ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА BIODEX SYSTEM 4 PRO В ПРОЦЕССЕ АБИЛИТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕАБИЛИТАЦИОННО-ТРЕНАЖЕРНОГО КОМПЛЕКСА BIODEX SYSTEM 4 PRO В ПРОЦЕССЕ АБИЛИТАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЯХ

Авторы публикации

Рубрика

Физическая культура и спорт

Просмотры

83

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (189), Октябрь ‘24

Дата публикации 04.10.2024

Поделиться

Статья знакомит с результатами абилитации обучающихся-спортсменов с нарушениями опорно-двигательного аппарата посредством реабилитационно-тренажерного комплекса Biodex System 4 PRO.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №584 «Озерки» — это школа, в которой обучаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Дважды в год, на начало и окончание учебного периода, проводится диагностика функционального состояния опорно-двигательного аппарата обучающихся, занимающихся такими видами спорта как горные лыжи, беговые лыжи, бочча, танца на колясках, баскетбол на колясках. Параметры этой диагностики являются основой в системе мер по коррекции моторных функций обучающихся на занятиях по физической культуре (АФК), ритмике, плаванию. Диагностика позволяет оценить динамику процессов и прогноз их развития с учетом характера основного заболевания.

 

Основным средством проведения данной диагностики является реабилитационно-тренажерный комплекс Biodex System 4 PRO (рис.1). Данный комплекс разработан на основе новых достижений и современных технологий в области нейромышечной диагностики и тестирования, определяющих вид необходимых реабилитационных упражнений.

Рисунок 1. Реабилитационно-тренажерный комплекс

Biodex System 4PRO

Комплекс Biodex System 4 PRO позволяет проводить мобилизацию суставов в направлении сгибание/разгибание, отведение/приведение и ротация, что необходимо для полноценного восстановления и развития двигательных функций обучающихся, особенно спортсменов.

Сочетание динамических и статических мышечных нагрузок позволяет использовать различные комбинации техник лечения.

Рисунок 2. Мобилизация голеностопного сустава в направлении эверсия/инверсия

Рисунок 3. Мобилизация голеностопного сустава в направлении сгибание/разгибание      

На рисунках 2, 3, 4, 5 представлены варианты мобилизации голеностопного сустава в направлении эверсия/инверсия (рис. 2), сгибание/разгибание (рис. 3); плечевого сустава – ротация (рис.4); коленного сустава – в направлении сгибание/разгибание (рис. 5).

Рисунок 4. Мобилизация плечевого сустава в направлении ротация

Рисунок 5. Мобилизация коленного сустава в направлении сгибание/разгибание

В системе реализованы следующие возможности:

  • Пассивный режим – с изменением скорости в широком диапазоне.
  • Изометрический режим позволяет производить оценивание и исследование статической силы для любых групп мышц.
  •  Изокинетический режим – универсальный режим тестирования, с возможностью изменения скорости в широком диапазоне.
  • Изотонический режим является по своей сути тренажером.
  • Режим контролируемого увеличения диапазона движения с обратной связью.
  • Реактивный эксцентрический режим, позволяющий добиться максимальных сокращений мышц и предельно возможной функциональной активности в режиме эксцентрических сокращений.

Комплекс обладает прогрессивными и интерактивными возможностями, расширяющими функциональность системы, и позволяет оценивать при изокинетическом тестировании следующие параметры:

  • диапазон движения в суставе;
  • угол и время максимальной силы;
  • ускорение/ торможение;
  • максимальную силу мышц, которая высчитывается как нормализованный процент от массы тела и сравнивается с предполагаемой целью;
  • суммарную работу (выносливость);
  • коэффициент агонист/антагонист (соотношение реципрокных мышечных групп);
  • коэффициент стабильности работы сустава и др.

На рисунке 6 представлен образец протокола тестирования в двустороннем сравнении. В таблице представлены перечисленные выше параметры; виден процент дефицита, а также приведено сравнение результатов с нормативными целями.

 

Рисунок 6. Образец протокола тестирования в двустороннем сравнении

       

Нормативные целевые параметры представляют собой объединение опубликованных данных, используемых при одностороннем тестировании. Отношение пикового вращающего момента к весу тела указано в диапазоне, который позволяет рекомендовать эти целевые нормативные величины для различных групп пациентов.

 

Занятия тренирующихся на реабилитационно-тренажерном комплексе Biodex System 4 PRO проводятся в период реабилитационных процедур, два раза в год по две недели. Одно занятие длится 40 минут.

 

На первом и последнем занятиях проводится изокинетическое тестирование функционального состояния коленного, голеностопного, плечевого, локтевого и лучезапястного суставов, а также мышечных усилий при движении в этих суставах.

 

При оценке динамики результатов отчетливо виден рост показателей.

 

Если сравнить процентные показатели увеличения результативности показателей мальчиков и девочек, то отчетливо видно, что в группе девочек (рис. 7а) увеличение результативности происходит преимущественно в верхних конечностях, а в группе мальчиков (рис. 7б) – преимущественно в нижних конечностях. Этот факт явился еще одной темой наших дальнейших исследований.

Индивидуальную динамику можно проследить на следующих примерах:

 

Илья Ч. (12 лет): Работа с голеностопным суставом (эверсия-инверсия). На первом занятии тестирование не представляется возможным из-за отсутствия активного движения. На третьем занятии появляется активное движение в суставе. На пятом занятии проводится тестирование функционального состояния голеностопного сустава. На данном примере прослеживается развитие мышечно-суставного чувства, увеличение подвижности с 12º до 41º – в правом голеностопном суставе и с 26º до 36º - в левом голеностопном суставе.

 

Александр Л. (16 лет): значение пикового вращающего момента по отношению к весу на начало занятий при тестировании коленного сустава не достигало пределов нормы, в конце занятий этот же показатель уже находился в пределах нормы (рис. 8а, 8б).

Таким образом, занятия на реабилитационно-тренажерном комплексе Biodex System 4PRO оптимально подходит для абилитации обучающихся с ОВЗ, занимающихся спортом, требуют расширения научно-исследовательской сферы и ранжирования обучающихся на группы по видам спорта.

Список литературы

  1. Кичайкина Н.Б., Козлов И.М., Коблев Я.К., Самсонова Ф.В.: Биомеханика физических упражнений. – Майкоп: Изд-во Адыгейского государственного университета, 2000
  2. Курдыбайло С.Ф. Евсеев С.П. Герасимова Г.В. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2004
  3. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-педогагическая характеристика детей с нарушениями в развитии: Учебное пособие – М.: СпортАкадемПресс, 2002
  4. Потапчук А.А, Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения ОДА (при заболевании ДЦП). Методическое пособие. – СПб: СПБПАФК им. П.Ф.Лесгафта, 2003
  5. Система тестирования и реабилитации Biodex System 4PRO. Инструкция по применению: компания Biodex Medical Systems
  6. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник. В 2 т. / под общей ред. проф. С.П. Евсеева. – М.: Советский спорт, 2005
  7. Частные методики адаптивной физической культуры: учебник / под общ. Ред. проф. Л.В. Шапковой. – М.: Советский спорт, 2007
  8. Изокинетическое тестирование. Цели и... // Режим доступа: http://www.mediumplus.ru/articles_8.htm (дата обращения: 15.04.2023 г.)
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 3 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее