КОГНИТИВНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ В ПОСТРОЕНИИ И ДЕКОНСТРУКЦИИ СЮЖЕТОВ

КОГНИТИВНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ В ПОСТРОЕНИИ И ДЕКОНСТРУКЦИИ СЮЖЕТОВ

Авторы публикации

Рубрика

Литературоведение

Просмотры

185

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (186), Сентябрь ‘24

Дата публикации 16.09.2024

Поделиться

В статье исследуется роль когнитивных и культурных кодов в построении и деконструкции сюжетных структур в литературных текстах. Когнитивные коды, такие как фреймы, прототипические схемы и концептуальные метафоры, анализируются как ментальные структуры, влияющие на восприятие и интерпретацию нарратива. Культурные коды, включая символы, мифы и архетипы, рассматриваются как элементы текстового пространства, которые способствуют созданию многослойных смыслов. Особое внимание уделяется взаимодействию когнитивных и культурных кодов в контексте деконструктивистских и постструктуралистских подходов. Статья основана на трудах российских и зарубежных ученых, освещающих когнитивные и культурные аспекты литературоведения и текстологии.

Когнитивные и культурные коды играют важную роль в литературоведении, особенно в теории построения и деконструкции сюжетов. Эти коды представляют собой сложные ментальные и культурные структуры, которые определяют восприятие и интерпретацию литературных текстов, формируя многослойное смысловое пространство и влияя на структуру повествования. Когнитивные коды, включающие прототипические схемы, фреймы и ментальные модели, организуют сюжетные линии и позволяют читателям формировать устойчивые представления о прочитанном. Культурные коды, в свою очередь, включают символы, мифы и архетипы, которые обеспечивают основу для интерпретации нарратива через призму исторического и культурного контекста.

 

В литературных текстах когнитивные коды часто служат инструментами, такими как фреймы и концептуальные метафоры, направляющими процесс осмысления сюжета. Прототипические схемы создают базу для восприятия и понимания текстов, позволяя читателям строить интерпретации на уровне сознания. Фреймы же помогают восприятию нарратива, активируя ментальные модели, которые, по словам Н.Д. Арутюновой, «формируют восприятие сюжета и создают когнитивные контексты, необходимые для полноценного осмысления литературного текста» [1, с. 84].

 

Когнитивные стратегии в построении повествовательных структур могут включать как традиционные нарративные паттерны, так и инновационные подходы к деконструкции сюжета. Например, нарративные паттерны, такие как геройское путешествие или трагическая арка, являются основными когнитивными инструментами, формирующими сюжетные линии и обеспечивающими их целостность. Использование таких паттернов позволяет авторам создавать сложные сюжеты, предлагая возможность для многоуровневого анализа и интерпретации. Деконструкция сюжета, например, через ненадежного рассказчика или фрагментарное повествование, становится средством разрыва традиционных когнитивных схем, что побуждает читателя активно участвовать в создании смысла. Как отмечает Джордж Лакофф, «концептуальные метафоры являются основополагающими когнитивными механизмами, которые структурируют нарративные элементы и создают многослойные интерпретационные возможности» [2, p. 102].

 

Деконструкция сюжетных структур с использованием культурных кодов позволяет раскрывать новые значения и расширять интерпретационные возможности текста. Культурные коды, такие как архетипы и символы, функционируют как элементы текстового пространства, создавая глубинные уровни нарратива. Жерар Женетт подчеркивает, что «деконструкция культурных кодов обнажает множество потенциальных интерпретаций, позволяя читателю выйти за пределы традиционных смысловых рамок» [3, p. 145]. Таким образом, культурные коды, подвергнутые деконструкции, могут стать основой для переосмысления канонических сюжетов и создания новых нарративных форм.

 

Интертекстуальные и интеркультурные отсылки играют важную роль в деконструкции, так как они позволяют разрушать традиционные нарративные структуры и создавать новые смысловые горизонты. Интертекстуальные отсылки создают связи между текстами, вызывая эффекты диалога, полифонии и множественности значений, что особенно характерно для постмодернистской литературы. Интеркультурные отсылки, в свою очередь, служат средством взаимодействия различных культурных контекстов, позволяя деконструировать стереотипы и каноны и предоставляя возможность интерпретировать текст через разные культурные и исторические призмы. Н. Д. Тамарченко указывает, что «интеркультурные отсылки открывают возможности для деконструкции устоявшихся нарративных структур и создания новых моделей интерпретации» [4, с. 62].

 

Синергетическое взаимодействие когнитивных и культурных кодов в современном литературоведении формирует сложные многослойные структуры, которые позволяют читателю активно участвовать в процессе интерпретации. Эти коды не только влияют на построение сюжета, но и способствуют его деконструкции, открывая возможности для более глубокого анализа и понимания литературного текста. Умберто Эко подчеркивает важность активного участия читателя в создании смысла: «текст становится открытой структурой, в которой читатель играет роль соавтора, преобразуя текст в зависимости от своего культурного и когнитивного опыта» [5, с. 112;]. Это особенно важно в контексте постструктуралистских подходов, рассматривающих текст как открытую и изменчивую систему значений, зависящую от когнитивных и культурных взаимодействий.

 

Когнитивная деконструкция культурных кодов становится важным инструментом для анализа современной литературы, особенно в жанрах постмодернизма и метамодернизма, где традиционные сюжеты и структуры подвергаются переосмыслению и разрушению. Этот процесс предполагает использование когнитивных моделей для подрыва привычных нарративных структур, что приводит к созданию новых форм повествования. Постструктуралистские подходы позволяют рассматривать текст как открытую систему, где каждый читатель становится частью процесса создания смысла, что делает текст многослойным и многозначным. Как отмечает Н.Д. Тамарченко, «когнитивная деконструкция позволяет выявить скрытые механизмы культурного влияния на восприятие текста и расширить рамки его интерпретации» [4, с. 77].

 

В заключение, когнитивные и культурные коды играют центральную роль в построении и деконструкции сюжетов, создавая условия для сложных и многослойных текстовых структур. Эти коды не только обогащают художественное пространство произведения, но и превращают его в поле для активного диалога между текстом и читателем, стимулируя новые формы интерпретации и анализа. Современные исследования в области когнитивной поэтики и теории деконструкции подчеркивают важность синергетического подхода, который учитывает взаимодействие когнитивных и культурных кодов как взаимосвязанных элементов литературного текста. Будущее текстологических исследований, вероятно, будет связано с развитием интегративных методов, позволяющих учитывать многослойность и полифоничность современных нарративов.

Список литературы

  1. Арутюнова Н.Д. Дискурс: прагматика и когнитивные аспекты / Н.Д. Арутюнова. — М.: Языки русской культуры, 1999. — 896 с.
  2. Lakoff G. Metaphors We Live By / G. Lakoff, M. Johnson. – Chicago: University of Chicago Press, 2019. – 256 p.
  3. Genette G. Palimpsestes: La littérature au second degré / G. Genette. – Paris: Éditions du Seuil, 2010. – 421 p.
  4. Тамарченко Н.Д. Проблемы современного литературоведения: Программа спецкурса / Н.Д. Тамарченко. — М.: РГГУ, 2005. — 132 с.
  5. Eco U. Lector in fabula / U. Eco. – Milan: Bompiani, 2018. – 277 p.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее