Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №584 «Озерки» — это школа, в которой обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дважды в год, на начало и окончание учебного периода, проводится диагностика функционального состояния опорно-двигательного аппарата обучающихся, занимающихся такими видами спорта как горные лыжи, беговые лыжи, бочча, танца на колясках, баскетбол на колясках. Параметры этой диагностики являются основой в системе мер по коррекции моторных функций обучающихся на занятиях по физической культуре (АФК), ритмике, плаванию. Диагностика позволяет оценить динамику процессов и прогноз их развития с учетом характера основного заболевания.
Основным средством проведения данной диагностики является реабилитационно-тренажерный комплекс Biodex System 4 PRO (рис.1). Данный комплекс разработан на основе новых достижений и современных технологий в области нейромышечной диагностики и тестирования, определяющих вид необходимых реабилитационных упражнений.
Рисунок 1. Реабилитационно-тренажерный комплекс
Biodex System 4PRO
Комплекс Biodex System 4 PRO позволяет проводить мобилизацию суставов в направлении сгибание/разгибание, отведение/приведение и ротация, что необходимо для полноценного восстановления и развития двигательных функций обучающихся, особенно спортсменов.
Сочетание динамических и статических мышечных нагрузок позволяет использовать различные комбинации техник лечения.
Рисунок 2. Мобилизация голеностопного сустава в направлении эверсия/инверсия
Рисунок 3. Мобилизация голеностопного сустава в направлении сгибание/разгибание
На рисунках 2, 3, 4, 5 представлены варианты мобилизации голеностопного сустава в направлении эверсия/инверсия (рис. 2), сгибание/разгибание (рис. 3); плечевого сустава – ротация (рис.4); коленного сустава – в направлении сгибание/разгибание (рис. 5).
Рисунок 4. Мобилизация плечевого сустава в направлении ротация
Рисунок 5. Мобилизация коленного сустава в направлении сгибание/разгибание
В системе реализованы следующие возможности:
- Пассивный режим – с изменением скорости в широком диапазоне.
- Изометрический режим позволяет производить оценивание и исследование статической силы для любых групп мышц.
- Изокинетический режим – универсальный режим тестирования, с возможностью изменения скорости в широком диапазоне.
- Изотонический режим является по своей сути тренажером.
- Режим контролируемого увеличения диапазона движения с обратной связью.
- Реактивный эксцентрический режим, позволяющий добиться максимальных сокращений мышц и предельно возможной функциональной активности в режиме эксцентрических сокращений.
Комплекс обладает прогрессивными и интерактивными возможностями, расширяющими функциональность системы, и позволяет оценивать при изокинетическом тестировании следующие параметры:
- диапазон движения в суставе;
- угол и время максимальной силы;
- ускорение/ торможение;
- максимальную силу мышц, которая высчитывается как нормализованный процент от массы тела и сравнивается с предполагаемой целью;
- суммарную работу (выносливость);
- коэффициент агонист/антагонист (соотношение реципрокных мышечных групп);
- коэффициент стабильности работы сустава и др.
На рисунке 6 представлен образец протокола тестирования в двустороннем сравнении. В таблице представлены перечисленные выше параметры; виден процент дефицита, а также приведено сравнение результатов с нормативными целями.
Рисунок 6. Образец протокола тестирования в двустороннем сравнении
Нормативные целевые параметры представляют собой объединение опубликованных данных, используемых при одностороннем тестировании. Отношение пикового вращающего момента к весу тела указано в диапазоне, который позволяет рекомендовать эти целевые нормативные величины для различных групп пациентов.
Занятия тренирующихся на реабилитационно-тренажерном комплексе Biodex System 4 PRO проводятся в период реабилитационных процедур, два раза в год по две недели. Одно занятие длится 40 минут.
На первом и последнем занятиях проводится изокинетическое тестирование функционального состояния коленного, голеностопного, плечевого, локтевого и лучезапястного суставов, а также мышечных усилий при движении в этих суставах.
При оценке динамики результатов отчетливо виден рост показателей.
Если сравнить процентные показатели увеличения результативности показателей мальчиков и девочек, то отчетливо видно, что в группе девочек (рис. 7а) увеличение результативности происходит преимущественно в верхних конечностях, а в группе мальчиков (рис. 7б) – преимущественно в нижних конечностях. Этот факт явился еще одной темой наших дальнейших исследований.
Индивидуальную динамику можно проследить на следующих примерах:
Илья Ч. (12 лет): Работа с голеностопным суставом (эверсия-инверсия). На первом занятии тестирование не представляется возможным из-за отсутствия активного движения. На третьем занятии появляется активное движение в суставе. На пятом занятии проводится тестирование функционального состояния голеностопного сустава. На данном примере прослеживается развитие мышечно-суставного чувства, увеличение подвижности с 12º до 41º – в правом голеностопном суставе и с 26º до 36º - в левом голеностопном суставе.
Александр Л. (16 лет): значение пикового вращающего момента по отношению к весу на начало занятий при тестировании коленного сустава не достигало пределов нормы, в конце занятий этот же показатель уже находился в пределах нормы (рис. 8а, 8б).
Таким образом, занятия на реабилитационно-тренажерном комплексе Biodex System 4PRO оптимально подходит для абилитации обучающихся с ОВЗ, занимающихся спортом, требуют расширения научно-исследовательской сферы и ранжирования обучающихся на группы по видам спорта.
Список литературы
- Кичайкина Н.Б., Козлов И.М., Коблев Я.К., Самсонова Ф.В.: Биомеханика физических упражнений. – Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 2000
- Курдыбайло С.Ф. Евсеев С.П. Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2004
- Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педогагическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие – М.: СпортАкадемПресс, 2002
- Потапчук А.А, Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения ОДА (при заболевании ДЦП). Методическое пособие. – СПб: СПБПАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2003
- Система тестирования и реабилитации Biodex System 4PRO. Инструкция по применению: компания Biodex Medical Systems
- Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. / под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005
- Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. Ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007
- Изокинетическое тестирование. Цели и... // Режим доступа: http://www.mediumplus.ru/articles_8.htm (дата обращения: 15.04.2023 г.)