Согласно современным нормативно-правовым документам, регламентирующим содержание обучения детей с легкой умственной отсталостью, к минимальному уровню усвоения предметных результатов (обязательному для большинства обучающихся с умственной отсталостью) по предмету «Русский язык» является составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок, а к достаточному уровню усвоения предметных результатов в данной предметной области относится работа над развитием навыка построения предложений через выполнение следующих типов заданий: составление распространённых сложных предложений, согласование слов в предложении [4].
Вместе с тем, в процессе определения направлений и содержания коррекционной логопедической работы у данной категории детей не в полной мере учтена вариативность нарушений синтаксической стороны речи, что в свою очередь, отражается на однотипных подходах к вопросу развития и коррекции изучаемой проблемы.
Это привело нас к пониманию необходимости разработки и реализации проекта, направленного на выявление проявлений нарушенного синтаксического строя речи и развитие синтаксической стороны речи у обучающихся 4-х классов с легкой умственной отсталостью.
На диагностическом этапе проекта нами был разработан и проведен диагностический комплекс, направленный на выявление уровня сформированности и специфических особенностей синтаксического строя речи у умственно отсталых четвероклассников. Диагностический комплекс был представлен двумя направлениями: обследование уровня понимания предложений и обследование умений построения предложений. Каждое направление включало в себя блоки заданий на определенные синтаксические конструкции по несколько серий заданий. Оценивание результатов выполнения диагностических проб осуществлялось с использованием балльной оценки. По итогам проведения диагностики полученные результаты были суммированы, что позволило нам выявить четыре уровня сформированности синтаксического строя речи у данной категории детей: низкий, ниже среднего, средний и выше среднего.
Диагностический этап проекта был проведён в феврале 2024г на базе одного из краевых общеобразовательных учреждений с обучающимися 4-х классов с легкой умственной отсталостью.
В результате исследования первого направления «Понимание предложений» были выявлены два уровня успешности: средний и ниже среднего (по 50% участников проекта).
Обучающиеся, вошедшие в группу с уровнем ниже среднего испытывали значительные трудности понимания всех речевых конструкций. Наибольшие затруднения у них были с пониманием пассивных конструкций и инверсионных речевых конструкций. Особенно часто это выражалось в том, что дети не могли осуществить правильный выбор конструкций с инвертированным и прямым порядком слов. У школьников отмечалось отсутствие умения определить правильный порядок слов в предложении, невозможность мысленного «перешифровывания» фразы.
Эти затруднения выражалось в многочисленных неверных ответах детей, в многократных исправлениях своих ответов, причем не всегда в лучшую сторону, а также в просьбе повторить вопросы или отказе от выполнения задания.
В группе со средним уровнем понимания также отмечались сложности понимания сложных речевых конструкций, но при оказании организующей помощи они относительно успешно справлялись с предъявляемыми заданиями. Участники проекта со средним уровнем понимания допускали меньше ошибок при ориентации на прямую последовательность слов в предложении, при необходимости переспрашивали, не пытаясь угадать значение и смысл фразы.
Анализ результатов второго направления диагностики – построение предложений – показал, что учащиеся испытывали трудности в самостоятельном составлении высказываний на уровне простой законченной фразы. У большинства школьников при этом отмечались ошибки на употребление словоформ, нарушающие связь слов в предложении, длительные паузы с поиском нужного слова, ошибки окончаний или отсутствие ответа. Не меньшее затруднения вызывали у учащихся задания, направленные на выявление способности детей к установлению лексико-смысловых отношений между предметами и вербализации их в виде законченного предложения.
Было установлено, что затруднения у детей чаще всего возникали при воспроизведении имен и действий персонажей. У большинства детей наблюдались нарушения в смысловой связи внутри предложения, полноте передачи содержания фразы, наличие смысловых пропусков, повторов. Выполнение задания – составление предложений из слов в начальной форме дало возможность определить ряд специфических особенностей синтаксического строя речи. Были допущены множественные ошибки в согласовании существительных с прилагательными, в употреблении предложно-падежных конструкций. Требовалась помощь: вспомогательные вопросы, указание на соответствующее слово или конкретную деталь.
Помимо этого, у учащихся были выявлены нарушения в смысловом содержании предложений, а также несоблюдение логических связей между словами. У многих детей в предложениях отмечались пропуски слов, ведущие к нарушению смысла всего предложения.
Также анализ результатов заданий, направленных на самостоятельное построение предложений показал, что дети использовали преимущественно короткие предложения в 2-4 слова. Сложные предложения, в большинстве случаев отсутствовали. Это говорит нам о низком уровне применения детьми с умственной отсталостью фразовой речи, что затрудняло составление связного развёрнутого сообщения.
Анализ результатов выполнения всех заданий учащимися показал, что основным проявлением нарушения связной речи у умственно отсталых школьников является запаздывание формирования всех этапов речевой деятельности. В связи с этим речь учащихся с интеллектуальными нарушениями характеризуется качественными особенностями. У умственно отсталых детей нарушены процессы порождения сложных предложений без стимуляции со стороны взрослого, используемые предложения фрагментарны, бедны, малоразвернуты, часто нарушена логическая и грамматическая между словами. Дети с трудом понимают причинно-следственные связи, пространственные и временные отношения. Синтаксическая структура предложений таких учащихся недостаточно развита и развернута. Предложения, употребляемые ими в речи, чаще всего простые, без наличия сложных синтаксических зависимостей, указывающих на место, время или причину. Структура самих предложений нарушена отсутствием связи между словами и согласованием в роде, числе, падеже. Этому способствует недостаточность усвоения семантической стороны речи.
Развитая синтаксическая сторона речи для умственно отсталых учащихся играет важную роль в процессе их речевой коммуникации. Поэтому так необходимо развивать и совершенствовать синтаксический строй речи школьников с нарушениями интеллекта. Трудности формирования синтаксической стороны речи у учащихся 4-х классов с легкой умственной отсталостью связаны с вышеперечисленными особенностями формирования речевых процессов, а также интеллектуальными нарушениями, неумением отбирать наиболее подходящие для каждого случая формулы и конструкции, недостатками моторного акта, слабостью и тугоподвижностью процессов мышления, в результате чего наступает быстрое забывание и потеря полученных навыков. Поэтому они нуждаются в непрерывном логопедическом сопровождении, в том числе и в каникулярное время. Исходя из этого базой реализации проекта мы выбрали летний пришкольный лагерь, а полученные результаты диагностики позволили нам определить стартовое состояние синтаксического строя речи участников проекта для разработки программно-методического и дидактического обеспечения логопедической работы.
Сопоставив результаты диагностики по обоим направлениям, мы смогли разделить детей на две группы: с минимальным и достаточным уровнем сформированности синтаксического строя речи. Это позволило нам осуществить дифференцированный подход к разработке содержания дальнейшей логопедической работы нашего проекта.
Список литературы
- Агаева И.Б. Вечер М.В. Проблема формирования коммуникативных навыков в системе образования лиц с умеренной умственной отсталостью // Вестник Красноярского педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2016. № 1. С. 95-98
- Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда / Р.И. Лалаева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 224 с.
- Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: сб. метод. реком. –СПб., Москва: САГА: Форум, 2006, –272 с.
- Мамаева А.В. Деятельность учителя-логопеда по разработке адаптированных образовательных программ: учебное пособие. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2018. 125 с.
- Примерная адаптированная основная образовательная про- грамма дошкольного образования детей с задержкой психического развития: одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 7 декабря 2017 г. Протокол No 6/17. URL: http://fgosreestr.ru