В каждой развитой стране, не является исключением и Российская Федерация, одной из основных задач является построение эффективной системы социального обеспечения, что особенно актуально в свете демографических изменений и старения населения.
Ключевым элементом такой системы всегда и во все времена являлось пенсионное обеспечение, которое играет решающую роль в обеспечении финансовой защищенности граждан в пожилом возрасте. Пенсионная система не только гарантирует стабильный доход людям, вышедшим на пенсию, но и способствует общему повышению качества жизни в стране [1, с. 253], ведь она дает реальную возможность пенсионерам поддерживать достойный уровень жизни, обеспечивая доступ к медицинским услугам, культурным мероприятиям и социальным программам.
На сегодняшний день в Российской Федерации действует пенсионная система, которая включает в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [2], государственная пенсия представляет собой систематические ежемесячные выплаты, производимые государством. Получение таких выплат является важной социальной гарантией, предоставляемой гражданам, завершившим свою трудовую деятельность на федеральной государственной гражданской службе.
Право по получению данной пенсии регулируется конкретно-определенными условиями и нормами, изложенными в указанном выше федеральном законе. Пенсия по государственному пенсионному обеспечению предоставляется гражданам, достигшим необходимого трудового стажа для получения страховой пенсии по старости или инвалидности. Сказанное означает, что для получения такой пенсии нужно проработать определённое количество лет на государственной службе. Кроме того, такая пенсия выплачивается космонавтам и сотрудникам летно-испытательного состава, чьи условия труда сопряжены с определёнными рисками для жизни и здоровья, а также имеет определенные особенности. Важно отметить, что названные категории работников испытывают высокие физические и психологические нагрузки, что делает государственную поддержку весьма необходимой.
Также следует отметить, что пенсия по государственному пенсионному обеспечению предоставляется гражданам, получившим вред здоровью во время военной службы (службы в армии), а также тем, кто пострадал вследствие радиационных или техногенных катастроф. В случае инвалидности или потери кормильца такие граждане имеют право на получение такой пенсии, что обеспечивает дополнительную поддержку в трудные времена. Нетрудоспособные граждане получают рассматриваемый вид пенсии для обеспечения средств к существованию [3, с. 230].
Таким образом, как можно видеть, государство выполняет свою социальную роль, гарантируя минимальный уровень дохода для тех, кто не может работать по состоянию здоровья или другим причинам. В условиях быстро меняющегося современного общества такая поддержка особенно важна и актуальна.
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: «1) пенсия за выслугу лет; 2) пенсия по старости; 3) пенсия по инвалидности; 4) пенсия по случаю потери кормильца; 5) социальная пенсия» [2].
В рассматриваемом контексте хотелось бы отметить, что действующая на сегодняшний день пенсионная система не статична, она продолжает свое реформирование и поступательное развитие. В частности, разработанная правительством РФ стратегия развития пенсионной системы в России до 2030 года включает четко определенные цели, которые нужно достичь к концу обозначенного периода. Среди приоритетных задач - увеличение размера пенсионных выплат и в связи с этим, улучшение уровня жизни пожилых людей, а также укрепление финансовой устойчивости самой пенсионной системы. Планы правительства также включают внедрение новых технологий для управления пенсионными накоплениями, что должно способствовать более эффективному распределению ресурсов и повышению прозрачности системы, чего так не хватает сегодня.
Главным образом речь идет о накопившихся трудностях в системе пенсионного обеспечения граждан России, которая сталкивается с рядом серьёзных проблем, значительно замедляющих её модернизацию и улучшение.
Так, одной из ключевых проблем является ежегодное снижение уровня доверия населения к пенсионное системе. Недоверие граждан во многом связано с размером пенсий, которые, по официальным данным Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, в 2024 году составляют в среднем 23 405 рублей [4]. Для более наглядного сравнения, в таких странах, как Германия, средняя пенсия достигает 1200 евро, что эквивалентно примерно 120 000 рублей по действующему на сегодняшний день курсу валют, а в Дании данный показатель составляет около 13,5 тысяч крон, что соответствует примерно 205 тысячам рублей. Такие цифры наглядно демонстрируют, насколько низкими остаются пенсионные выплаты в России по сравнению с другими развитыми европейскими странами [5, с. 539].
Кроме того, сама система расчёта будущих выплат остаётся сложной и запутанной для большинства российских граждан, несмотря на то, что официально такая система позиционируется как в целом прозрачная. Люди часто не понимают, каким образом формируется размер их будущей пенсии, что только усугубляет недоверие к системе пенсионного обеспечения. Вдобавок к этому, увеличение пенсионного возраста и ежегодное продление моратория на накопительную пенсию ещё больше подрывают уверенность граждан в том, что они получат достойные выплаты по достижении пенсионного возраста.
Нельзя не сказать и о том, что с 2018 года, когда в России произошло повышение пенсионного возраста, общественное восприятие пенсионного законодательства стало ещё более негативным. Принятое правительством решение вызвало широкий общественный резонанс и протесты, так как многие россияне почувствовали, что их права и интересы были проигнорированы, ущемлены.
В результате, пенсионная реформа, призванная улучшить финансовую устойчивость пенсионной системы, обернулась потерей доверия со стороны граждан. По оценкам исследователей, правоведов, действующая на сегодняшний день в России пенсионная система проявляет значительную несправедливость по отношению к населению, так как при выходе на пенсию люди получают лишь около 34 % от средней зарплаты, которую они получали ранее [6, с. 46]. Действительно, со сказанным трудно не согласиться, ведь страховые взносы в России чрезвычайно высоки, достигая до 30 % от заработка, однако размер пенсий остаётся низким. Все обозначенные обстоятельства создают некий отрицательный стимул для развития теневой экономики, в которой люди уклоняются от уплаты взносов, получая заработную плату в конверте. Следовательно, только тщательно разработанная и проработанная программа реформ может улучшить ситуацию с пенсионным обеспечением и разрешить существующие проблемы.
В этой связи, хотелось бы заострить внимание на том, что россияне практически лишены дополнительных источников дохода, таких как прибыль от инвестиций в ценные бумаги, участие в инвестиционных фондах, покупка облигаций или доля в бизнесе. Согласно Росстату, статистический анализ доходов и расходов россиян указывает на то, что темпы роста их сбережений остаются незначительными [7], что позволяет заключить, что большинство российских граждан не способны накопить существенные средства за период своей трудовой деятельности, что особенно актуально для обеспечения будущей пенсии.
Таким образом, считаем, что отсутствие возможности накопления достаточных средств для создания, так называемой, «подушки безопасности» является одной из главных преград-проблем, с которой сталкиваются россияне. В результате, многие оказываются в уязвимом положении, особенно на этапе выхода на пенсию, когда размер пенсий зачастую оказывается недостаточным для достойного уровня жизни.
Также, давай в целом оценку современной пенсионной системе, можно заключить, что центральный акцент в ней делается именно на защите накоплений, что, к сожалению, не способствует росту размера непосредственно пенсий граждан, особенно в случае накопительной части. В этой связи, хотелось бы подчеркнуть важность освоения гражданами новых современных способов и схем получения дополнительных доходов (инвестирование в облигации, покупка акций, других ценных бумаг, способных обеспечить дополнительный фиксированный доход в виде процентов), что может сформировать в будущим для таких граждан хорошую финансовую платформу, как дополнительный доход к пенсионным выплатам.
Список литературы
- Усовицкая А.В. Понятие государственного и страхового пенсионного обеспечения // Молодой ученый. 2022. № 4 (399). С. 253-255
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 13.07.2024) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, N 51, ст. 4831
- Гордеева Н.В., Гладковский А.Г. Основные проблемы и перспективы развития пенсионной системы Российской Федерации // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2023. Т. 33. № 2. С. 229-235
- Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://mintrud.gov.ru (дата обращения: 01.10.2024)
- Старкова В.Б., Щекутьева Т.Б. Зарубежный опыт социального и пенсионного обеспечения граждан на примере скандинавских стран // В сборнике: Вопросы развития права и управления в современных условиях. сборник материалов студенческой научной конференции, посвященной памяти заслуженного деятеля науки Российской Федерации, учёного-правоведа, доктора юридических наук, профессора М.Н. Марченко. Московский городской педагогический университет. Саратов, 2022. С. 537-540
- Найдёнова А.А. Актуальные проблемы функционирования социального фонда России по пенсионному обеспечению граждан // Труд и социальные отношения. 2023. Т. 34. № 5. С. 45-56
- Федеральная служба государственной статистики // Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://rosstat.gov.ru/ (дата обращения: 01.10.2024)