ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ГОРОДА К ВНЕДРЕНИЮ УМНЫХ СИСТЕМ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ ГОТОВНОСТИ ГОРОДА К ВНЕДРЕНИЮ УМНЫХ СИСТЕМ

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

93

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 40 (190), Октябрь ‘24

Дата публикации 13.10.2024

Поделиться

В статье предлагается методология оценки готовности города к внедрению технологий умного города на основе анализа требований нормативно-правовых актов. Определены ключевые критерии и показатели готовности по технологическому, организационному, социальному и правовому аспектам. Разработан алгоритм проведения оценки, включающий сбор данных, расчет интегрального индекса и формирование рекомендаций по результатам.

Концепция «умного города» получает все большее распространение как эффективный подход к управлению современными городами в условиях цифровизации и урбанизации. Умные города используют информационно-коммуникационные технологии и данные для повышения качества жизни, эффективности городских сервисов и конкурентоспособности при обеспечении удовлетворения потребностей настоящего и будущих поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах.

 

Однако успешное внедрение умных систем требует комплексной оценки готовности города, учитывающей не только технологические, но и правовые, организационные, социальные факторы. Существующие методологии оценки зачастую не в полной мере опираются на нормативно-правовую базу, регламентирующую развитие умных городов. Актуальность настоящего исследования обусловлена необходимостью разработки теоретически обоснованной методологии оценки готовности на основе анализа соответствующих нормативных документов.

 

Концепция «умного города» в последние годы приобретает все большее значение в контексте цифровой трансформации городской среды и управления. Как отмечают С. П. Косарин, И. В. Милькина и Д. А. Юдина, умный город представляет собой высокотехнологичный и интенсивно развивающийся город, который объединяет людей, информацию и элементы городской инфраструктуры с помощью новых технологий для создания конкурентоспособной и инновационной экономики, а также обеспечения высокого качества жизни [5, с. 102]. По мнению И. Н. Ильиной, сущность умных городов заключается в «революции в области информационных и коммуникационных технологий, используемых в городе» [4, с. 6].

 

Сущность концепции умного города заключается в применении цифровых технологий для повышения эффективности управления городским хозяйством и улучшения жизни горожан. При этом ключевыми факторами развития умных городов являются институциональные, технологические, социальные и экономические аспекты. Согласно приказу Минстроя России от 25.12.2020 № 866/пр, умный город – это «подход к развитию города, использующего цифровые инструменты для повышения уровня жизни, качества услуг и эффективности управления при обязательном удовлетворении потребностей настоящего и будущих поколений во всех актуальных аспектах жизни» [1], что подчеркивает комплексный характер концепции умного города и ее нацеленность на устойчивое развитие.

 

В Российской Федерации развитие умных городов регулируется рядом НПА федерального и регионального уровней. Ключевым документом является Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», а также национальный проект «Жилье и городская среда», в рамках которого реализуется проект «Умный город» [2; 3]. Стандарт «Умный город» утвержден Минстроем России в 2019 году и содержит набор базовых и дополнительных требований к внедрению умных технологий в городском хозяйстве.

 

Анализ нормативно-правовых актов, регулирующих процессы цифровой трансформации и внедрения умных технологий в городской среде, позволило выделить ряд ключевых критериев для оценки готовности городов к реализации концепции «умного города». В технической сфере одним из основополагающих требований является наличие развитой информационно-коммуникационной инфраструктуры, включающей волоконно-оптические линии связи (ВОЛС), центры обработки данных, сети передачи данных (СПД), обеспечивающей надежную и высокоскоростную передачу информации между устройствами и сервисами умного города. Кроме того, техническая готовность предполагает внедрение платформ интернета вещей (IoT) для сбора и обмена данными с датчиков и сенсоров, систем информационной безопасности для защиты информации и персональных данных.

 

В организационной сфере ключевым критерием является наличие нормативно-правовых и программных документов на муниципальном уровне, определяющих стратегию, приоритеты и механизмы реализации проектов умного города. Это могут быть как комплексные стратегии социально-экономического развития города, так и специализированные концепции и программы цифровой трансформации, дорожные карты внедрения решений умного города. Кроме того, организационная готовность предполагает наличие необходимых компетенций и ресурсов у органов местного самоуправления, интеграцию принципов развития умного города в систему управления муниципалитетом, эффективное межведомственное взаимодействие и вовлечение бизнеса, научно-образовательных организаций и граждан в процессы цифровой трансформации.

 

Важным социальным критерием является вовлеченность граждан, измеряемая числом пользователей цифровых сервисов и уровнем удовлетворенности. В правовом поле ключевую роль играет соответствие информационных систем города требованиям по защите персональных данных. Предложенные критерии могут быть систематизированы по функциональным направлениям: «Городское управление», «Умное ЖКХ», «Инновации для городской среды», «Интеллектуальные транспортные системы», «Информационная безопасность» и др.

 

Предлагаемая методология оценки готовности города к внедрению умных систем базируется на комплексном анализе требований нормативно-правовых актов и включает следующие основные этапы:

  1. формирование системы критериев и показателей оценки на основе положений НПА. На данном этапе проводится анализ федеральных, региональных и муниципальных НПА, регулирующих вопросы цифровой трансформации и внедрения технологий умного города. Также выделяются ключевые требования и целевые показатели по различным аспектам готовности – технологическому, организационному, правовому, социально-экономическому, а затем производится группировка показателей по функциональным направлениям (транспорт, ЖКХ, безопасность, муниципальное управление и т.д.);
  2. определение методики расчета показателей и сбора данных. Для каждого выбранного показателя разрабатывается методика расчета, основанная на количественных данных и позволяющая оценить степень соответствия текущего состояния города требованиям НПА, определяются источники исходных данных (муниципальная статистика, ведомственная отчетность, результаты опросов и т.п.), методы их сбора и верификации и устанавливаются целевые значения показателей исходя из требований НПА и лучших практик;
  3. проведение оценки готовности города по выбранной системе показателей. На основе разработанных методик производится сбор и анализ данных о текущем уровне развития умных систем и сервисов в городе. По каждому показателю рассчитывается степень достижения целевого значения в процентах, частные результаты агрегируются в интегральный Индекс готовности города (ИГГ) к внедрению умных технологий путем расчета средневзвешенного значения по всем показателям с учетом их значимости;
  4. анализ результатов оценки и разработка рекомендаций. Полученное значение ИГГ интерпретируется с точки зрения уровня развития города по шкале «низкий – средний – высокий». Проводится анализ сильных и слабых сторон, выявляются разрывы между текущими и целевыми значениями показателей. На основе анализа разрабатываются адресные рекомендации по повышению готовности города по каждому из направлений (совершенствование инфраструктуры, обновление нормативной базы, запуск пилотных проектов, повышение уровня информированности и вовлеченности горожан и т.д.);
  5. мониторинг прогресса и обновление оценки. Для обеспечения актуальности оценки и учета изменений среды предлагается проводить регулярный (ежегодный) мониторинг динамики ключевых показателей и обновление ИГГ, что позволит городам отслеживать прогресс в реализации проектов умного города, корректировать приоритеты и обмениваться лучшими практиками.

Предложенная в статье методология оценки готовности города к внедрению умных систем на базе анализа нормативно-правовых актов представляет собой комплексный и научно обоснованный инструмент для определения текущего уровня развития и потенциала умных городов. Ее ключевыми особенностями являются: ориентация на требования действующей нормативной базы как основу для формирования критериев и показателей оценки; охват технологических, организационных, социальных и правовых аспектов готовности; использование количественных данных и возможность получения интегральной оценки в виде индекса готовности города; универсальность и адаптируемость под специфику конкретных муниципальных образований.

 

Перспективы дальнейших исследований связаны с валидацией предлагаемого подхода на большей выборке городов, совершенствованием системы показателей и их адаптацией под отраслевую специфику (транспорт, ЖКХ, безопасность и т.д.), интеграцией методологии в систему стратегического планирования и проектного управления умными городами, а также формированием на ее основе предложений по актуализации нормативной базы с учетом динамики развития технологий и лучших практик.

Список литературы

  1. Приказ Минстроя России от 25.12.2020 №866/пр «Об утверждении Концепции проекта цифровизации городского хозяйства «Умный город» // Информационный бюллетень о нормативной, методической и типовой проектной документации, №1-2, 2021
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2024 №309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» // Собрание законодательства РФ. – 13.05.2024. - №20. – Ст. 2584
  3. Паспорт национального проекта «Жилье и городская среда» // Официальный сайт Минстроя России. – URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/docs/221887/
  4. Ильина, И.Н. Трансформация подходов к развитию «умного города»: монография / И.Н. Ильина, М. Коно ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2023. - 273 с.
  5. Милькина И.В., Косарин С.П., Юдина Д.А. «Умные города» в контексте устойчивого развития России // Муниципальная академия. – 2021. – №. 1. – С. 101-107
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее