Мотивация преподавателя как залог мотивации ученика

Мотивация преподавателя как залог мотивации ученика

Основной целью данной статьи является определение влияния мотивации преподавателя на мотивацию учеников. В статье проведено исследование для выявления наиболее значимых критериев в эффективной работе преподавателей, определено, какие мотивы являются первоочередными в работе преподавателя для получения максимального результата обучения. Разработаны предложения по повышению уровней внутренней и внешней мотивации учителей как способа улучшения успеваемости учеников в процессе обучения.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 28 (30), сентябрь ‘21

Поделиться

Формирование интереса к процессу обучения — проблема, которая не потеряла актуальность и сегодня. Из наблюдений педагогов и психологов следует, что хорошие результаты деятельности будут зависеть от того, что побуждает эту деятельность, то есть зависеть от мотивов. Поэтому важным компонентом учебной деятельности является мотивация. Успешность обучения зависит во многом и от того, как развить мотивацию учения у детей, желание учиться и понимания необходимости в знаниях. Во многом успех учеников зависит от мотивации преподавателя, так как учитель с четкими представлениями о цели деятельности, с интересом преподавания, с внутренними и внешними мотивами, которые положительно влияют на его деятельность, оказывается более эффективным в процессе получения и совершенствования знаний учеников.

Мотивация учителя выступает как важнейший элемент, необходимый для оптимальной работы человека на рабочем месте, поскольку высоко мотивированный учитель более вовлечен в свою работу и удовлетворен ею, чем те, кто имеет более низкий уровень мотивации.

Учитывая это, ученые тратят значительное время на понимание самого понятия, его основных компонентов. Мотивация учителя выступает многомерной конструкцией, что способствует большому количеству исследований и требует дальнейшего изучения для определения его неизученных компонентов, граней, и результатов. С этой целью большинство ученых пытались выявить связь мотивации с ориентацией на цель, с нацеленностью на результат, пытались связать ее с энтузиазмом, с педагогическим поведением (например, с учебными практиками) и профессиональной деятельностью, благополучием (например, эмоциональным выгоранием). Другие ученые (Фернет, Катц, Шахар), используя теорию самоопределения в качестве базового механизма оценки мотивации учителей, изучили ее связь со стрессом. В то время, как внимание ученых распространялось на такие темы, как благополучие учителей, они изучали, стресс, выгорание и производительность труда (качественное выполнение работы, достижение целей), абсолютно не уделялось внимание на изучение влияния педагогического поведения, педагогической мотивации на результат обучения студентов. Именно поэтому необходимо исследование, которое покажет, каковы мотивы учителей при выполнении работы, оно поможет определить, как влияет мотивация преподавателей на результат работы учеников, с одной стороны, и мотивация учеников на рабочий процесс учителей, с другой стороны.

Целью исследования является определение влияния мотивации преподавателя на мотивацию учеников в процессе обучения, а также предложения по повышению уровня мотивации учителей как способа улучшения эффективности преподавания и успеваемости учеников в процессе обучения.

Во многих исследованиях предполагается, что мотивация учителей имеет корни в интересах в предмете, педагогическом подходе и общей образовательной методологии, которую они практикуют. Ориентация учителей, стремление к достижению целей и их вера в собственные навыки и компетенции также оказывают влияние на уровень их мотивации. Преподавание и обучение - это интерактивный процесс, характеризующийся двусторонней коммуникацией (активное взаимодействие между преподавателями и учениками). Благодаря этому учителя могут влиять на учеников как положительно, так и отрицательно.

1. 1. Мотивация учителя

Мотивация - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности. Мотивация учителя относится к такой энергии, которая заставляет учителя выполнять определенные действия. Мотивация также диктует желательное поведение учителей и ограничивает учителя от нежелательного поведения. Учитывая, что преподаватели вовлечены во множество задач, очень трудно идентифицировать мотивационные процессы, лежащие в основе каждой задачи, и определить их влияние на психологическое состояние педагогов.

Ученые различают внешнюю и внутреннюю мотивацию. Итак, внешняя мотивация – это побуждение или принуждение что-либо делать для достижения необходимого результата, цели внешними для человека стимулами. Примерами внешней мотивации могут быть, долг и обязанность, достижение успеха, престиж, личное благополучие и избегание неприятностей.

Внутренняя мотивация – это внутреннее побуждение человека, которое не зависит от внешнего окружения, оно не зависит от какого-либо явного внешнего вознаграждения, более того ожидаемое внешнее вознаграждение может негативно повлиять на внутреннюю мотивацию. Она связана не с внешними обстоятельствами и подкреплениями, а, в первую очередь, с самим содержанием деятельности. Примерами являются: стремление к саморазвитию, интерес к содержанию деятельности и целеустремленность, направленность на результат.

Какая же мотивация в наибольшей степени движет человеком? В то время как большинство людей склонно считать, что внутренняя мотивация является более эффективной, это справедливо не для каждой ситуации. В некоторых случаях у людей просто нет внутреннего желания выполнять какие-либо действия. В такие моменты внешняя мотивация может использоваться, чтобы побудить людей выполнить работу или предписание, к которым у них нет внутреннего интереса.

Далее, хотелось бы отметить, что мотивация учителя - это многомерное понятие, включающее в себя несколько компонентов. В данном исследовании будут рассматриваться компоненты внутренней мотивации такие, как: саморазвитие учителя, целеустремленность и интересы учителей (относительно новый компонент, предложенный в качестве компонента мотивации учителя). Интересы учителя в конкретной области знаний являются постоянным притяжением к изучению этой области на основе чувств и связанных с ценностью атрибутами [3]. Существует три вида интересов учителя: предметный интерес, дидактический интерес и образовательный интерес [5]. Предметный интерес напрямую связан с интересом к предмету, его содержанию, концепциям, существующим внутри этого предмета, к примеру, физика, математика и др. Дидактический интерес относится к методике преподавания данного предмета и к подготовке содержания обучения. Образовательный интерес охватывает профессионально-педагогические аспекты, необходимые для педагогической профессии. Интерес учителя является важной составляющей в мотивации учителя, которая функционирует как катализатор для профессионального благополучия учителей, педагогического поведения, учебных практик и мотивации студентов, которая, в свою очередь, способствует высокой успеваемости в школе, как учителя, так и учеников.

Кроме того, хотелось бы рассмотреть такое понятие, как целеустремленность. Целеустремленность - сознательная направленность личности на определенный результат деятельности. Целеустремленность учителя является основой для веры учителя в себя, в собственные силы, способности выполнять определенные задачи или комплекс действий [10].

Таким образом, целеустремленный учитель - это тот, кто обладает сильными убеждениями, что он или она может положительно влиять на учеников и их обучение. В образовании целеустремленный помогает учащимся достигать более высоких результатов, сложных целей, которые, в свою очередь, повышают их мотивацию. Целеустремленность учителей положительно влияет на обучение студентов, их лучшую производительность труда, вовлеченность в рабочий процесс. Учителя с относительно низким уровнем целеустремленности достижения сталкиваются с профессиональными проблемами, такими как плохое поведение учащихся, эмоциональное выгорание, стресс, неудовлетворенность работой, они пессимистично относится к обучению студентов и академическим достижениям.

Саморазвитие является обязательной составляющей современного образовательного процесса. Саморазвитие помогает сформировать, закрепить и совершенствовать все элементы педагогического мастерства, а также достичь высокого уровня профессиональной компетенции.

Саморазвитие педагога как непрерывный, сознательный, целенаправленный процесс совершенствования направлен на повышение уровня профессионализма, развитие профессионально значимых качеств и аккумулирование педагогического мастерства, опыта, профессиональных знаний и умений.

1.2. Мотивация студента

Мотивация студента относится к энергии, которая заставляет студентов выполнять определенные действия. Термин также может означать направление, которое ведет студентов к определенному поведению или удерживает их от нежелательного поведения [1].

Мотивация студентов является ключом к их академической успеваемости и достижениям [2]. Исследования прошлых лет показывают, что менее мотивированные студенты вовлечены в деятельность, которая приводит к плохой успеваемости. Мотивация студентов связана с восприятием учителя, их взаимодействием и вовлеченностью в учебный процесс. Учителя, которые воспринимают студента как мотивированного, нацеленного на результат, помогают ему увеличить их успеваемость.

1.3. Взаимосвязаны ли мотивации учителя и ученика?

Мотивация учителя измеряется на основе трех компонентов: интерес учителя, нацеленность на результат учителя и мастерство учителя. Связь каждого компонента с мотивацией студента заключается в следующем:

- Интерес учителя является важным фактором, который может не только направлять учителей к преподаванию, но и мотивировать своих учеников к дальнейшему совместному изучению материала [4] в своих исследованиях рассматривали интерес как компонент мотивации в студенческом контексте. Исходя из проведенных исследований было определено, что интерес студентов выступает важным фактором в продвижении образовательных результатов. Эти исследования дают основания для того, чтобы изучить данную тему и со стороны учителей. Интересы учителя-это интересы индивида в определенной предметной области или области знаний, которые являются относительно постоянными, основанными на чувствах и связанных с ценностью атрибутов. Другими словами, интерес учителя — это привязанность к определенной предметной области, он имеет потенциал позитивно влиять на результаты в обучении.

Таким образом, интерес учителя будет играть очень важную роль в определении и стимулировании мотивации у студентов, в изучении своей предметной области, дидактическом и образовательном аспектах. На основе вышеизложенных рассуждений предполагается, что интерес учителя является компонентом его мотивации.

- Нацеленность на результат. Мотивация достижения — это тенденция стремления к успеху, настойчивость перед лицом неудач и гордость за выполнение поставленной цели. Согласно теории достижения целей, люди, ориентированные на результат, прилагают усилия, чтобы гордиться собой за достижения, а не для того, чтобы показать свое превосходство над другими через выполнение каких-либо задач. Было отмечено, что студенты воспринимают более полезными, дружелюбными в обучении преподавателей, ориентированных на цель. Исходя из вышеизложенных рассуждений, целеустремленность учителя способствует развитию мотивации у учащихся.

- Существует значительная связь между мастерством учителя, использованием различного рода материалов в обучении и результатом обучения. Учителя, имеющие более высокую степень предметного и дидактического интереса, применяющие разнообразный материал в обучении дают более расширенное представление ученикам о предмете обучения, тем самым повышая успеваемость обучающихся.

Мастерство учителя также определяется и в применяемых образовательных практиках. Образовательные практики – это элемент процесса обучения, основная цель которого интегрировать теоретические знания в практические умения. Достигается посредством выполнения ряда более частных задач: закрепления знаний в ходе их непосредственного применения. Эти практики включают в себя ориентированную на мастерство и на производительность активирующую практику [6].

2. Исследование

Для определения взаимосвязи между мотивацией учителя и учеников было проведено анкетирование. В анкетировании приняли участие 111 человек, из которых 80 человек - учителя и обучающиеся Ильинской средней общеобразовательной школы №1 (Пермский край). Анкетирование включает в себя 7 вопросов, среди них 2 закрытых вопроса, 2 шкалы, 2 сетки с множественным выбором и 1 вопрос с множественным выбором ответов Респонденты, участвующие в опросе: 55,9% - женщины, 44,1% - мужчины, возраст большинства респондентов до 25 лет (58,5%), процент респондентов возрастом от 26 до 35 лет – 16,2%, от 36 до 45 лет – 17,1%, от 46 до 55 – 6,3%, свыше 56 – 1,8%. Среди респондентов был 41 ученик (41,8%) и 11 учителей (11,2%), остальные участники работники других сфер.

Результаты исследования таковы:

- абсолютное большинство респондентов считают, что мотивация преподавателей очень важна в процессе обучения (91% респондентов оценили необходимую мотивацию для преподавателей на 4 и 5 баллов);

- мотивация среднестатистического учителя среднеобразовательной школы в основном оценивается на 3 (38,7%) и 2 (31,5%) балла, далее идут оценка 4 (15,3%), 1 – 9% и 5 – 5,4%;

- абсолютное большинство респондентов считают, что мотивация преподавателя оказывает влияние на мотивацию ученика (81,1%) и, в свою очередь, мотивация учеников влияет на мотивацию преподавателя (69,4%);

- исходя из представленных в сетке критериев мотивации преподавателя, респонденты считают наиболее значимыми из них: целеустремленность – 99 ответов, интерес преподавателя – 98 ответов, саморазвитие – 90 ответов, ответственность – 88 ответов, уровень оплаты труда – 85 ответов и продвижение в профессии – 80 ответов. Наименьшее количество баллов набрали личное благополучие и престиж;

- по мнению респондентов, на повышение уровня мотивации влияют как практики, нацеленные на усовершенствование уже имеющихся навыков, так и нацеленные на развитие креативного мышления;

- образ наиболее мотивирующих педагогов, по мнению респондентов: знающий, дружелюбный, помогающий, использующий в своей работе различные способы подачи материала – 82 ответа, на следующем месте идет образ преподавателя с большим опытом, строгий, требовательный – 64 ответа.

Исходя из проведенного исследования можно сделать вывод о том, что мотивация учеников напрямую зависит от мотивации учителя, на мотивацию преподавателя влияют как внутренние, так и внешние мотивы, поэтому предложения по увеличению мотивации будут содержать в себе и те и другие аспекты. Кроме того, следует учесть, что наиболее мотивирующий преподаватель, по мнению респондентов, должен быть с большим опытом работы, разносторонним в способах подачи материала, помогающим при возникновении трудностей и строгим при проверке пройденного материала. В обучении необходимо использовать материал, направленный как на усовершенствование уже имеющихся навыков, так и на развитие креативности и поиска новых путей развития.

3. Предложения по улучшению

Предложения по увеличению уровня мотивации преподавателей, исходя из полученных данных в процессе исследования, следующие:

1. Поскольку интерес — важный компонент профессиональной мотивации педагога, учителям следует пробуждать и стимулировать в  себе интерес к  своей предметной области, а также учителям необходимо наращивать самоэффективность, а  для этого заниматься теми видами академической деятельности, которые обеспечат быстрое развитие их профессиональных компетенций. Поэтому предложения по работе с педагогами таковы:

- публичная или личная похвала учителя и/или его учеников за достигнутые результаты со стороны администрации;

- участие в различных форумах, обучениях, конференциях, мастер-классах, соревнованиях по типу WorldSkills;

- предоставление материалов для изучения, проведения опытов непосредственно в классах, то есть внедрение практики в процесс обучения (интерактивные доски, доски для построения планов);

- оказание содействия в прохождении аттестации, получения гранта, печати монографии, авторской программы;

2. Уровень оплаты труда и повышение в работе относятся к внешним мотивам, они могут быть выражены через:

- покупку проездного билета;

- вручение подарков за достижение каких-либо результатов;

- покупку учебно-методической литературы, подписку на газеты и журналы;

- оплату прохождения курсов, семинаров, тренингов, получения высшего образования;

- предоставления возможности оказывать платные образовательные услуги или трудоустроиться по совместительству на другую работу.

3. Мы определили, что мотивации учителя и ученика связаны друг с другом, исходя из этого предложения по повышению мотивации учеников таковы:

- сделать классное пространство более гибким для поддержки творческого потенциала и повышения мотивации можно адаптировать класс для более продуктивной и эффективной работы;

- внедрение нетрадиционных способов обучения: проведение дебатов, выступления на видеокамеру, монтаж и просмотр на уроке, обучение через QR коды, использование различных обучающих приложений для смартфонов, к примеру,  Google Earth;

- создание в классе места для визуального мышления, где ученики могут прописывать из пожелания по обучению, впечатления от урока и фиксировать в творческом виде полученные знания;

- повышение мотивации не только с помощью оценок, но и наград за выполнение работы (например, «Доска почёта и уважухи»);

- проведение обучения через соревнования, командные задания;

- обязательное включение преподавателя в деятельность учеников.

Таким образом, исследование дало четкое понимание взаимосвязи между мотивацией учителя и мотивацией ученика. Было определено, что на мотивацию учителя влияют как внутренние мотивы (интерес, саморазвитие, целеустремленность), так и внешние (уровень оплаты труда, продвижение по карьерной лестнице). Успех в процессе обучения основан на таких компонентах внутренней мотивации, как: саморазвитие учителя, целеустремленность и интересы учителей. Именно поэтому на основе проведенного исследования были даны рекомендации по увеличению уровня мотивации учителей на основе данных критериев. Кроме того, было определено, что учителя в своей деятельности должны обращать большое внимание к таким деталям обучения, как качества учителя (например, высокий уровень общительности, способность помогать), использование максимального количества средств, видов и методов, а также стимулирование детей к самостоятельности в процессе поиска информации, быть творчески активным, что в совокупности поможет как ученикам, так и учителям повысить уровень мотивации к изучению предметов.

Список литературы

  1. Ахмадуллин Ш.Т. Мотивация детей, как мотивировать ребенка учиться // Мотивация и с чем ее "едят". 2016. №1. С. 55-62.
  2. Ахмедова А.М., Махмудова Ф.А. Мотивация учебной деятельности школьника // Актуальные вопросы современной педагогики. 2015. №1. С. 75-77.
  3. Иванова С. В. Мотивация на 100% // А где же у него кнопка? 2013. №8. С. 156-165.
  4. Пожуева С. В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности // Методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине "Мотивация и стимулирование трудовой деятельности" для направления 38.03.03 "Управление персоналом" профиль "Аудит и контроллинг персонала" всех форм обучения. 2016. №4. С. 10-15.
  5. Ромашина Т.Н., Стрельникова Л.Н. Проектная деятельность в школе: мотивация, содержание, методики, всероссийская конференция учителей // IV Всероссийская конференция учителей "Проектная деятельность в школе: мотивация, содержание, методики". 2017. №4. С. 18-20.
  6. Цветкова Р.И. Актуальные проблемы мотивации успеха в психологической науке и практике // "Мотивация успеш. деятельности", посвящ. 10-летию выпуска специалистов-психологов. 2003. № 3. С. 23-26.
  7. Babakova L. // и. 2019. . С. 520-539.
  8. Matveeva N.A., Kim N.P. // . 2017. №4. С. 113-119.
  9. Vasileva B. // и. 2016. . С. 18-38.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary