СОВРЕМЕННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСПОРТА РФ

СОВРЕМЕННЫЙ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТРАНСПОРТА РФ

Авторы публикации

Рубрика

Экономика и управление

Просмотры

15

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 29 (31), сентябрь ‘21

Дата публикации 21.09.2021

Поделиться

Данное исследование позволяет наглядно определить удельный вес различных видов транспорта, в структуре грузооборота на основе данных статистической информации. Обозначена роль транспорта в социально-экономическом развитии страны, в соответствии с целями - Стратегии развития водного транспорта РФ до 2030 года.

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом (обеспечивает потребности в перевозках людей и грузов, является связующим звеном между производителями товаров, продукции, услуг и потребителями) развитии страны. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность развития производства, бизнеса и социальной сферы, экономического роста, также повышение конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения,  способствуя при этом реализации транзитного потенциала страны.

В России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере  эффективно решать задачи растущей экономики[1].

Оценка современного уровня транспортного обслуживания определяется следующими качественными характеристиками: скорость, доступность, безопасность, экологичность, способность трансформации в изменчивых условиях и обеспечение безбарьерной среды.

При переходе к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития страна стремится стать одним из лидеров глобальной экономики, что требует принятия адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу. И на новом этапе транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли[1].

Обеспечивая доступ к ресурсам, соединяя производителей и потребителей, транспорт создает возможности для самого существования материального производства, так как если продукция не будет доставлена потребителям, то ее невозможно использовать по назначению. Производственный процесс здесь также состоит в использовании ресурсов и проявляется во взаимодействии рабочей силы и средств производства (транспортной материально-технической базы и предметов труда). Как и в других отраслях, на транспорте действуют общие экономические закономерности [2].

В статистическом сборнике ежегодно публикуются основные показатели, характеризующие состояние транспорта России. Отчетная информация содержит данные о протяженности транспортных путей (таблица 1) и транспортной деятельности каждого вида транспорта  в частности объемов перевозок [3,4,5].

Анализ протяженности путей сообщения с 2017-2019гг. показал рост по направлениям:

- железнодорожный транспорт на 2.44%;

- автомобильные дороги на 2.4%;

- магистральные трубопроводы на 0.8%;

- внутренние водные пути на 0,99%.

Таблица 1

Анализ протяженности путей сообщения, в тыс.км.

 

 

 

 

Показатель

Год

Относительное отклонение, %

2017

2018

2019

2018-2017гг.

2019-2018гг.

2019-2017гг.

Железнодорожные пути общего и необщего пользования

123 

122 

126

-0,81 

3,28 

2,44 

Автомобильные дороги

1666 

1696 

1706 

1,80 

0,59 

2,40 

Магистральные трубопроводы

250

250

252

0,00

0,80

0,80

Внутренние водные пути

101

101

102

0,00

0,99

0,99

 Наиболее активно прирастают авто дороги и ж/д пути, не значительную положительную динамику наблюдаем по магистральным трубопроводам и внутренним водным путям (увядающее развитие водного транспорта обусловлено устареванием парка ТС и не достаточным финансированием, для улучшения судоходной обстановки, а не отсутствием потребности в данных транспортных услугах). 

На основе статистических данных c 2010-2019гг. рассмотрим динамику структуры грузооборота по всем видам транспорта (без трубопроводного), представленную в таблице 2.

Таблица 2

Динамика структуры грузооборота

 

 

Вид транспорта

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Перевезено грузов, %

Железнодорожный

19,62

19,18

19,14

19,26

19,85

19,47

19,30

19,96

19,89

19,26

Автомобильный

78,29

78,59

78,70

78,60

78,19

78,47

78,60

77,93

78,14

78,97

Морской

0,55

0,47

0,24

0,24

0,23

0,28

0,36

0,37

0,32

0,26

Внутренний водный

1,53

1,75

1,90

1,88

1,72

1,77

1,72

1,72

1,63

1,49

Воздушный

0,02

0,02

0,02

0,02

0,02

0,01

0,02

0,02

0,02

0,02

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

 

Грузооборот, %

Железнодорожный

84,90

85,36

85,39

85,41

86,59

86,54

86,54

86,90

87,54

87,10

Автомобильный

8,40

8,95

9,57

9,72

9,30

9,27

9,16

8,89

8,73

9,21

Морской

4,22

3,13

1,73

1,56

1,20

1,58

1,59

1,60

1,25

1,24

Внутренний водный

2,28

2,37

3,11

3,11

2,71

2,40

2,47

2,34

2,22

2,21

Воздушный

0,20

0,20

0,20

0,19

0,20

0,21

0,24

0,28

0,26

0,25

Итого

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

В общем грузообороте наибольший удельный вес у железнодорожного транспорта (87,00% к 2019 г.), второй по доле автомобильный транспорт (9,21% к 2019г.) и третий по доле внутренний водный транспорт (2,21% к 2019 г.).

Рисунок 1 – Динамика структуры грузооборота

 

Сравнительная динамика роста показателей грузооборота к 2010 году видов транспорта, имеющих наибольший удельный вес в его структуре, представлена в таблице 3.

Таблица 3

Сравнительная динамика показателей грузооборота

 

Вид транспорта

Год

2010

2011

2012

2013

2014

2015

2016

2017

2018

2019

Железнодорожный

1,00

1,06

1,11

1,09

1,14

1,15

1,17

1,24

1,29

1,29

Автомобильный

1,00

1,12

1,25

1,26

1,24

1,24

1,25

1,28

1,3

1,38

Морской

1,00

0,78

0,45

0,4

0,32

0,42

0,43

0,46

0,37

0,37

Внутренний водный

1,00

1,09

1,50

1,48

1,33

1,19

1,24

1,24

1,22

1,22

Воздушный

1,00

1,06

1,08

1,06

1,11

1,19

1,4

1,68

1,66

1,57

 

Исчисленные относительные показатели динамики к 2010 году показывают опережающий темп роста показателей грузооборота в последние годы автомобильного и железнодорожного по сравнению с внутренним водным транспортом, что наглядно представлено на рисунке 2.

 

Рисунок 2 – Сравнительная динамика грузооборота

 

Транспорт - это одна из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми структурными элементами социальной и экономикой сферы. По мере последующего развития регионов, роста объемов производства, расширения транспортно-экономических связей и повышения уровня жизни населения, роль транспорта и его значение как системообразующего фактора будет также расти.

Реализация мероприятий в рамках программы  «Стратегия» развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года» уже в  ближайшем будущем позволит решить целый ряд проблем внутреннего водного транспорта и в полной мере реализовать объективные преимущества внутреннего водного транспорта в рамках единой транспортной системы страны.

Список литературы

  1. Минтранс Министерство транспорта Российской Федерации «Стратегия развития ВВТ на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morflot.ru/deyatelnost/fcp/strategiya_razvitiya_vnutrennego_vodnogo_transporta_na_period_do_2030_goda.html
  2. «Современный стратегический анализ» - учебное пособие для магистрантов. Авторы: Виниченко В. А. , Баранова Н. В. - Казань: Бук, 2017. - 56 с.
  3. Статистический сборник «Транспорт в России. 2016» - официальный интернет-сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
  4. Статистический сборник «Транспорт в России. 2018» - официальный интернет-сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
  5. Статистический сборник «Транспорт в России. 2020» - официальный интернет-сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее