АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

11

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 29 (31), сентябрь ‘21

Дата публикации 17.09.2021

Поделиться

Коррупция остается одной из основных проблем современной России и главным препятствием на пути её социально-экономического развития. Коррупция в правоохранительной деятельности выделяется повышенной степенью общественной опасности, поскольку от правоохранительных органов зависит поддержание порядка и охрана прав и законных интересов граждан. В данной статье рассмотрены основные проблемы коррупции, причины ее возникновения, предложены оптимальные пути решений проблем с коррупцией в правоохранительных органах.

Российская Федерация имеет развитую систему правоохранительных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека. Противодействие коррупции является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения.

Проблемы противодействия коррупции в правоохранительных органах находятся в последние годы в центре внимания российского общества и государства. Правоохранительные органы по мнению населения, занимают второе место по коррумпированности после сфер ЖКХ.

Уровень коррупции в правоохранительных органах остается невероятно высоким. Причем вред от взяточничества в этой сфере не только экономический, но и, что самое страшное, социальный. Прокуратура, полиция, Следственный комитет, ФСБ и многие другие структуры доставляют государству и обществу громадный вред, когда осуществляют коррупционные действия. Статистика показывает, что наиболее коррумпированными органами являются инстанции, которые призваны вести борьбу с коррупцией. По состоянию на 2020 год Россия в рейтинге стран по индексу восприятия коррупции занимает 129-е место из 180 исследованных государств (первое место у Дании - страны с наименьшими показателями коррупции).

Проблема взяточничества (получение и дача взятки, посредничество во взяточничестве) как основного ядра коррупции в правоохранительных органах в настоящее время стоит достаточно остро. Несмотря на то, что законодателем предпринимаются попытки усовершенствования правовых механизмов противодействия этому крайне негативному социальному явлению, оно проявляется все в более изощренных формах. 

Анализ статистических данных подтверждает вывод, что получение взятки (ст. 290 УК РФ) является одним из основных преступлений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками правоохранительных органов.

За прошедший год суды вынесли свыше 15 000 обвинительных приговоров по делам коррупционной направленности. При этом, свыше полутора тысяч человека были осуждены за получение взятки, более 400 — за посредничество, 2,5 тыс. — за получение взятки, и чуть больше по статье за мелкое взяточничество.

Стремительное развитие коррупции в правоохранительных органах имеет ряд причин:

  1. Недостаточно проработанный закон о противодействии коррупции;
  2. Низкий уровень правовой культуры граждан. Правовая культура гражданина предполагает не только знание им правовых норм, но также и стремление их исполнять. Мировая практика показывает, что планомерная, целенаправленная работа по правовому воспитанию граждан - важнейшее направление предупреждения всех правонарушений;
  3. Отсутствие тщательного отбора кадров, неэффективная проверка моральных качеств кандидатов на службу в органы внутренних дел, низкий уровень дисциплины на службе. Некачественная надзоно-контрольная деятельность в сфере правоохранительных органов, также создает соблазн для коррупционных действий [2];
  4. Низкая заработная плата сотрудников правоохранительных органов, её несопоставимость с их реальными потребностями, уровнем зарплат и доходов в коммерческом секторе экономики. Так, по результатам исследований каждый пятый опрошенный из числа осужденных бывших сотрудников полиции связывал свои преступные действия с материальными трудностями [1];
  5. Чувство безнаказанности за свои поступки. Напрямую связано с неэффективной контрольно-надзорной деятельностью определенных органов. Сюда же стоит отнести такой способствующий коррупционным действиям фактор, как статус неприкосновенности депутата или судей, значительно повышающий чувство безнаказанности [3]. 

Президент России Владимир Путин утвердил Национальный план противодействия коррупции на 2021-2024 годы. 

"Актуальное и крайне значимое направление вашей работы - противодействие коррупции. Особенно это касается защиты бюджетных средств, выделенных на реализацию национальных проектов, государственных и муниципальных программ, гособоронзаказа. Конечно, бороться с коррупцией надо всегда и по всем направлениям. Но сегодня, вы это прекрасно понимаете, особенно важно то, что я сейчас назвал. Потому что мы выделяем колоссальные ресурсы на решение общенациональных задач и достижение общенациональных целей развития. Нужно обеспечить сохранность и эффективное использование этих ресурсов", - заявил президент РФ В.В. Путин, выступая на заседании коллегии Генпрокуратуры РФ.

На данном этапе реализации антикоррупционной политики необходимо бороться именно с причинами коррупции, а не следствиями коррупции. В настоящее время необходимы масштабные усилия на федеральном, региональном и муниципальных уровнях.

 Развитие правовой культуры как основной способ борьбы с коррупцией. Нужно стараться искоренять в сотрудниках правоохранительных органов чувство терпимости к разного рода экономическим правонарушениям. Именно терпимость, безразличие к коррупции является наиболее опасным элементом внутри всей системы. От терпимости происходит чувство некой всеобщности, всеобъемлемости нарушений.

 Своевременное проведение проверок в различных государственных инстанциях - наверное, самая оптимальная и эффективная профилактика. Коррупция в правоохранительных органах вряд ли может быть побеждена без качественной работы контрольно-надзорных органов. Создание государственного федерального уполномоченного органа, ответственного за формирование антикоррупционной политики, её координацию и мониторинг с функциями спецслужбы, наделением её правом ведения оперативно-розыскной деятельностью в интересах решения задачи борьбы с коррупцией.

В заключении хочется отметить, что для того, чтобы искоренить коррупцию, прежде всего, необходимо максимально снизить условия, ее порождающие, поскольку борьба с коррупцией неразрывно связана с урегулированием всех сторон жизни общества и государства, а не только с ее проявлениями. Необходимо создать благоприятные для этого политические условия, обеспечивающие реальную свободу слова и прозрачность власти.

Список литературы

  1. Нормативные условия в динамике гражданского правоотношения. Ханнанов Р.А. Государство и право. №8. С. 123-127.
  2. Коррупция на государственной и муниципальной службе, причины, последствия и пути его пресечения. Гарифуллина А.Ф., Гильмутдинова И.Д. 2015. Т.1. №34. С. 268-270.
  3. Противодействие коррупции среди государственных служащих: опыт зарубежных стран. Камалетдинова Э.И., Гарифуллина А.Ф. В сборнике: Международной научно-практической конференции. 2014. С. 217-218.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее