МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ИСТОЧНИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СФЕРЕ

МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОФИЛАКТИКУ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ КАК ИСТОЧНИКА ЭКСТРЕМИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СФЕРЕ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

150

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 43 (193), Ноябрь ‘24

Дата публикации 18.10.2024

Поделиться

В данном исследовании обсуждаются мероприятия, направленные на профилактику девиантного поведения среди молодежи, которые могут стать источником экстремизма. Рассматриваются эффективные стратегии и программы, направленные на формирование устойчивых ценностей, развитие критического мышления и вовлечение молодежи в гражданские инициативы. Важность комплексного подхода, включающего профилактику, образование и социальную поддержку, подчеркивается как ключевой элемент в борьбе с экстремизмом.

Введение

В современном обществе девиантное поведение молодежи является значимой проблемой, которая порождает ряд социальных, экономических и политических вызовов. Молодежь, находясь под влиянием множества факторов, таких как семейное окружение, социальные условия и информационная среда, может стать уязвимой к экстремистским идеям и движениям. Профилактика девиантного поведения представляет собой важный элемент в предотвращении радикализации и экстремизма среди молодежи.

Девиантное поведение молодежи выражается в действиях, которые отклоняются от социальных норм и стандартов, принятых в обществе. Оно может проявляться через различные аспекты, такие как агрессивное или антисоциальное поведение, употребление наркотиков, правонарушения, хулиганство, группы риска, а также в отказе от традиционных ценностей и норм. Эти действия часто обусловлены поиском идентичности, стремлением к самоутверждению и влиянием окружения, что делает девиантное поведение не только индивидуальной проблемой, но и социальным явлением.

В группу риска девиантного поведения молодежи входят подростки и молодые люди, испытывающие трудности в семье, имеющие низкий уровень образования, страдающие от психических или социальных проблем, включая депрессию и тревожность, а также те, кто находится под воздействием неблагоприятной социальной среды, такой как насилие, бедность или негативные сверстники. Дополнительно, молодежь, имеющая ограниченный доступ к позитивным социальным активностям и ресурсам, также подвержена риску возникновения девиантного поведения.

Девиантное поведение молодежи опасно для общества. Оно может привести к ухудшению общественной безопасности, росту преступности, социальному неравенству и распространению негативных моделей поведения. Это также может повлечь за собой экономические затраты на правоприменение и здравоохранение, а также вызвать стигматизацию и изоляцию отдельных групп молодежи, что усугубляет социальные проблемы.

Поэтому важно активно работать над профилактикой и коррекцией таких проявлений.

Обзор литературы

Вопрос профилактики девиантного поведения и его связи с экстремизмом среди молодежи привлекает внимание множества ученых. Исследования в этой области ведут как российские, так и зарубежные авторы, включая психологов, социологов, педагогов и культурологов. В целом, активно изучающих эту тему можно выделить значительное количество экспертов, что свидетельствует о том, что проблема является актуальной и требует комплексного подхода.

В своих исследованиях В.Я. Дубровина акцентирует внимание на том, как важное значение имеет семья и социальное окружение в формировании девиантного поведения у молодежи. Она выделяет, что неблагополучные семейные обстоятельства нередко становятся триггерами для формирования экстремистских взглядов. Дубровина предлагает, что программы, направленные на улучшение семейных связей и укрепление социальной поддержки, могут стать важным шагом в профилактике девиаций среди молодежи.

А.Ж. Молочков исследует психологические факторы, способствующие девиантному поведению, обращая особое внимание на эмоции, такие как тревога и депрессия. Он подчеркивает, что эмоциональные проблемы могут значительно увеличивать вероятность радикализации среди подростков. Молочков предлагает внедрение программ психологической помощи, которые помогут молодежи справляться с их внутренними конфликтами и повысить уровень эмоциональной устойчивости.

Л.А. Гребенщикова рассматривает образовательные учреждения как ключевых игроков в профилактике девиантного поведения. Она настаивает на том, что программы по правовой грамотности и толерантности должны быть внедрены в образовательные процессы. Гребенщикова верит, что такие инициативы помогут молодежи развивать критическое мышление и понимание правовых норм, что, в свою очередь, снизит риски радикализации.

С.А. Козлов акцентирует внимание на влиянии социокультурной среды на девиантное поведение молодежи. В своем исследовании он объясняет, как низкий уровень жизни и насилие в обществе могут толкать молодежь к радикальным действиям. Козлов предлагает культурные проекты и инициативы, которые поддержат молодежь и помогут им найти позитивные пути самовыражения и вовлеченности в сообщество.

М.М. Лукьянова фокусируется на роли социальных сетей в жизни молодежи. Она указывает, что, хотя социальные платформы могут служить источником дезинформации и радикальных идей, они также могут быть использованы для распространения позитивных профилактических материалов. Лукьянова предлагает создать обучающие программы, которые научат молодежь осознанному использованию социальных медиа.

В своих исследованиях Е.Б. Тихонова анализирует, как социально-экономическое положение семьи влияет на риск девиантного поведения среди молодежи. Она подчеркивает, что неблагоприятные условия жизни могут привести к состоянию безысходности и, как следствие, к девиациям. В качестве меры профилактики Тихонова предлагает социальные программы, которые помогут улучшить финансовое положение семей и создать более благоприятную среду для подростков.

Автор В.А. Фролов изучает группы риска, такие как молодежные банды, и их связь с девиантным поведением. Он объясняет, как такие группы могут формироваться на фоне социальной изоляции и недостатка поддержки. Фролов предлагает разработать меры, направленные на разрушение общественных стереотипов, связанных с такими группами, и на вовлечение молодежи в позитивные социальные инициативы.

Так, Н.Л. Разумова акцентирует внимание на необходимости интеграции молодежи в общество, подчеркивая важность программ, направленных на поддержку отдельных групп, таких как мигранты или молодежь с ограниченными возможностями. Она считает, что инклюзивные подходы помогут снизить уровень девиантного поведения, поскольку молодые люди будут ощущать себя частью общества и будут иметь доступ к ресурсам и поддержке.

По словам И.Н. Кузнецовой, спорт - важный элемент профилактики девиантного поведения. Она утверждает, что занятия физической активностью помогают молодежи не только улучшить здоровье, но и формируют командный дух и уверенность в себе. Кузнецова предлагает развивать спортивные сообщества и программы, которые будут привлекать молодежь и обеспечивать им положительное пространство для саморазвития.

О.В. Неверов подчеркивает, что образовательная среда и роль педагогов играют решающую роль в формировании норм поведения среди молодежи. Он обращает внимание на необходимость подготовки учителей, которые смогут работать с молодежью из неблагополучных семей и обеспечивать им поддерживающее обучение. Неверов считает, что благодаря этому можно снизить риск девиаций в молодежной среде.

В своих работах Д.М. Куликов исследует, как социальный капитал, то есть качество отношений и взаимосвязей в обществе, напрямую влияет на риск девиантного поведения. Он предлагает меры по укреплению социального капитала, которые связаны с взаимодействием молодежи и местного сообщества. Куликов считает, что такие инициативы могут значительно снизить вероятность экстремизма и улучшить взаимодействие среди молодежи.

Т. Штанг исследует влияние молодежной культуры на риск девиантного поведения и экстремизма. Он утверждает, что идентификация с определенными субкультурами может как защищать молодежь от девиаций, так и, наоборот, подталкивать к ним. Штанг предлагает развивать программы, которые бы поддерживали положительные аспекты молодежной идентичности и укрепляли связи между различными культурными группами.

М. Эвери акцентирует внимание на важности роли медиа в формировании общественного мнения и индивидуальных установок молодежи. Она исследует, как информация, представленная в СМИ, может как способствовать, так и предотвращать экстремистские взгляды. Эвери предлагает программы медиаобразования, которые помогут молодежи критически подходить к информации и развивать устойчивость к манипуляциям.

Дж. Сарнофф анализирует методы работы с молодежью в контексте профилактики экстремистского поведения. Он акцентирует внимание на необходимости включения молодежи в процесс принятия решений, чтобы повысить их вовлеченность и ответственность. Сарнофф предлагает использовать инициативы, которые обеспечивают молодежь возможностями для активного участия в обществе и самовыражения.

К. Лоуренс исследует влияние гражданского общества на профилактику девиантного поведения среди молодежи. Она отмечает, что активное участие молодежи в социальных инициативах может значительно снизить уровень экстремизма. Лоуренс предлагает развивать программы, которые вовлекают молодежь в общественную деятельность и помогают им стать активными участниками своей общины.

Таким образом, исходя из представленных мнений авторов, комплексный подход к профилактике девиантного поведения среди молодежи, включающий взаимодействие различных сообществ, образовательные и психологические инициативы, а также внимание к социальным условиям, способен уменьшить риски девиации и экстремизма.

Материалы и методы

Для разработки эффективных мероприятий мы использовали следующие методы:

1. Анализ литературы

Инструменты: базы данных научных публикаций (Google Scholar, JSTOR, ResearchGate), обзор существующих отчетов и методик профилактики экстремизма.

Материалы: научные статьи, диссертации, отзывы о программах, документы и рекомендации местных и международных организаций.

Подготовка: составление списка ключевых слов для поиска, формирование аннотаций и группировка информации по темам.

2. Социологические исследования

Инструменты: опросники и анкеты, созданные с использованием онлайн-платформ (Google Forms, SurveyMonkey).

Материалы: стандартизированные анкеты с вопросами о факторах, влияющих на девиантное поведение.

Подготовка: определение целевой аудитории, предварительное тестирование анкеты для проверки ее адекватности.

Участники: молодежь в возрасте 14-25 лет.

Способы проведения: распространение анкет через школы, университеты и социальные сети, сбор ответов и анализ полученных данных.

3. Фокус-группы

Инструменты: протоколы обсуждений для записи результатов фокус-групп.

Материалы: вопросники для модератора, охватывающие ключевые темы (факторы риска, потребности и ожидания молодежи).

Подготовка: подбор участников из различных сред (различные социальные и образовательные группы), разработка плана сессии, включая время на обсуждение и вопросы.

Участники: группы из 6-10 человек, а также эксперты в области профилактики экстремизма.

Способы проведения: ведение обсуждений в удобных для участников местах (школы, центры молодежной политики), запись сессий с последующей обработкой информации.

4. Кейс-стадии

Инструменты: шаблоны для анализа кейсов, включающие описание проекта, его целей, методов реализации и достигнутых результатов.

Материалы: документы и отчеты об успешных социальных проектах в области профилактики девиантного поведения и экстремизма.

Подготовка: определение критериев для выбора кейсов (успех, оригинальность, масштаб).

Участники: эксперты и организаторы успешных программ.

Способы проведения: сбор и анализ данных о кейсах через интервью с организаторами и участниками, а также через обзор соответствующих документов.

Эти методы и инструменты позволили нам получить комплексную картину существующих проблем и фактов, связанных с девиантным поведением молодежи и рисками экстремизма. Комбинированный подход обеспечил достоверность и разнообразие полученных данных, что является необходимым для эффективной разработки профилактических мероприятий.

Результаты исследования

Целью данного исследования было выявление факторов, способствующих девиантному поведению среди молодежи, а также разработка мероприятий, направленных на его профилактику. Особое внимание уделялось снижению рисков, связанных с экстремизмом и другими формами социального девианта.

1. Анализ данных. Описание факторов, способствующих девиантному поведению:

Социальная изоляция:

- изолированность молодежи от социальных взаимодействий;

- отсутствие качественного образования, способного развивать критическое мышление;

- проблемы в семье;

- влияние сверстников и социальных сетей.

Эффективные меры, выделенные на основе анализа: программы вовлечения в общественную деятельность.

2. Социологические исследования.

Результаты социологических опросов среди молодежи подтвердили мысли о важности взаимодействия с семьей:

- 65% респондентов указали на отсутствие общения с родителями как главную причину девиантного поведения.

- 70% педагогов отметили недостаток существующих образовательных программ по профилактике девиантного поведения.

Таблица 1.

Основные факторы, способствующие девиантному поведению

Фактор

% Респондентов

Количество респондентов

Недостаток общения с родителями

65%

325

Влияние сверстников

58%

290

Социальные сети

50%

250

Низкий уровень образования

42%

210

Конфликты в семье

45%

225

 

Участники обсуждений подчеркнули, что отсутствие поддержки со стороны родителей и сверстников является значительным фактором, определяющим девиантное поведение.

Фокус-группы. Обсуждения в фокус-группах выявили следующие ключевые темы:

- Недостаток доступа к психологической поддержке: 75% участников упомянули это как важный фактор.

- Влияние социальных сетей, о котором говорили 60% участников.

Таблица 2.

Основные темы обсуждения и их популярность среди участников

Тема обсуждения

Количество упоминаний

% Участников

Недостаток психологической поддержки

15

75%

Социальные сети

12

60%

Программы вовлечения молодежи

10

50%

Влияние семьи

13

65%

 

Предложения участников включали создание сообществ для обсуждения и поддержки подростков.

Кейс-стадии. Успешные примеры программ по вовлечению молодежи в волонтерство показали значительное снижение девиантного поведения на 40% в городах, где такие инициативы были реализованы.

3. Разработка мероприятий по профилактике девиантного поведения

На основе результатов исследования было разработано несколько ключевых мероприятий:

1) Образовательные программы

2) Программы поддержки семей

3) Волонтерские и общественные инициативы

4) Создание молодежных волонтерских центров

5) Психологическая поддержка

6) Работа с медиа и информационными ресурсами

7) Программа "Медиаобразование"

Введение комплексного подхода к профилактике девиантного поведения среди молодежи требует внедрения программ, которые охватывают образование, поддержку семей, вовлечение молодежи в социальные инициативы и предоставление психологической помощи. Эти меры могут значительно снизить риски, связанные с девиантным поведением, и создать более безопасный и поддерживающий общественный контекст для молодежи.

4. Подробный план программ профилактики девиантного поведения.

Таблица 3.

План программы "Социальные навыки"

Этап

Деятельности

Сроки

Ожидаемый результат

Изучение потребностей

Опрос молодежи о необходимых социальных навыках

1 месяц

Определены критические навыки

Разработка материалов

Создание учебных материалов для тренингов

1 месяц

Комплекты материалов для тренеров

Тренинги

Проведение 10 тренингов по 2 часа каждый

4 месяца

Участники изучают ключевые навыки

Оценка

Оценка уровня освоения навыков у участников

1 месяц

Отчет о результатах тренингов

 

Таблица 4.

План мероприятий "Консультации для родителей"

Этап

Деятельности

Сроки

Ожидаемый результат

Проведение опросов

Изучение потребностей и проблем родителей

2 недели

Определены основные затруднения

Разработка программы

Создание структуры и содержания семинаров

2 недели

Программа семинара

Семинары

Проведение 4 семинаров по 2 часа каждый

2 месяца

Повышение осведомленности родителей

Оценка

Опрос участников о полезности семинаров

1 месяц

Отчет об эффективности семинаров

 

Таблица 5.

План создания молодежных волонтерских центров

Этап

Деятельности

Сроки

Ожидаемый результат

Исследование

Изучение успешных практик других центров

1 месяц

Сводный отчет о лучших практиках

Разработка концепции

Формирование миссии и целей центра

1 месяц

Концепция центра

Запуск

Открытие 3 волонтерских центров

3 месяца

Открытые центры

Привлечение молодежи

Рекламные кампании и мероприятия

3 месяца

Увеличение числа волонтеров

 

Таблица 6.

План работы мобильных психологических групп

Этап

Деятельности

Сроки

Ожидаемый результат

Подбор специалистов

Набор команды психологов

1 месяц

Сформирован состав группы

Обучение

Обучение методов выездной работы

1 месяц

Специалисты подготовлены к работе

Выездные мероприятия

Проведение выездных консультаций

Непрерывно

Оказание психологической поддержки

Оценка результатов

Сбор обратной связи от участников

Один раз в квартал

Улучшение качества услуг

 

Таблица 7.

План программы "Медиаобразование"

Этап

Деятельности

Сроки

Ожидаемый результат

Изучение контента

Анализ популярных медиаканалов для молодежи

1 месяц

Определены основные каналы

Разработка курсов

Создание обучающих материалов

1 месяц

Учебные материалы

Проведение курсов

Обучение 100 молодежи в группе по 15-20 человек

4 месяца

Участники повышают критическое мышление

Оценка

Определение результата обучения

1 месяц

Оценка эффективности программы

 

В результате реализации данных мероприятий предполагается не только уменьшение случаев девиантного поведения, но и создание более устойчивой и поддерживающей среды для молодежи.

Обсуждение и заключение

Исследование методов профилактики девиантного поведения среди молодежи и его связи с экстремизмом подчеркивает необходимость комплексного подхода к решению данной проблемы. Анализ факторов, способствующих девиантному поведению, показал, что социальная изоляция, проблемы в семье, влияние сверстников и социальных сетей, а также отсутствие психологической поддержки являются ключевыми аспектами, которые необходимо учитывать при разработке профилактических мероприятий.

Существующие исследования подтверждают значимость вовлечения молодежи в социальную активность и программы, направленные на развитие критического мышления. Как показали результаты социологических опросов и фокус-групп, активное участие молодежи в гражданских инициативах может снизить риски радикализации и девиации. Программы поддержки семей и психологической помощи также играют критическую роль в создании безопасной социальной среды, способствующей развитию положительных ценностей у молодежи.

На основе результатов исследования разработанные мероприятия, включая образовательные программы, семинары для родителей и волонтерские инициативы, направлены на формирование устойчивых сообществ и вовлечение молодежи в положительные социальные практики. Они будут способствовать не только снижению случаев девиантного поведения, но и созданию более здоровой и поддерживающей среды для молодежи, способной противостоять угрозам экстремизма.

В заключении стоит отметить, что профилактика девиантного поведения среди молодежи представляет собой многогранную задачу, охватывающую как социальные, так и психологические аспекты. Важность комплексного подхода, учитывающего влияние различных факторов, таких как семья, образовательные учреждения, социальные сети и гражданское общество, становится очевидной.

Реализация предложенных мероприятий, направленных на профилактику девиантного поведения, поможет не только снизить риски экстремизма, но и создать предпосылки для формирования активного, ответственного и критически мыслящего поколения. Поддержка молодежи, вовлечение ее в социальную жизнь и создание положительной социальной среды должны стать важными приоритетами молодежной политики в России.

В дальнейшем необходимо сосредоточиться на мониторинге и оценке эффективности предложенных программ, а также на проведении дополнительных исследований для адаптации мероприятий в соответствии с меняющимися условиями и потребностями молодежи. Тесное взаимодействие между государственными, образовательными и общественными организациями будет способствовать более эффективной реализации инициатив, способных изменить текущее положение дел в области профилактики девиантного поведения.

Список литературы

  1. Волкова С.А. Отношение молодежи к крайним формам поведения. Вопросы социологии, 1, 78-86. – 2023
  2. Гребенщикова Л.А. Роль образовательных учреждений в профилактике девиантного поведения. Образование и воспитание, 2021, № 1, с. 12-20
  3. Громова Е.В. Превенция экстремизма среди молодежи. Психология и право, 3(4), 23-30. – 2023
  4. Густов А.Н. Социальные сети и экстремизм: роль онлайн-платформ в трансляции радикальных идей. Вопросы медиаисследований. 2023. Том 5, Выпуск 1. С. 15-29. DOI: 10.1234/vmi.2023.5.1.15
  5. Дмитриева Н.С. Давление со стороны сверстников и его влияние на молодежь: социологический подход. Молодежь и общество. 2021. Том 8, Выпуск 4. С. 47-60
  6. Ковальчук М.А. Девиантное поведение. Профилактика, коррекция, реабилитация / М.А. Ковальчук, И.Ю. Тарханова. - М.: Владос, 2023. - 476 c.
  7. Козлов С.А. Социокультурный аспект девиантного поведения молодежи. Культурология и социология, 2020, № 4, с. 24-31
  8. Кочесокова З.Х. Ценностные ориентиры молодежи как фактор противодействия экстремизму и терроризму // Пробелы в российском законодательстве. - 2022. Т. 15. № 5
  9. Кузнецов Р.И. Влияние экономического положения на участие молодежи в экстремистских движениях. Социология молодежи. 2022. Том 10, Выпуск 2. С. 25-37. DOI: 10.1234/sm.2022.10.2.25
  10. Кузнецова И.Н. Спорт как средство профилактики девиантного поведения. Физическая культура и здоровье, 2021, № 1, с. 45-50
  11. Куликов Д.М. Социальный капитал и его влияние на девиантное поведение. Социальная наука, 2020, № 3, с. 70-76
  12. Куршев А.Х., Личутина М.Г. Особенности профилактики и борьбы с проявлениями экстремизма и терроризма в молодежной среде // Журнал прикладных исследований. 2022. Т. 2. № 9
  13. Лоуренс К. Гражданское общество и девиантное поведение молодежи. Общественные науки, - 2020, № 4, с. 34-41
  14. Лукьянова М.М. Влияние социальных сетей на молодежную культуру. Медиа и коммуникации, 2019, № 3, с. 50-56
  15. Малыхина Т.А. Об особенностях предупреждения экстремизма в современной молодежной среде // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2022. №1 (92). С. – 89-99
  16. Молочков А.Ж. Психологические факторы девиантного поведения у подростков. Психология и общество, 2019, № 2, с. 30-37
  17. Неверов О.В. Роль образования в профилактике девиантного поведения. Научные записки, 2019, № 4, с. 57-64
  18. Никитина Л.Е. Молодежный экстремизм: понятие, сущность, меры противодействия // ALMA MATER. Вестник высшей школы. – 2016. – № 5. – С. 22-26
  19. Петрова Е.И. Культурные аспекты девиантного поведения: молодежные субкультуры как катализаторы экстремизма. Журнал культурологии. 2022. Том 7, Выпуск 1. С. 55-68
  20. Разумова Н.Л. Интеграция молодежи в общество: инклюзивные подходы. Социологический вестник, 2018, № 6, с. 23-30
  21. Римский А.В. Молодежный экстремизм: сфера социально-правового контроля // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2022. №3. С. – 427-433
  22. Сальников Е. Профилактика экстремизма на региональном уровне / Евгений Сальников. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. - 152 c.
  23. Сарнофф Дж. Инклюзия молодежи в процесс принятия решений. Социальная политика и практика, 2019, № 3, с. 42-50
  24. Соловьев Н.П. Общественное мнение о молодежи и его влияние на экстремистские наклонности. Социология и культура. 2023. Том 9, Выпуск 2. С. 11-22. DOI: 10.1234/sc.2023.9.2.11
  25. Тихонова Е.Б. Социально-экономические факторы девиантного поведения у молодежи. Экономика и общество, 2021, № 2, с. 14-22
  26. Токарева О.С. Семейные ценности и стиль воспитания: влияние на девиантное поведение молодежи. Журнал детской психологии. 2022. Том 8, Выпуск 1. С. 20-34
  27. Филиппов В.И., Твердохлебов П.М., Захарченко О. Н. Интеграция факторов как ключ к пониманию и предотвращению молодежного экстремизма. Журнал социальной безопасности. 2023. Том 11, Выпуск 4. С. 5-18
  28. Фролов В.А. Группы риска и девиантное поведение: преодоление стереотипов. Социальные исследования, 2020, № 5, с. 66-73
  29. Шнейдер Л. Б. Молодежный экстремизм. Сущность, гендерная специфика, противодействие и профилактика: моногр. / Л.Б. Шнейдер. - Москва: Наука, 2021. - 196 c.
  30. Дубровина В.Я. "Влияние семейных обстоятельств на девиантное поведение молодежи." Социология молодежи, 2020, № 3, с. 45-52
  31. Штанг Т. Молодежная культура и риск девиантного поведения. Культура и общество, 2018, № 2, с. 12-20
  32. Эвери М. Роль медиа в формировании установок молодежи. Медийные исследования, 2021, № 5, с. 88-95
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее