Транспорт играет важную роль в социально-экономическом (обеспечивает потребности в перевозках людей и грузов, является связующим звеном между производителями товаров, продукции, услуг и потребителями) развитии страны. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность развития производства, бизнеса и социальной сферы, экономического роста, также повышение конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения, способствуя при этом реализации транзитного потенциала страны.
В России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере эффективно решать задачи растущей экономики[1].
Оценка современного уровня транспортного обслуживания определяется следующими качественными характеристиками: скорость, доступность, безопасность, экологичность, способность трансформации в изменчивых условиях и обеспечение безбарьерной среды.
При переходе к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития страна стремится стать одним из лидеров глобальной экономики, что требует принятия адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу. И на новом этапе транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли[1].
Обеспечивая доступ к ресурсам, соединяя производителей и потребителей, транспорт создает возможности для самого существования материального производства, так как если продукция не будет доставлена потребителям, то ее невозможно использовать по назначению. Производственный процесс здесь также состоит в использовании ресурсов и проявляется во взаимодействии рабочей силы и средств производства (транспортной материально-технической базы и предметов труда). Как и в других отраслях, на транспорте действуют общие экономические закономерности [2].
В статистическом сборнике ежегодно публикуются основные показатели, характеризующие состояние транспорта России. Отчетная информация содержит данные о протяженности транспортных путей (таблица 1) и транспортной деятельности каждого вида транспорта в частности объемов перевозок [3,4,5].
Анализ протяженности путей сообщения с 2017-2019гг. показал рост по направлениям:
- железнодорожный транспорт на 2.44%;
- автомобильные дороги на 2.4%;
- магистральные трубопроводы на 0.8%;
- внутренние водные пути на 0,99%.
Анализ протяженности путей сообщения, в тыс.км.
| 
			 
 Показатель  | 
			
			 Год  | 
			
			 Относительное отклонение, %  | 
		||||
| 
			 2017  | 
			
			 2018  | 
			
			 2019  | 
			
			 2018-2017гг.  | 
			
			 2019-2018гг.  | 
			
			 2019-2017гг.  | 
		|
| 
			 Железнодорожные пути общего и необщего пользования  | 
			
			 123  | 
			
			 122  | 
			
			 126  | 
			
			 -0,81  | 
			
			 3,28  | 
			
			 2,44  | 
		
| 
			 Автомобильные дороги  | 
			
			 1666  | 
			
			 1696  | 
			
			 1706  | 
			
			 1,80  | 
			
			 0,59  | 
			
			 2,40  | 
		
| 
			 Магистральные трубопроводы  | 
			
			 250  | 
			
			 250  | 
			
			 252  | 
			
			 0,00  | 
			
			 0,80  | 
			
			 0,80  | 
		
| 
			 Внутренние водные пути  | 
			
			 101  | 
			
			 101  | 
			
			 102  | 
			
			 0,00  | 
			
			 0,99  | 
			
			 0,99  | 
		
Наиболее активно прирастают авто дороги и ж/д пути, не значительную положительную динамику наблюдаем по магистральным трубопроводам и внутренним водным путям (увядающее развитие водного транспорта обусловлено устареванием парка ТС и не достаточным финансированием, для улучшения судоходной обстановки, а не отсутствием потребности в данных транспортных услугах).
На основе статистических данных c 2010-2019гг. рассмотрим динамику структуры грузооборота по всем видам транспорта (без трубопроводного), представленную в таблице 2.
Таблица 2
Динамика структуры грузооборота
| 
			 
 Вид транспорта  | 
			
			 Год  | 
		|||||||||
| 
			 2010  | 
			
			 2011  | 
			
			 2012  | 
			
			 2013  | 
			
			 2014  | 
			
			 2015  | 
			
			 2016  | 
			
			 2017  | 
			
			 2018  | 
			
			 2019  | 
		|
| 
			 Перевезено грузов, %  | 
		||||||||||
| 
			 Железнодорожный  | 
			
			 19,62  | 
			
			 19,18  | 
			
			 19,14  | 
			
			 19,26  | 
			
			 19,85  | 
			
			 19,47  | 
			
			 19,30  | 
			
			 19,96  | 
			
			 19,89  | 
			
			 19,26  | 
		
| 
			 Автомобильный  | 
			
			 78,29  | 
			
			 78,59  | 
			
			 78,70  | 
			
			 78,60  | 
			
			 78,19  | 
			
			 78,47  | 
			
			 78,60  | 
			
			 77,93  | 
			
			 78,14  | 
			
			 78,97  | 
		
| 
			 Морской  | 
			
			 0,55  | 
			
			 0,47  | 
			
			 0,24  | 
			
			 0,24  | 
			
			 0,23  | 
			
			 0,28  | 
			
			 0,36  | 
			
			 0,37  | 
			
			 0,32  | 
			
			 0,26  | 
		
| 
			 Внутренний водный  | 
			
			 1,53  | 
			
			 1,75  | 
			
			 1,90  | 
			
			 1,88  | 
			
			 1,72  | 
			
			 1,77  | 
			
			 1,72  | 
			
			 1,72  | 
			
			 1,63  | 
			
			 1,49  | 
		
| 
			 Воздушный  | 
			
			 0,02  | 
			
			 0,02  | 
			
			 0,02  | 
			
			 0,02  | 
			
			 0,02  | 
			
			 0,01  | 
			
			 0,02  | 
			
			 0,02  | 
			
			 0,02  | 
			
			 0,02  | 
		
| 
			 Итого  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
		
| 
			 
  | 
			
			 Грузооборот, %  | 
		|||||||||
| 
			 Железнодорожный  | 
			
			 84,90  | 
			
			 85,36  | 
			
			 85,39  | 
			
			 85,41  | 
			
			 86,59  | 
			
			 86,54  | 
			
			 86,54  | 
			
			 86,90  | 
			
			 87,54  | 
			
			 87,10  | 
		
| 
			 Автомобильный  | 
			
			 8,40  | 
			
			 8,95  | 
			
			 9,57  | 
			
			 9,72  | 
			
			 9,30  | 
			
			 9,27  | 
			
			 9,16  | 
			
			 8,89  | 
			
			 8,73  | 
			
			 9,21  | 
		
| 
			 Морской  | 
			
			 4,22  | 
			
			 3,13  | 
			
			 1,73  | 
			
			 1,56  | 
			
			 1,20  | 
			
			 1,58  | 
			
			 1,59  | 
			
			 1,60  | 
			
			 1,25  | 
			
			 1,24  | 
		
| 
			 Внутренний водный  | 
			
			 2,28  | 
			
			 2,37  | 
			
			 3,11  | 
			
			 3,11  | 
			
			 2,71  | 
			
			 2,40  | 
			
			 2,47  | 
			
			 2,34  | 
			
			 2,22  | 
			
			 2,21  | 
		
| 
			 Воздушный  | 
			
			 0,20  | 
			
			 0,20  | 
			
			 0,20  | 
			
			 0,19  | 
			
			 0,20  | 
			
			 0,21  | 
			
			 0,24  | 
			
			 0,28  | 
			
			 0,26  | 
			
			 0,25  | 
		
| 
			 Итого  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
			
			 100,0  | 
		
В общем грузообороте наибольший удельный вес у железнодорожного транспорта (87,00% к 2019 г.), второй по доле автомобильный транспорт (9,21% к 2019г.) и третий по доле внутренний водный транспорт (2,21% к 2019 г.).
 
Рисунок 1 – Динамика структуры грузооборота
Сравнительная динамика роста показателей грузооборота к 2010 году видов транспорта, имеющих наибольший удельный вес в его структуре, представлена в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительная динамика показателей грузооборота
| 
			 Вид транспорта  | 
			
			 Год  | 
		|||||||||
| 
			 2010  | 
			
			 2011  | 
			
			 2012  | 
			
			 2013  | 
			
			 2014  | 
			
			 2015  | 
			
			 2016  | 
			
			 2017  | 
			
			 2018  | 
			
			 2019  | 
		|
| 
			 Железнодорожный  | 
			
			 1,00  | 
			
			 1,06  | 
			
			 1,11  | 
			
			 1,09  | 
			
			 1,14  | 
			
			 1,15  | 
			
			 1,17  | 
			
			 1,24  | 
			
			 1,29  | 
			
			 1,29  | 
		
| 
			 Автомобильный  | 
			
			 1,00  | 
			
			 1,12  | 
			
			 1,25  | 
			
			 1,26  | 
			
			 1,24  | 
			
			 1,24  | 
			
			 1,25  | 
			
			 1,28  | 
			
			 1,3  | 
			
			 1,38  | 
		
| 
			 Морской  | 
			
			 1,00  | 
			
			 0,78  | 
			
			 0,45  | 
			
			 0,4  | 
			
			 0,32  | 
			
			 0,42  | 
			
			 0,43  | 
			
			 0,46  | 
			
			 0,37  | 
			
			 0,37  | 
		
| 
			 Внутренний водный  | 
			
			 1,00  | 
			
			 1,09  | 
			
			 1,50  | 
			
			 1,48  | 
			
			 1,33  | 
			
			 1,19  | 
			
			 1,24  | 
			
			 1,24  | 
			
			 1,22  | 
			
			 1,22  | 
		
| 
			 Воздушный  | 
			
			 1,00  | 
			
			 1,06  | 
			
			 1,08  | 
			
			 1,06  | 
			
			 1,11  | 
			
			 1,19  | 
			
			 1,4  | 
			
			 1,68  | 
			
			 1,66  | 
			
			 1,57  | 
		
Исчисленные относительные показатели динамики к 2010 году показывают опережающий темп роста показателей грузооборота в последние годы автомобильного и железнодорожного по сравнению с внутренним водным транспортом, что наглядно представлено на рисунке 2.
 
Рисунок 2 – Сравнительная динамика грузооборота
Транспорт - это одна из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми структурными элементами социальной и экономикой сферы. По мере последующего развития регионов, роста объемов производства, расширения транспортно-экономических связей и повышения уровня жизни населения, роль транспорта и его значение как системообразующего фактора будет также расти.
Реализация мероприятий в рамках программы «Стратегия» развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года» уже в ближайшем будущем позволит решить целый ряд проблем внутреннего водного транспорта и в полной мере реализовать объективные преимущества внутреннего водного транспорта в рамках единой транспортной системы страны.
Список литературы
- Минтранс Министерство транспорта Российской Федерации «Стратегия развития ВВТ на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morflot.ru/deyatelnost/fcp/strategiya_razvitiya_vnutrennego_vodnogo_transporta_na_period_do_2030_goda.html
 - «Современный стратегический анализ» - учебное пособие для магистрантов. Авторы: Виниченко В. А. , Баранова Н. В. - Казань: Бук, 2017. - 56 с.
 - Статистический сборник «Транспорт в России. 2016» - официальный интернет-сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
 - Статистический сборник «Транспорт в России. 2018» - официальный интернет-сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
 - Статистический сборник «Транспорт в России. 2020» - официальный интернет-сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
 


