ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ: СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ УПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Авторы публикации

Рубрика

Финансы

Просмотры

377

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 39 (189), Октябрь ‘24

Дата публикации 07.10.2024

Поделиться

В статье рассматриваются основные вопросы природы оборотного капитала организации, приводится классификация оборотного капитала и определяются особенности управления оборотным капиталом в современных условиях.

Введение

Оборотный капитал предприятия — это часть имущества, от которого зависит весь производственный процесс, эффективность процесса и качество продукта. В рыночных условиях функционирования современных предприятий их производство основано на использовании оборотного капитала, поэтому процесс управления оборотным капиталом должен быть оптимизирован, а политика управления должна быть усовершенствована для повышения эффективности финансово-хозяйственной деятельности и достижения целевых результатов стратегического развития.

В современных условиях экономического развития финансовая стабильность и конкурентоспособность организации зависят от грамотного управления оборотным капиталом, который включает в себя не только материальные ресурсы, необходимые для обеспечения производства, но и денежные средства и финансовые вложения.

Основная часть

Материально-техническую основу любого производственного процесса предприятия составляют его фонды, также известные как средства производства. В зависимости от средств труда и того, как объект переносит свою стоимость на готовый продукт, производственные фонды обычно делятся на оборотные и внеоборотные.

В настоящее время существует несколько способов определения оборотного капитала компании. В экономической литературе выделены общие понятия «оборотный капитал», «оборотные активы» и «оборотные средства», хотя между этими понятиями существуют существенные различия. Из-за разнообразия терминологии этот вопрос до сих пор остается спорным.

Основываясь на анализе различных методов определения оборотных активов учеными в экономической литературе, удалось установить несколько методов для объяснения сущности оборотных средств.

В широком смысле оборотные активы следует понимать как текущие или операционные активы. Они являются элементами организационного капитала и участвуют в цикле обращения. Многие экономисты под оборотными активами подразумевают наличные деньги, которые являются источником ликвидности и формирования оборотных средств. Поэтому экономисты выделяют стоимостную функцию оборотных активов.

Например, экономист Газарян Р. А. понимает оборотные активы как денежные ресурсы и другие мобильные средства, которые непосредственно участвуют в производственном цикле, с целью получения прибыли [2, с. 69].

Экономист Одиноков С. Н. под оборотными активами понимает средства, которые непосредственно задействованы в производственном цикле предприятия, а также участвуют в процессе реализации готовой продукции или товаров [8, с. 36].

Другие экономисты приравнивают оборотные активы к наиболее мобильным активам предприятия, которые вносят огромный вклад в развитие деятельности организации.

Оборотные активы – это те активы, которые могут быть конвертированы в наличные деньги в течение короткого периода времени, и полученные средства снова инвестируются обратно в эти активы, поэтому они постоянно обновляются. Например, компания приобретает товарно-материальные запасы или сырье за наличные. Запасы будут использованы для производства готовой продукции, которая затем будет продана для получения наличных денег.

Экономист Куприянова Л. М. оборотный капитал относится к активам организации, которые могут обновляться через определенный промежуток времени, обеспечивая при этом эффективную работу предприятия [5, 123], т.е. оборотные активы относятся к активам, которые предприятие может реализовать или использовать в течение бизнес-цикла продолжительностью один год или более. более того, они являются неотъемлемой частью части активов компании. Во время перехода оборота оборотные активы начинаются с денежной формы, в свою очередь меняют свою форму и, наконец, снова возвращаются к денежной форме.

Другая группа экономистов понимает оборотные активы не только как наличные деньги, но и как авансированную стоимость. В этом определении экономисты выделяют восстановительный характер оборотных активов, стоимость которых возвращается в денежной форме в процессе производства. Кроме того, экономисты подчеркивают, что вновь созданный дополнительный продукт больше не относится к оборотному капиталу.

Например, ученый Лысов И. А. в своем понимании оборотных активов объединил два понятия «оборотный капитал» и «оборотные активы». В его формулировке оборотные активы – это средства, авансированные в текущие производственные фонды и фонды обращения для обеспечения непрерывности производственного процесса, реализации продукции и получения прибыли [6, с. 46]. На наш взгляд, данное определение в полной мере раскрывает экономическую сущность оборотных активов организации.

Кроме того, экономист не отождествляет понятия оборотного капитала и инвестиций в оборотный капитал с общим понятием оборотных активов, поскольку в структуру оборотных активов не входят краткосрочные финансовые вложения. Исходя из вышесказанного можно сделать вывод о том, что оборотный капитал – это инвестиции, необходимые для реализации финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Оборотный капитал, с точки зрения бухгалтерского учета, относится к чистой сумме текущих активов и текущих обязательств. Если текущие активы равны текущим обязательствам, средства, занятые в текущих активах, финансируются за счет текущих обязательств; если текущие активы превышают текущие обязательства, соответствующие «чистые текущие активы» должны основываться на долгосрочных обязательствах или определенной доле собственного капитала владельца. как источник его финансирования. Бухгалтерский учет не акцентирует внимание на взаимосвязи между текущими активами и текущими обязательствами, а использует разницу между ними только для отражения платежеспособности предприятия.

Оборотные активы относятся к активам, которые могут быть реализованы или использованы в течение бизнес-цикла продолжительностью менее одного года или более одного года. Оборотные активы обладают такими характеристиками, как короткое время использования, быстрая оборачиваемость и простота реализации.

Таким образом, рассматривая сущность оборотного капитала, который является важным показателем финансовой стабильности и эффективности организации, стоит отметить, что данный показатель отражает способность предприятия удовлетворять текущие потребности в денежных средствах.

Оборотный капитал является важнейшим финансовым показателем организационной деятельности юридического лица, отражающим операционную ликвидность и прибыльность компании. Следовательно, основной функцией оборотного капитала является платежное и расчетное обслуживание обращения материальных ценностей в течение определенного жизненного цикла.

Оборотный капитал непосредственно участвует в формировании производственных запасов и материальной ценности и переносит свою стоимость на конечный продукт. Следовательно, одной из функций оборотного капитала также является создание производственных запасов.

В состав оборотных активов входят денежные средства, краткосрочные инвестиции, дебиторская задолженность и товарно-материальные запасы. Из-за различных характеристик каждого изделия его следует рассматривать отдельно в соответствии с его различными требованиями.

С точки зрения физической формы оборотные активы в основном отражаются в товарно-материальных запасах, особенно в оборотных активах, находящихся в состоянии подготовки к производству и потреблению, которые включают средства производства, хранящиеся в производственном подразделении, и оборотные активы для продажи. Относится к запасам непроданных средств производства и потребительских товаров в процессе производства, которые учитываются как оборотные средства; оборотный капитал в процессе производства. Относится к запасам НЗП и полуфабрикатов производственного подразделения [2, с. 59].

Таким образом, оборотные средства подразделяются на оборотные производственные и фонды обращения. Классификация оборотных активов показана на рисунке 1.

Рисунок 1. Классификация оборотных средств [2, с. 76]

Оборотные активы предприятия также можно условно разделить на постоянные оборотные активы и временные оборотные активы в соответствии с характером повседневных потребностей предприятия. Постоянные оборотные активы относятся к оборотным активам, которые удовлетворяют минимальные долгосрочные потребности предприятия, и их доля обычно относительно стабильна.

Временные оборотные активы относятся к тем оборотным активам, которые сформировались по сезонным или временным причинам, и владение ими нестабильно.

Кроме того, текущие обязательства предприятия можно разделить на временные обязательства и спонтанные обязательства в соответствии с причинами их формирования. Временные обязательства также можно назвать текущими обязательствами по финансированию. Как правило, это обязательства, которые возникают для удовлетворения временных потребностей в ликвидности. Предприятия могут использовать их в течение короткого периода времени. Например, краткосрочные займы предприятий являются одним из наиболее распространенных временных обязательств, а спонтанные обязательства относятся к обязательствам, которые непосредственно возникают в бизнес-процессе предприятия. Поэтому их также называют операционными текущими обязательствами. Спонтанные обязательства могут использоваться предприятиями в течение более длительного периода времени, чем временные обязательства, а кредиторская задолженность, возникающая у предприятий в процессе производства и эксплуатации, является одной из наиболее распространенных спонтанных обязательств.

Согласно вышеупомянутой классификации оборотных активов и текущих обязательств, источник оборотных активов предприятия можно разделить на четыре части. Одна – это собственные средства компании, которые являются собственным капиталом, другая – долгосрочные обязательства предприятия, третья – спонтанные текущие обязательства предприятия, и четвертое – это временные текущие обязательства предприятия [13].

Состав оборотных средств зависит от спецификации организации, а также особенностей производственно-финансовой деятельности. Состав оборотных активов имеет зависимость от отраслевой принадлежности организации, характера и особенностей организации производственной деятельности, условий обеспечения и сбыта, взаиморасчетов с потребителями и поставщиками.

На структуру и объем оборотных средств оказывают свое влияние множество факторов, к которым относятся:

  • функционирование предприятия в определенной отрасли;
  • количество выпускаемой продукции и объем производства;
  • технологический цикл и его продолжительность;
  • производительность труда;
  • ассортимент выпускаемой продукции.

Источниками формирования оборотных средств являются собственные и заемные средства предприятия.

Рисунок 2. Источники формирования оборотных средств предприятия [6, с. 102]

Под собственным капиталом организации понимаются уставный капитал, резервный капитал, добавочный капитал и нераспределенная прибыль. 

Источниками финансирования заемных средств выступают кредиты банков и других организаций, коммерческие кредиты, кредиторская задолженность.

Таким образом, источником оборотного капитала является в основном прибыль, полученная в течение года. Источники оборотного капитала также включают в себя другие источники оборотного капитала в дополнение к прибыли. К ним относятся доходы от ликвидации основных средств, увеличения долгосрочных заимствований, возврат долгосрочных займов, увеличение резервных фондов и фондов развития предприятий, возврат долгосрочных инвестиций и увеличение собственного капитала.

В современных условиях важным организационным моментом выступает эффективное управление оборотным капиталом, которое представляет собой управление текущими активами и текущими обязательствами предприятия. Для поддержания нормальной работы предприятие должно располагать соответствующим объемом оборотного капитала. Поэтому управление оборотным капиталом является важной частью корпоративного финансового менеджмента.

По словам автора Леонтьева В. Е. управление оборотным капиталом изначально начиналось как системный подход к контролю притока и оттока денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, а также товарно-материальных запасов [18, с. 69].

Управление оборотным капиталом в широком экономическом смысле - это способность эффективно контролировать текущие активы и текущие обязательства для обеспечения того, чтобы компания максимизировала доходность своих активов и минимизировала выплаты по долгам. Поэтому важно, чтобы компания обеспечивала достаточный денежный поток для погашения своих краткосрочных долгов и операционных расходов, чтобы управлять капиталом, необходимым для повседневной деятельности.

Неэффективное управление оборотным капиталом приведет к огромным потерям, низкой производительности труда и банкротству организации, то есть большой объем оборотного капитала будет означать, что у компании есть свободные средства, и, как следствие, это приведет к низкой производительности труда.

С другой стороны, недостаточный оборотный капитал означает, что компания не в состоянии обеспечить средства для повседневной деятельности, такой как закупка производственных материалов и погашение текущих обязательств, что приводит к снижению корпоративной эффективности и потере выгод.

Для поддержания нормальной деятельности компания должна располагать соответствующим объемом оборотных средств и решать проблемы, связанные с текущими активами и текущими обязательствами.

Чтобы эффективно управлять оборотным капиталом, необходимо решить проблемы текущих активов и текущих пассивов. Другими словами, следующие две проблемы:

Во-первых, сколько предприятие должно инвестировать в оборотные активы, то есть в управление использованием средств. В основном это включает в себя управление денежными средствами, управление дебиторской задолженностью и управление запасами.

Во-вторых, как предприятие должно осуществлять финансирование оборотных средств, то есть управление привлечением капитала. Она включает в себя управление краткосрочными банковскими кредитами и управление коммерческим кредитованием.

Можно видеть, что основным содержанием управления оборотным капиталом является управление использованием средств и финансированием фондов, а основным содержанием управления оборотным капиталом является управление использованием средств и финансированием фондов с целью поддержания разумной и необходимой структуры или взаимосвязи между ними и повышения способности реализовывать оборотные активы.

Предприятия должны следовать следующим принципам при управлении оборотным капиталом:

1) обеспечить разумные требования к капиталу. При управлении оборотным капиталом удовлетворение нормальных и разумных потребностей в капитале должно быть главным приоритетом.

2) обеспечить повышение эффективности использования средств;

3) оптимизировать затраты на использование средств;

4) поддерживать достаточную краткосрочную платежеспособность.

Управление оборотным капиталом - это способность эффективно контролировать текущие активы и текущие обязательства таким образом, чтобы обеспечить компании максимальную отдачу от своих активов и минимизировать платежи по своим обязательствам.

A. Смит считал, что управление оборотным капиталом напрямую влияет на ликвидность и прибыльность компании, тем самым влияя на ее собственный капитал. Таким образом, целью оборотного капитала является поддержание баланса между ликвидностью и прибыльностью при осуществлении ежедневных бизнес-операций. Основным аспектом управления оборотным капиталом является анализ различных компонентов оборотного капитала и доли управления им. Управление оборотным капиталом имеет важное значение для платежеспособности, способности противостоять кризисам, постоянной прибыльности и бесперебойной работы бизнеса. Следовательно, оборотный капитал должен тщательно контролироваться, поскольку он считается источником жизненной силы бизнеса, и его эффективное использование может многое сделать для обеспечения успеха бизнеса, а неэффективное управление им может привести к корпоративному банкротству [1, с. 102].

По сути, политика управления оборотным капиталом включает в себя управление денежными средствами, управление дебиторской задолженностью и управление запасами. Среди них управление денежными средствами включает в себя определение наилучших резервов наличности и управление денежными доходами и расходами. Управление дебиторской задолженностью в основном включает в себя кредитную политику в отношении дебиторской задолженности и ежедневное управление дебиторской задолженностью. Управление запасами в основном включает в себя определение экономичных партий запасов и ежедневный контроль запасов.

Эффективное управление оборотным капиталом может обеспечить ликвидность и стабильность корпоративных фондов и снизить корпоративные операционные риски; с другой стороны, благодаря разумному распределению оборотного капитала компании могут максимизировать капитал и стоимость.

Характеристики оборотного капитала включают гибкие и разнообразные источники, большие колебания количества, короткие периоды оборачиваемости, легкость изменения и монетизации. Поэтому, когда предприятия управляют оборотным капиталом, им необходимо полностью понимать составляющие средств и принимать эффективные меры для повышения эффективности управления капиталом. Некоторые меры, которые могут принять предприятия, включают усиление управления дебиторской задолженностью, оптимизацию управления запасами и снижение затрат по краткосрочным займам, с тем чтобы предприятия могли лучше управлять оборотным капиталом и повышать норму прибыли на капитал.

Усиление управления оборотным капиталом заключается в ускорении оборота наличных средств, товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности, сведении к минимуму чрезмерного использования средств и снижении затрат на привлечение средств; это использование коммерческого кредита для решения проблемы краткосрочных трудностей с оборотом капитала и заимствование у банков в подходящее время, используйте финансовый рычаг и повышайте рентабельность собственного капитала.

Результаты различных исследований, проведенных в области управления оборотным капиталом, показывают, что существует тесная взаимосвязь между прибылью компании и эффективностью управления ее оборотным капиталом. Рациональное управление оборотными средствами позволяет более эффективно использовать материалы и запасы, необходимые для реализации продукции [4, с. 98].

Усиление управления оборотным капиталом заключается в усилении управления текущими активами и текущими обязательствами; оно заключается в ускорении оборота наличных средств, товарно-материальных запасов и дебиторской задолженности, а также в сведении к минимуму чрезмерного использования средств и снижении затрат на привлечение капитала.

В настоящее время существует несколько методов управления запасами, одним из них является нормирование. Основной целью нормирования оборотных средств является определение минимального объема оборотных средств, непосредственно задействованных в производственном процессе.

Механизм определения потребности в оборотных средствах оказывает существенное влияние на функционирование предприятия и является важным условием получения прибыли. Если на складе хранится слишком много ненужных запасов, это является обязательством, поскольку средства продолжают оставаться на складе, не принося другого дохода, однако, если сохраненные запасы приносят пользу, то это актив. Нехватка запасов затрудняет производство, а избыток запасов увеличивает затраты компании на хранение. Важность поддержания необходимого уровня запасов заключается в том факте, что большие суммы денег остаются вложенными в запасы до тех пор, пока они не будут проданы или использованы, а дебиторская задолженность не будет погашена. Целью управления запасами является поддержание оптимального уровня запасов в нужном месте с минимальными затратами, чтобы избежать перерывов в работе и производственном цикле.

Нормирование оборотного капитала – это процесс, необходимый для разработки и обоснования стандартов оборотного капитала, необходимых для обеспечения бесперебойной работы и эффективного функционирования организации.

Основными факторами, которые оказывают огромное влияние на систему стандартов и расчет потребности в рабочих ресурсах, являются:

  • жизненный цикл производства;
  • способ приобретения материалов и инвентаря;
  • размер приобретенной партии;
  • система управления складом и т.д. [3, с. 65]

Одним из простейших способов расчета нормы оборотного капитала является расчет нормы резервирования оборотного капитала в днях, выраженной как умножение нормы резервирования на однодневные расходы в денежном выражении.

В настоящее время существует пять основных методов управления запасами организации.

Первый метод – это метод прямого подсчета. Этот метод определяет фактическую потребность в оборотных средствах для каждого вида оборотных средств и является одним из наиболее распространенных методов как в зарубежной, так и в отечественной практике.

Следующим методом является аналитический метод, который основан на использовании фактических данных о оборотном капитале, скорректированных с учетом ненужных запасов или излишков.

Другим распространенным методом нормирования оборотных средств является метод коэффициентов, который основан на измерении скорости оборачиваемости оборотных средств и использовании других поправочных коэффициентов.

Статистический метод также является одним из популярных методов нормирования запасов, который рассчитывается на основе статистических данных за предыдущий период времени с учетом фактического движения запасов.

Рисунок 3. Методы управления запасами [10, с. 12]

Управление запасами направлено на обеспечение того, чтобы компания поддерживала достаточный уровень запасов для выполнения обычных операций и колебаний спроса без вложения слишком большого капитала в актив.

Чрезмерный уровень запасов означает, что к ним привязан чрезмерный объем капитала. Это также увеличивает риск непроданных запасов и потенциального устаревания, снижающего стоимость запасов.

Также следует избегать нехватки товарно-материальных запасов, поскольку это привело бы к потере продаж для компании. Управление запасами должно обеспечивать наличие достаточного количества продуктов для продажи и материалов для производственных процессов, избегая при этом чрезмерного накопления и устаревания.

Таким образом, нормирование оборотных средств является важнейшим процессом, необходимым для обеспечения бесперебойного производственного процесса и повышения эффективности предприятия [4, с. 26].

Говоря о дебиторской задолженности, рост её величины может негативно сказаться на платежеспособности компании. Управление дебиторской задолженностью — это процесс мониторинга и контроля передачи денежных средств клиентами предприятию за товары или услуги, приобретенные в кредит. Правильная политика управления дебиторской задолженностью может увеличить денежный поток, улучшить процессы инкассации и ускорить финансовое развитие.

Для целей контроля данного сегмента оборотного капитала финансовым менеджерам компании необходимо обладать соответствующими методологическими приёмами. Основные методы управления дебиторской задолженностью представлены на рисунке 4.

Рисунок 4. Методы управления дебиторской задолженностью [2, с. 98]

Управление дебиторской задолженностью существенно влияет на многие аспекты бизнес-операций. При правильном внедрении это может привести к положительным результатам для:

  • управления денежными потоками;
  • взаимоотношениями с клиентами;
  • репутации организации;
  • мотивации сотрудников.

Наконец, оптимизированное управление дополненной реальностью создает более эффективную бухгалтерскую команду, сосредоточенную на стратегических инициативах, а не на административных обязанностях.

С целью управления дебиторской задолженностью компания должна предоставлять своим клиентам надлежащую гибкость или уровень коммерческого кредита, обеспечивая при этом поступление нужных сумм наличных средств через операции.

Поддержание положительного денежного потока всегда важно, но еще более важно во времена экономической нестабильности, роста компании или неожиданных событий. Управление денежными средствами относится к процессу сбора денежных потоков и управления ими. Управление денежными средствами является важным не только для частных лиц, но и для компаний. Это ключевой компонент финансовой стабильности компании в бизнесе. Наличные деньги также необходимы для финансовой стабильности людей, хотя обычно рассматриваются как часть общего портфеля благосостояния. У частных лиц и предприятий есть различные варианты, которые помогут им справиться с их потребностями в управлении денежными средствами, включая банки для хранения их денежных активов.

Управление денежными средствами — это процесс управления притоками и оттоками денежных средств.

На финансовом рынке существует множество рекомендаций по управлению денежными средствами и решений, доступных как для частных лиц, так и для предприятий. Для бизнеса отчет о движении денежных средств является центральным компонентом управления денежными потоками.

Методы управления денежными средствами представлены на рисунке 5.

Рисунок 5. Методы управления денежными средствами [4, с. 25]

Надлежащее управление денежными средствами может улучшить финансовое положение предприятия и решить проблемы с ликвидностью.

Таким образом, существует немало методов управления оборотным капиталом, от эффективности использования которых во многом зависит устойчивость и платежеспособность предприятия. Управление оборотным капиталом играет очень важную роль в успехе любого коммерческого предприятия. Многие компании, которые работают в убыток или испытывают финансовые трудности, были бы прибыльными и ликвидными, если бы были более склонны к знаниям и практике эффективного управления оборотным капиталом. Эффективно выстроенная система управления оборотным капиталом помогает обеспечить высвобождение связанного капитала, который в противном случае можно было бы использовать продуктивно.

Основные возможности управления оборотным капиталом:

1. Расширение инвестиционного портфеля:

Средства, полученные за счет управления оборотным капиталом, могут стать дешевым источником финансирования, который поможет в расширении существующего бизнеса или в освоении новых сфер инвестирования.

2. Повышенная прибыльность:

Основными целями участия в управлении оборотным капиталом являются повышение прибыльности. Экономия финансовых затрат приводит к повышению прибыльности за счет адекватного управления оборотным капиталом, который в противном случае был бы понесен, если бы не управление краткосрочными активами и пассивами.

3. Обеспечение наличия достаточных ресурсов:

Одним из основных компонентов управления оборотным капиталом является управление запасами, которое помогает обеспечить постоянную доступность ресурсов в достаточном количестве.

4. Помощь в расчете денежного потока:

Управление оборотным капиталом позволяет тщательно управлять денежными потоками вашей компании. Профессиональный подход к оборотному капиталу – другими словами, управление оборотным капиталом (WCM) – создает компаниям больше финансовых возможностей для маневра. Это позволяет оптимизировать ликвидность, укрепить способность к самофинансированию, снизить затраты на финансирование и повысить общую операционную маржу и прибыльность.

5. Помощь в оценке финансовых показателей:

Финансовое благополучие имеет первостепенное значение для малого бизнеса, поскольку оно позволяет ему покрывать расходы, осуществлять инвестиции и продолжать свою деятельность. Управление ликвидностью помогает малым предприятиям оценивать свои финансовые показатели. Проще говоря, это помогает вам определить количество наличных, которыми вы располагаете для осуществления обычных платежей и выполнения ваших обязательств, чтобы сохранить ваш бизнес на плаву.

6. Предотвращение рисков ликвидности:

Управление ликвидностью во многих отношениях помогает избежать рисков ликвидности. Риски ликвидности - это ситуации, когда у бизнеса нет достаточных средств для покрытия своих текущих обязательств. При правильном управлении предприятия могут внедрять прогнозирование денежных потоков и резервы ликвидности, чтобы избежать подобных рисков. Хорошим примером является бизнес, который является прибыльным, принося доход, но все равно может потерпеть неудачу из-за нехватки денег.

7. Принятие правильных решений на основе ключевых показателей WCM:

Все ключевые показатели для WCM должны рассматриваться в контексте конкретной компании и сектора, в котором она работает. При интерпретации цифр всегда необходимо учитывать факторы, характерные для конкретной компании, и стандартные отраслевые характеристики.

Одним из ключевых критериев управления оборотным капиталом является цикл «от наличных к наличным» (цикл C2C). Это ключевой показатель для оценки уровня эффективности отдельных компаний или секторов. Показатель отражает цикл конвертации денежных средств в компании в днях между оплатой поставщикам и оплатой покупателями, включая все дни хранения запасов [9, с. 48].

Потребности в оборотном капитале варьируются от отрасли к отрасли, и они могут варьироваться даже у аналогичных компаний. Могут быть различные факторы, включая различия в политике сбора платежей, сроки приобретения активов, вероятность списания компанией части причитающихся ей счетов или предпринимаемые компанией усилия по привлечению капитала. Эффективное и ультрасовременное управление оборотным капиталом будет иметь большое значение для достижения эффективных результатов предприятия как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде.

Заключение

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что оборотные средства — это часть имущества организации, которая играет важную роль в финансово-хозяйственной деятельности. Оборотные активы включают денежные средства, дебиторскую задолженность и товарно-материальные запасы.

Управление оборотным капиталом относится к набору действий, выполняемых компанией для обеспечения того, чтобы у нее было достаточно ресурсов для покрытия ежедневных операционных расходов при сохранении производительности инвестированных ресурсов. Управление оборотным капиталом предполагает балансировку движений, связанных с крупными проектами – денежными средствами, дебиторской задолженностью и товарно-материальными запасами, - чтобы гарантировать наличие у бизнеса достаточных ресурсов для эффективной работы.

Сумма наличных денег должна быть достаточной для удовлетворения обычных или небольших непредвиденных потребностей, но недостаточно высокой для определения неэффективного распределения капитала.

Обеспечение того, чтобы компания располагала достаточными ресурсами для повседневной деятельности, означает защиту существования компании и обеспечение того, чтобы компания могла продолжать свою непрерывную деятельность. Ограниченная доступность наличных денег, неконтролируемая политика коммерческого кредитования или ограниченный доступ к краткосрочному финансированию могут привести к необходимости реструктуризации, продажи активов или даже ликвидации компании.

Список литературы

  1. Газалиев, М.М. Экономика предприятия / Газалиев М.М., Осипов В.А. – М.: Дашков и К, 2019. – 276 с.
  2. Газарян Р.А. Управление оборотным капиталом компании в системе сбалансированных показателей // Скиф. 2020. №8. – С. 262-271
  3. Горевая, А.Р. Современные методы управления оборотными средствами компании / А.Р. Горева // Бизнес-образование в экономике знаний. 2017. № 1 (6). С. 19-23
  4. Кузнецова, Ю.В. Проблема понятия оборотных средств и эффективность их использования / Ю.В. Кузнецова // Вестник науки и образования. 2019. № 11 (23). С. 54-58
  5. Куприянова, Л.М. Финансовый анализ: Учебное пособие / Л.М. Куприянова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2019. – 157 с.
  6. Лысов И.А. Управление оборотным капиталом // КНЖ. 2020. №1. С.16-18
  7. Малявкина, Л.И. Оборотные средства: теоретические основы исследования/ Л.И. Малявкина // Вестник ОрелГИЕЭТ. – 2019. – № 3. – С. 110-117
  8. Одиноков, С.Н. Актуальные проблемы анализа и управления оборотным капиталом / С.Н. Одиноков // Молодой ученый. – 2019. – №8. – С. 641-645
  9. Хлусова О.С., Степанова Ю.В. Управление оборотным капиталом предприятия // НАУ. 2021. №3. С. 27 -33
  10. Янкова, В.Ф. Эффективность использования оборотных средств предприятия / В.Ф. Янкова // Молодой ученый. – 2018. – №28. – С. 608-611
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 4 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее