного поведения представляет собой важный элемент в предотвращении радикализации и экстремизма среди молодежи.
Девиантное поведение молодежи выражается в действиях, которые отклоняются от социальных норм и стандартов, принятых в обществе. Оно может проявляться через различные аспекты, такие как агрессивное или антисоциальное поведение, употребление наркотиков, правонарушения, хулиганство, группы риска, а также в отказе от традиционных ценностей и норм. Эти действия часто обусловлены поиском идентичности, стремлением к самоутверждению и влиянием окружения, что делает девиантное поведение не только индивидуальной проблемой, но и социальным явлением.
В группу риска девиантного поведения молодежи входят подростки и молодые люди, испытывающие трудности в семье, имеющие низкий уровень образования, страдающие от психических или социальных проблем, включая депрессию и тревожность, а также те, кто находится под воздействием неблагоприятной социальной среды, такой как насилие, бедность или негативные сверстники. Дополнительно, молодежь, имеющая ограниченный доступ к позитивным социальным активностям и ресурсам, также подвержена риску возникновения девиантного поведения.
Девиантное поведение молодежи опасно для общества. Оно может привести к ухудшению общественной безопасности, росту преступности, социальному неравенству и распространению негативных моделей поведения. Это также может повлечь за собой экономические затраты на правоприменение и здравоохранение, а также вызвать стигматизацию и изоляцию отдельных групп молодежи, что усугубляет социальные проблемы.
Поэтому важно активно работать над профилактикой и коррекцией таких проявлений.
Обзор литературы
Вопрос профилактики девиантного поведения и его связи с экстремизмом среди молодежи привлекает внимание множества ученых. Исследования в этой области ведут как российские, так и зарубежные авторы, включая психологов, социологов, педагогов и культурологов. В целом, активно изучающих эту тему можно выделить значительное количество экспертов, что свидетельствует о том, что проблема является актуальной и требует комплексного подхода.
В своих исследованиях В.Я. Дубровина акцентирует внимание на том, как важное значение имеет семья и социальное окружение в формировании девиантного поведения у молодежи. Она выделяет, что неблагополучные семейные обстоятельства нередко становятся триггерами для формирования экстремистских взглядов. Дубровина предлагает, что программы, направленные на улучшение семейных связей и укрепление социальной поддержки, могут стать важным шагом в профилактике девиаций среди молодежи.
А.Ж. Молочков исследует психологические факторы, способствующие девиантному поведению, обращая особое внимание на эмоции, такие как тревога и депрессия. Он подчеркивает, что эмоциональные проблемы могут значительно увеличивать вероятность радикализации среди подростков. Молочков предлагает внедрение программ психологической помощи, которые помогут молодежи справляться с их внутренними конфликтами и повысить уровень эмоциональной устойчивости.
Л.А. Гребенщикова рассматривает образовательные учреждения как ключевых игроков в профилактике девиантного поведения. Она настаивает на том, что программы по правовой грамотности и толерантности должны быть внедрены в образовательные процессы. Гребенщикова верит, что такие инициативы помогут молодежи развивать критическое мышление и понимание правовых норм, что, в свою очередь, снизит риски радикализации.
С.А. Козлов акцентирует внимание на влиянии социокультурной среды на девиантное поведение молодежи. В своем исследовании он объясняет, как низкий уровень жизни и насилие в обществе могут толкать молодежь к радикальным действиям. Козлов предлагает культурные проекты и инициативы, которые поддержат молодежь и помогут им найти позитивные пути самовыражения и вовлеченности в сообщество.
М.М. Лукьянова фокусируется на роли социальных сетей в жизни молодежи. Она указывает, что, хотя социальные платформы могут служить источником дезинформации и радикальных идей, они также могут быть использованы для распространения позитивных профилактических материалов. Лукьянова предлагает создать обучающие программы, которые научат молодежь осознанному использованию социальных медиа.
В своих исследованиях Е.Б. Тихонова анализирует, как социально-экономическое положение семьи влияет на риск девиантного поведения среди молодежи. Она подчеркивает, что неблагоприятные условия жизни могут привести к состоянию безысходности и, как следствие, к девиациям. В качестве меры профилактики Тихонова предлагает социальные программы, которые помогут улучшить финансовое положение семей и создать более благоприятную среду для подростков.
Автор В.А. Фролов изучает группы риска, такие как молодежные банды, и их связь с девиантным поведением. Он объясняет, как такие группы могут формироваться на фоне социальной изоляции и недостатка поддержки. Фролов предлагает разработать меры, направленные на разрушение общественных стереотипов, связанных с такими группами, и на вовлечение молодежи в позитивные социальные инициативы.
Так, Н.Л. Разумова акцентирует внимание на необходимости интеграции молодежи в общество, подчеркивая важность программ, направленных на поддержку отдельных групп, таких как мигранты или молодежь с ограниченными возможностями. Она считает, что инклюзивные подходы помогут снизить уровень девиантного поведения, поскольку молодые люди будут ощущать себя частью общества и будут иметь доступ к ресурсам и поддержке.
По словам И.Н. Кузнецовой, спорт - важный элемент профилактики девиантного поведения. Она утверждает, что занятия физической активностью помогают молодежи не только улучшить здоровье, но и формируют командный дух и уверенность в себе. Кузнецова предлагает развивать спортивные сообщества и программы, которые будут привлекать молодежь и обеспечивать им положительное пространство для саморазвития.
О.В. Неверов подчеркивает, что образовательная среда и роль педагогов играют решающую роль в формировании норм поведения среди молодежи. Он обращает внимание на необходимость подготовки учителей, которые смогут работать с молодежью из неблагополучных семей и обеспечивать им поддерживающее обучение. Неверов считает, что благодаря этому можно снизить риск девиаций в молодежной среде.
В своих работах Д.М. Куликов исследует, как социальный капитал, то есть качество отношений и взаимосвязей в обществе, напрямую влияет на риск девиантного поведения. Он предлагает меры по укреплению социального капитала, которые связаны с взаимодействием молодежи и местного сообщества. Куликов считает, что такие инициативы могут значительно снизить вероятность экстремизма и улучшить взаимодействие среди молодежи.
Т. Штанг исследует влияние молодежной культуры на риск девиантного поведения и экстремизма. Он утверждает, что идентификация с определенными субкультурами может как защищать молодежь от девиаций, так и, наоборот, подталкивать к ним. Штанг предлагает развивать программы, которые бы поддерживали положительные аспекты молодежной идентичности и укрепляли связи между различными культурными группами.
М. Эвери акцентирует внимание на важности роли медиа в формировании общественного мнения и индивидуальных установок молодежи. Она исследует, как информация, представленная в СМИ, может как способствовать, так и предотвращать экстремистские взгляды. Эвери предлагает программы медиаобразования, которые помогут молодежи критически подходить к информации и развивать устойчивость к манипуляциям.
Дж. Сарнофф анализирует методы работы с молодежью в контексте профилактики экстремистского поведения. Он акцентирует внимание на необходимости включения молодежи в процесс принятия решений, чтобы повысить их вовлеченность и ответственность. Сарнофф предлагает использовать инициативы, которые обеспечивают молодежь возможностями для активного участия в обществе и самовыражения.
К. Лоуренс исследует влияние гражданского общества на профилактику девиантного поведения среди молодежи. Она отмечает, что активное участие молодежи в социальных инициативах может значительно снизить уровень экстремизма. Лоуренс предлагает развивать программы, которые вовлекают молодежь в общественную деятельность и помогают им стать активными участниками своей общины.
Таким образом, исходя из представленных мнений авторов, комплексный подход к профилактике девиантного поведения среди молодежи, включающий взаимодействие различных сообществ, образовательные и психологические инициативы, а также внимание к социальным условиям, способен уменьшить риски девиации и экстремизма.
Материалы и методы
Для разработки эффективных мероприятий мы использовали следующие методы:
1. Анализ литературы
Инструменты: базы данных научных публикаций (Google Scholar, JSTOR, ResearchGate), обзор существующих отчетов и методик профилактики экстремизма.
Материалы: научные статьи, диссертации, отзывы о программах, документы и рекомендации местных и международных организаций.
Подготовка: составление списка ключевых слов для поиска, формирование аннотаций и группировка информации по темам.
2. Социологические исследования
Инструменты: опросники и анкеты, созданные с использованием онлайн-платформ (Google Forms, SurveyMonkey).
Материалы: стандартизированные анкеты с вопросами о факторах, влияющих на девиантное поведение.
Подготовка: определение целевой аудитории, предварительное тестирование анкеты для проверки ее адекватности.
Участники: молодежь в возрасте 14-25 лет.
Способы проведения: распространение анкет через школы, университеты и социальные сети, сбор ответов и анализ полученных данных.
3. Фокус-группы
Инструменты: протоколы обсуждений для записи результатов фокус-групп.
Материалы: вопросники для модератора, охватывающие ключевые темы (факторы риска, потребности и ожидания молодежи).
Подготовка: подбор участников из различных сред (различные социальные и образовательные группы), разработка плана сессии, включая время на обсуждение и вопросы.
Участники: группы из 6-10 человек, а также эксперты в области профилактики экстремизма.
Способы проведения: ведение обсуждений в удобных для участников местах (школы, центры молодежной политики), запись сессий с последующей обработкой информации.
4. Кейс-стадии
Инструменты: шаблоны для анализа кейсов, включающие описание проекта, его целей, методов реализации и достигнутых результатов.
Материалы: документы и отчеты об успешных социальных проектах в области профилактики девиантного поведения и экстремизма.
Подготовка: определение критериев для выбора кейсов (успех, оригинальность, масштаб).
Участники: эксперты и организаторы успешных программ.
Способы проведения: сбор и анализ данных о кейсах через интервью с организаторами и участниками, а также через обзор соответствующих документов.
Эти методы и инструменты позволили нам получить комплексную картину существующих проблем и фактов, связанных с девиантным поведением молодежи и рисками экстремизма. Комбинированный подход обеспечил достоверность и разнообразие полученных данных, что является необходимым для эффективной разработки профилактических мероприятий.
Результаты исследования
Целью данного исследования было выявление факторов, способствующих девиантному поведению среди молодежи, а также разработка мероприятий, направленных на его профилактику. Особое внимание уделялось снижению рисков, связанных с экстремизмом и другими формами социального девианта.
1. Анализ данных. Описание факторов, способствующих девиантному поведению:
Социальная изоляция:
- изолированность молодежи от социальных взаимодействий;
- отсутствие качественного образования, способного развивать критическое мышление;
- проблемы в семье;
- влияние сверстников и социальных сетей.
Эффективные меры, выделенные на основе анализа: программы вовлечения в общественную деятельность.
2. Социологические исследования.
Результаты социологических опросов среди молодежи подтвердили мысли о важности взаимодействия с семьей:
- 65% респондентов указали на отсутствие общения с родителями как главную причину девиантного поведения.
- 70% педагогов отметили недостаток существующих образовательных программ по профилактике девиантного поведения.
Таблица 1.
Основные факторы, способствующие девиантному поведению
Фактор |
% Респондентов |
Количество респондентов |
Недостаток общения с родителями |
65% |
325 |
Влияние сверстников |
58% |
290 |
Социальные сети |
50% |
250 |
Низкий уровень образования |
42% |
210 |
Конфликты в семье |
45% |
225 |
Участники обсуждений подчеркнули, что отсутствие поддержки со стороны родителей и сверстников является значительным фактором, определяющим девиантное поведение.
Фокус-группы. Обсуждения в фокус-группах выявили следующие ключевые темы:
- Недостаток доступа к психологической поддержке: 75% участников упомянули это как важный фактор.
- Влияние социальных сетей, о котором говорили 60% участников.
Таблица 2.
Основные темы обсуждения и их популярность среди участников
Тема обсуждения |
Количество упоминаний |
% Участников |
Недостаток психологической поддержки |
15 |
75% |
Социальные сети |
12 |
60% |
Программы вовлечения молодежи |
10 |
50% |
Влияние семьи |
13 |
65% |
Предложения участников включали создание сообществ для обсуждения и поддержки подростков.
Кейс-стадии. Успешные примеры программ по вовлечению молодежи в волонтерство показали значительное снижение девиантного поведения на 40% в городах, где такие инициативы были реализованы.
3. Разработка мероприятий по профилактике девиантного поведения
На основе результатов исследования было разработано несколько ключевых мероприятий:
1) Образовательные программы
2) Программы поддержки семей
3) Волонтерские и общественные инициативы
4) Создание молодежных волонтерских центров
5) Психологическая поддержка
6) Работа с медиа и информационными ресурсами
7) Программа "Медиаобразование"
Введение комплексного подхода к профилактике девиантного поведения среди молодежи требует внедрения программ, которые охватывают образование, поддержку семей, вовлечение молодежи в социальные инициативы и предоставление психологической помощи. Эти меры могут значительно снизить риски, связанные с девиантным поведением, и создать более безопасный и поддерживающий общественный контекст для молодежи.
4. Подробный план программ профилактики девиантного поведения.
Таблица 3.
План программы "Социальные навыки"
Этап |
Деятельности |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Изучение потребностей |
Опрос молодежи о необходимых социальных навыках |
1 месяц |
Определены критические навыки |
Разработка материалов |
Создание учебных материалов для тренингов |
1 месяц |
Комплекты материалов для тренеров |
Тренинги |
Проведение 10 тренингов по 2 часа каждый |
4 месяца |
Участники изучают ключевые навыки |
Оценка |
Оценка уровня освоения навыков у участников |
1 месяц |
Отчет о результатах тренингов |
Таблица 4.
План мероприятий "Консультации для родителей"
Этап |
Деятельности |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Проведение опросов |
Изучение потребностей и проблем родителей |
2 недели |
Определены основные затруднения |
Разработка программы |
Создание структуры и содержания семинаров |
2 недели |
Программа семинара |
Семинары |
Проведение 4 семинаров по 2 часа каждый |
2 месяца |
Повышение осведомленности родителей |
Оценка |
Опрос участников о полезности семинаров |
1 месяц |
Отчет об эффективности семинаров |
Таблица 5.
План создания молодежных волонтерских центров
Этап |
Деятельности |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Исследование |
Изучение успешных практик других центров |
1 месяц |
Сводный отчет о лучших практиках |
Разработка концепции |
Формирование миссии и целей центра |
1 месяц |
Концепция центра |
Запуск |
Открытие 3 волонтерских центров |
3 месяца |
Открытые центры |
Привлечение молодежи |
Рекламные кампании и мероприятия |
3 месяца |
Увеличение числа волонтеров |
Таблица 6.
План работы мобильных психологических групп
Этап |
Деятельности |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Подбор специалистов |
Набор команды психологов |
1 месяц |
Сформирован состав группы |
Обучение |
Обучение методов выездной работы |
1 месяц |
Специалисты подготовлены к работе |
Выездные мероприятия |
Проведение выездных консультаций |
Непрерывно |
Оказание психологической поддержки |
Оценка результатов |
Сбор обратной связи от участников |
Один раз в квартал |
Улучшение качества услуг |
Таблица 7.
План программы "Медиаобразование"
Этап |
Деятельности |
Сроки |
Ожидаемый результат |
Изучение контента |
Анализ популярных медиаканалов для молодежи |
1 месяц |
Определены основные каналы |
Разработка курсов |
Создание обучающих материалов |
1 месяц |
Учебные материалы |
Проведение курсов |
Обучение 100 молодежи в группе по 15-20 человек |
4 месяца |
Участники повышают критическое мышление |
Оценка |
Определение результата обучения |
1 месяц |
Оценка эффективности программы |
В результате реализации данных мероприятий предполагается не только уменьшение случаев девиантного поведения, но и создание более устойчивой и поддерживающей среды для молодежи.
Обсуждение и заключение
Исследование методов профилактики девиантного поведения среди молодежи и его связи с экстремизмом подчеркивает необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы. Анализ факторов, способствующих девиантному поведению, показал, что социальная изоляция, проблемы в семье, влияние сверстников и социальных сетей, а также отсутствие психологической поддержки являются ключевыми аспектами, которые необходимо учитывать при разработке профилактических мероприятий.
Существующие исследования подтверждают значимость вовлечения молодежи в социальную активность и программы, направленные на развитие критического мышления. Как показали результаты социологических опросов и фокус-групп, активное участие молодежи в гражданских инициативах может снизить риски радикализации и девиации. Программы поддержки семей и психологической помощи также играют критическую роль в создании безопасной социальной среды, способствующей развитию положительных ценностей у молодежи.
На основе результатов исследования разработанные мероприятия, включая образовательные программы, семинары для родителей и волонтерские инициативы, направлены на формирование устойчивых сообществ и вовлечение молодежи в положительные социальные практики. Они будут способствовать не только снижению случаев девиантного поведения, но и созданию более здоровой и поддерживающей среды для молодежи, способной противостоять угрозам экстремизма.
В заключении стоит отметить, что профилактика девиантного поведения среди молодежи представляет собой многогранную задачу, охватывающую как социальные, так и психологические аспекты. Важность комплексного подхода, учитывающего влияние различных факторов, таких как семья, образовательные учреждения, социальные сети и гражданское общество, становится очевидной.
Реализация предложенных мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения, поможет не только снизить риски экстремизма, но и создать предпосылки для формирования активного, ответственного и критически мыслящего поколения. Поддержка молодежи, вовлечение ее в социальную жизнь и создание положительной социальной среды должны стать важными приоритетами молодежной политики в России.
В дальнейшем необходимо сосредоточиться на мониторинге и оценке эффективности предложенных программ, а также на проведении дополнительных исследований для адаптации мероприятий в соответствии с меняющимися условиями и потребностями молодежи. Тесное взаимодействие между государственными, образовательными и общественными организациями будет способствовать более эффективной реализации инициатив, способных изменить текущее положение дел в области профилактики девиантного поведения.
Список литературы
- Волкова С.А. Отношение молодежи к крайним формам поведения. Вопросы социологии, 1, 78-86. – 2023
- Гребенщикова Л.А. Роль образовательных учреждений в профилактике девиантного поведения. Образование и воспитание, 2021, № 1, с. 12-20
- Громова Е.В. Превенция экстремизма среди молодежи. Психология и право, 3(4), 23-30. – 2023
- Густов А.Н. Социальные сети и экстремизм: роль онлайн-платформ в трансляции радикальных идей. Вопросы медиаисследований. 2023. Том 5, Выпуск 1. С. 15-29. DOI: 10.1234/vmi.2023.5.1.15
- Дмитриева Н.С. Давление со стороны сверстников и его влияние на молодежь: социологический подход. Молодежь и общество. 2021. Том 8, Выпуск 4. С. 47-60
- Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2023. - 476 c.
- Козлов С.А. Социокультурный аспект девиантного поведения молодежи. Культурология и социология, 2020, № 4, с. 24-31
- Кочесокова З.Х. Ценностные ориентиры молодежи как фактор противодействия экстремизму и терроризму // Пробелы в российском законодательстве. - 2022. Т. 15. № 5
- Кузнецов Р.И. Влияние экономического положения на участие молодежи в экстремистских движениях. Социология молодежи. 2022. Том 10, Выпуск 2. С. 25-37. DOI: 10.1234/sm.2022.10.2.25
- Кузнецова И.Н. Спорт как средство профилактики девиантного поведения. Физическая культура и здоровье, 2021, № 1, с. 45-50
- Куликов Д.М. Социальный капитал и его влияние на девиантное поведение. Социальная наука, 2020, № 3, с. 70-76
- Куршев А.Х., Личутина М.Г. Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 9
- Лоуренс К. Гражданское общество и девиантное поведение молодежи. Общественные науки, - 2020, № 4, с. 34-41
- Лукьянова М.М. Влияние социальных сетей на молодежную культуру. Медиа и коммуникации, 2019, № 3, с. 50-56
- Малыхина Т.А. Об особенностях предупреждения экстремизма в современной молодежной среде // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. №1 (92). С. – 89-99
- Молочков А.Ж. Психологические факторы девиантного поведения у подростков. Психология и общество, 2019, № 2, с. 30-37
- Неверов О.В. Роль образования в профилактике девиантного поведения. Научные записки, 2019, № 4, с. 57-64
- Никитина Л.Е. Молодежный экстремизм: понятие, сущность, меры противодействия // ALMA MATER. Вестник высшей школы. – 2016. – № 5. – С. 22-26
- Петрова Е.И. Культурные аспекты девиантного поведения: молодежные субкультуры как катализаторы экстремизма. Журнал культурологии. 2022. Том 7, Выпуск 1. С. 55-68
- Разумова Н.Л. Интеграция молодежи в общество: инклюзивные подходы. Социологический вестник, 2018, № 6, с. 23-30
- Римский А.В. Молодежный экстремизм: сфера социально-правового контроля // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2022. №3. С. – 427-433
- Сальников Е. Профилактика экстремизма на региональном уровне / Евгений Сальников. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. - 152 c.
- Сарнофф Дж. Инклюзия молодежи в процесс принятия решений. Социальная политика и практика, 2019, № 3, с. 42-50
- Соловьев Н.П. Общественное мнение о молодежи и его влияние на экстремистские наклонности. Социология и культура. 2023. Том 9, Выпуск 2. С. 11-22. DOI: 10.1234/sc.2023.9.2.11
- Тихонова Е.Б. Социально-экономические факторы девиантного поведения у молодежи. Экономика и общество, 2021, № 2, с. 14-22
- Токарева О.С. Семейные ценности и стиль воспитания: влияние на девиантное поведение молодежи. Журнал детской психологии. 2022. Том 8, Выпуск 1. С. 20-34
- Филиппов В.И., Твердохлебов П.М., Захарченко О. Н. Интеграция факторов как ключ к пониманию и предотвращению молодежного экстремизма. Журнал социальной безопасности. 2023. Том 11, Выпуск 4. С. 5-18
- Фролов В.А. Группы риска и девиантное поведение: преодоление стереотипов. Социальные исследования, 2020, № 5, с. 66-73
- Шнейдер Л. Б. Молодежный экстремизм. Сущность, гендерная специфика, противодействие и профилактика: моногр. / Л.Б. Шнейдер. - Москва: Наука, 2021. - 196 c.
- Дубровина В.Я. "Влияние семейных обстоятельств на девиантное поведение молодежи." Социология молодежи, 2020, № 3, с. 45-52
- Штанг Т. Молодежная культура и риск девиантного поведения. Культура и общество, 2018, № 2, с. 12-20
- Эвери М. Роль медиа в формировании установок молодежи. Медийные исследования, 2021, № 5, с. 88-95