Транспорт играет важную роль в социально-экономическом (обеспечивает потребности в перевозках людей и грузов, является связующим звеном между производителями товаров, продукции, услуг и потребителями) развитии страны. Доступ к безопасным и качественным транспортным услугам определяет эффективность развития производства, бизнеса и социальной сферы, экономического роста, также повышение конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения, способствуя при этом реализации транзитного потенциала страны.
В России появились существенные ограничения роста экономики, обусловленные недостаточным развитием транспортной системы. Сегодняшние объемные и качественные характеристики транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют в полной мере эффективно решать задачи растущей экономики[1].
Оценка современного уровня транспортного обслуживания определяется следующими качественными характеристиками: скорость, доступность, безопасность, экологичность, способность трансформации в изменчивых условиях и обеспечение безбарьерной среды.
При переходе к интенсивному, инновационному, социально ориентированному типу развития страна стремится стать одним из лидеров глобальной экономики, что требует принятия адекватных стратегических решений по развитию транспортного комплекса на долгосрочную перспективу. И на новом этапе транспортная стратегия должна определять активную позицию государства по созданию условий для социально-экономического развития, прежде всего в целях повышения качества транспортных услуг, снижения совокупных издержек общества, зависящих от транспорта, повышения конкурентоспособности отечественной транспортной системы, усиления инновационной, социальной и экологической направленности развития транспортной отрасли[1].
Обеспечивая доступ к ресурсам, соединяя производителей и потребителей, транспорт создает возможности для самого существования материального производства, так как если продукция не будет доставлена потребителям, то ее невозможно использовать по назначению. Производственный процесс здесь также состоит в использовании ресурсов и проявляется во взаимодействии рабочей силы и средств производства (транспортной материально-технической базы и предметов труда). Как и в других отраслях, на транспорте действуют общие экономические закономерности [2].
В статистическом сборнике ежегодно публикуются основные показатели, характеризующие состояние транспорта России. Отчетная информация содержит данные о протяженности транспортных путей (таблица 1) и транспортной деятельности каждого вида транспорта в частности объемов перевозок [3,4,5].
Анализ протяженности путей сообщения с 2017-2019гг. показал рост по направлениям:
- железнодорожный транспорт на 2.44%;
- автомобильные дороги на 2.4%;
- магистральные трубопроводы на 0.8%;
- внутренние водные пути на 0,99%.
Анализ протяженности путей сообщения, в тыс.км.
Показатель |
Год |
Относительное отклонение, % |
||||
2017 |
2018 |
2019 |
2018-2017гг. |
2019-2018гг. |
2019-2017гг. |
|
Железнодорожные пути общего и необщего пользования |
123 |
122 |
126 |
-0,81 |
3,28 |
2,44 |
Автомобильные дороги |
1666 |
1696 |
1706 |
1,80 |
0,59 |
2,40 |
Магистральные трубопроводы |
250 |
250 |
252 |
0,00 |
0,80 |
0,80 |
Внутренние водные пути |
101 |
101 |
102 |
0,00 |
0,99 |
0,99 |
Наиболее активно прирастают авто дороги и ж/д пути, не значительную положительную динамику наблюдаем по магистральным трубопроводам и внутренним водным путям (увядающее развитие водного транспорта обусловлено устареванием парка ТС и не достаточным финансированием, для улучшения судоходной обстановки, а не отсутствием потребности в данных транспортных услугах).
На основе статистических данных c 2010-2019гг. рассмотрим динамику структуры грузооборота по всем видам транспорта (без трубопроводного), представленную в таблице 2.
Таблица 2
Динамика структуры грузооборота
Вид транспорта |
Год |
|||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Перевезено грузов, % |
||||||||||
Железнодорожный |
19,62 |
19,18 |
19,14 |
19,26 |
19,85 |
19,47 |
19,30 |
19,96 |
19,89 |
19,26 |
Автомобильный |
78,29 |
78,59 |
78,70 |
78,60 |
78,19 |
78,47 |
78,60 |
77,93 |
78,14 |
78,97 |
Морской |
0,55 |
0,47 |
0,24 |
0,24 |
0,23 |
0,28 |
0,36 |
0,37 |
0,32 |
0,26 |
Внутренний водный |
1,53 |
1,75 |
1,90 |
1,88 |
1,72 |
1,77 |
1,72 |
1,72 |
1,63 |
1,49 |
Воздушный |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,01 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
0,02 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
|
Грузооборот, % |
|||||||||
Железнодорожный |
84,90 |
85,36 |
85,39 |
85,41 |
86,59 |
86,54 |
86,54 |
86,90 |
87,54 |
87,10 |
Автомобильный |
8,40 |
8,95 |
9,57 |
9,72 |
9,30 |
9,27 |
9,16 |
8,89 |
8,73 |
9,21 |
Морской |
4,22 |
3,13 |
1,73 |
1,56 |
1,20 |
1,58 |
1,59 |
1,60 |
1,25 |
1,24 |
Внутренний водный |
2,28 |
2,37 |
3,11 |
3,11 |
2,71 |
2,40 |
2,47 |
2,34 |
2,22 |
2,21 |
Воздушный |
0,20 |
0,20 |
0,20 |
0,19 |
0,20 |
0,21 |
0,24 |
0,28 |
0,26 |
0,25 |
Итого |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
100,0 |
В общем грузообороте наибольший удельный вес у железнодорожного транспорта (87,00% к 2019 г.), второй по доле автомобильный транспорт (9,21% к 2019г.) и третий по доле внутренний водный транспорт (2,21% к 2019 г.).
Рисунок 1 – Динамика структуры грузооборота
Сравнительная динамика роста показателей грузооборота к 2010 году видов транспорта, имеющих наибольший удельный вес в его структуре, представлена в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительная динамика показателей грузооборота
Вид транспорта |
Год |
|||||||||
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
|
Железнодорожный |
1,00 |
1,06 |
1,11 |
1,09 |
1,14 |
1,15 |
1,17 |
1,24 |
1,29 |
1,29 |
Автомобильный |
1,00 |
1,12 |
1,25 |
1,26 |
1,24 |
1,24 |
1,25 |
1,28 |
1,3 |
1,38 |
Морской |
1,00 |
0,78 |
0,45 |
0,4 |
0,32 |
0,42 |
0,43 |
0,46 |
0,37 |
0,37 |
Внутренний водный |
1,00 |
1,09 |
1,50 |
1,48 |
1,33 |
1,19 |
1,24 |
1,24 |
1,22 |
1,22 |
Воздушный |
1,00 |
1,06 |
1,08 |
1,06 |
1,11 |
1,19 |
1,4 |
1,68 |
1,66 |
1,57 |
Исчисленные относительные показатели динамики к 2010 году показывают опережающий темп роста показателей грузооборота в последние годы автомобильного и железнодорожного по сравнению с внутренним водным транспортом, что наглядно представлено на рисунке 2.
Рисунок 2 – Сравнительная динамика грузооборота
Транспорт - это одна из крупнейших системообразующих отраслей, имеющих тесные связи со всеми структурными элементами социальной и экономикой сферы. По мере последующего развития регионов, роста объемов производства, расширения транспортно-экономических связей и повышения уровня жизни населения, роль транспорта и его значение как системообразующего фактора будет также расти.
Реализация мероприятий в рамках программы «Стратегия» развития внутреннего водного транспорта на период до 2030 года» уже в ближайшем будущем позволит решить целый ряд проблем внутреннего водного транспорта и в полной мере реализовать объективные преимущества внутреннего водного транспорта в рамках единой транспортной системы страны.
Список литературы
- Минтранс Министерство транспорта Российской Федерации «Стратегия развития ВВТ на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.morflot.ru/deyatelnost/fcp/strategiya_razvitiya_vnutrennego_vodnogo_transporta_na_period_do_2030_goda.html
- «Современный стратегический анализ» - учебное пособие для магистрантов. Авторы: Виниченко В. А. , Баранова Н. В. - Казань: Бук, 2017. - 56 с.
- Статистический сборник «Транспорт в России. 2016» - официальный интернет-сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
- Статистический сборник «Транспорт в России. 2018» - официальный интернет-сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.
- Статистический сборник «Транспорт в России. 2020» - официальный интернет-сайт Росстата. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru.