Введение
За счет психофизиологических характеристик человека обычно происходит определение нюансов его психических и физиологических процессов в организме. К таким характеристикам можно отнести восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, волю, а также определенный перечень черт личностного характера.
Управление автомобилем представляет собой сложнейший процесс, требующий от водителя максимальной отдачи и исключительно грамотного подхода. В процессе его осуществления на первый план выходят некоторые психологические особенности, собственно, именно о них речь и пойдет в рассматриваемом материале.
Проявления психики человека в процессе управления автотранспортным средством
Водитель автомобиля должен выполнять многочисленные работы:
- следить за качеством дорожного покрытия;
- отслеживать техническую исправность автомобиля;
- сканировать общую обстановку на дороге;
- своевременно проводить плановые и профилактические ремонтные работы;
- обладать стойкостью к стрессу и возможностью сидеть на одном месте в течение длительного времени (терпеливостью);
- иметь на руках все необходимые сопутствующие документы [2].
Именно сам процесс управления транспортным средством и представляет наибольшую опасность [5].
Управление ТС является объединяющим фактором для водителя, транспортного средства, дороги и окружающей среды. В итоге формируется единое целое, или система, где все звенья связаны друг с другом. Водитель постоянно получает сведения о дороге и о предметах, а также о том, в каком состоянии находится окружающая среда.
Кроме того, водитель непрерывно контролирует результаты своих действий и, если режим движения отклоняется от заданного, вносит нужные корректировки. В системе «водитель – автомобиль – дорога» именно водитель является ключевым звеном, ее оператором [8].
Действия, которые он выполняет во время движения автомобиля, типичны для работы операторов других сложных систем. В основном сюда входят операции по приему, переработке поступающих данных, принятию решений, а также всевозможные управляющие действия и контроль за ними.
Большой объем информации или быстрые ее изменения, например при интенсивном движении, часто лишают водителя возможности своевременно и точно ее воспринять, переработать и принять верное решение. Дело в том, что движение не является непрерывным, его непрерывность заключается в том, что ему постоянно мешают запрещающие сигналы, знаки на дороге и другие участники движения [3].
Водителю приходится выполнять достаточно большое количество действий при управлении транспортным средством, и какая-то их часть может оказаться ошибочной, то есть фатальной. Основная причина состоит в том, что у водителя зачастую нет достаточного количества времени для приема информации и для ее переработки. Особенно большой дефицит времени испытывают водители при внезапном возникновении опасных ситуаций, когда промедление или невыполнение нужных действий может привести к ДТП [1].
Помимо этого, сложность работы водителя заключается в неопределенности информации, которая к нему поступает. Он практически никогда не имеет возможности предвидеть действия других участников дорожного движения и то, каким образом будет развиваться обстановка на дороге. Неполноценная информация приводит к тому, что он сам должен принимать ответственные решения.
В процессе движения водителя в транспортном средстве, особенно, если он отправляется на дальние расстояния, на него влияет достаточно большое количество неблагоприятных факторов:
- отработавшие газы, которые попадают в кабину;
- холод или жара;
- шум и вибрация;
- низкое качество дорожного покрытия;
- гололед, осадки, ветер [10].
Все это делает работу водителя крайне сложной и создает предпосылки для ошибочных действий с его стороны в непростой обстановке. Отсюда следует неправильная осанка и проблемы с системой дыхания во время нахождения водителя за рулем, а также психологическое перенапряжение, которое заставляет водителя нервничать и переживать.
Индивидуальные психофизиологические особенности водителя
Ощущение и восприятие водителя в процессе управления транспортным средством играют крайне важную роль. Его сенсорные и мыслительные навыки также существенны в данном направлении в плане оценивания и прогнозирования дорожно-транспортных происшествий.
Абсолютно вся информация о дороге, объектах, которые на ней находятся, транспортном средстве поступает к водителю именно через органы чувств. А далее происходит отражение в его сознании тех или иных характеристик предметов и явлений окружающего мира. Различают ощущения зрительного, слухового, кожно-мышечного характера, также есть вибрационные, вестибулярные, тепловые, обонятельные ощущения [11].
Как раз на основе этих ощущения происходит формирование более сложного процесса психики – восприятия. За счет него в сознании происходит отражаются характеристики предметов и явлений во взаимосвязи в виде единого образа.
Например, в результате комплекса ощущений (зрительных, слуховых, вибрационных и мышечно-суставных) у водителя формируется так называемое «чувство машины», при котором водитель воспринимает даже небольшое изменение в положении автомобиля или скорости его движения [6].
Тот факт, что обстановка на дороге меняется достаточно быстро, заставляет водителя воспринимать внушительную по объему информацию от раздражителей зрительного, звукового и иного характера, по этой причине его восприятие должно быть полноценным, быстрым и точным. Качества восприятия обычно определяются знаниями и опытом водителя.
Дорожная обстановка, которую наблюдает водитель, постоянно меняется, и ему приходится всегда принимать новые решения. Чтобы грамотно и рационально производить оценку и анализ, а также прогнозировать развитие, ощущения и восприятия недостаточно. Переработка поступивших сведений и принятие решений производится именно на основе мышления.
При прогнозировании того, как именно будет происходить развитие обстановки на дороге, водитель мыслями приводит в движение абсолютно все компоненты этой самой обстановки, а также оценивает итоги собственных предполагаемых действий. Принимая во внимание влияние, оказываемое на дорожно-транспортную ситуацию, вырабатывается новое суждение о целенаправленных действиях [9].
Основой прогнозирования обычно является умозаключение, которое выступает в качестве высшей формы мышления. С его помощью можно предвидеть изменение на дороге и за счет целенаправленных действий обеспечить профилактику появления опасных ситуаций. Нередко обстановка на дороге меняется крайне быстро, и водителю приходится принимать решение в кратчайший срок. В такой действительности важную и значимую роль играет ассоциативная память, дающая возможность стремительно вспоминать оптимальные ответы.
Надежность водителя также определяется быстротой выполняемых им действий в качестве ответа на те или иные раздражители. Так, он нажимает на педаль тормоза или на педаль управления дроссельной заслонкой, поворачивает рулевое колесо, занимается переключением передач, нажатием кнопки сигнала и пр. Подобные действия ответного характера считаются сенсомоторными реакциями. Реакции водителя при управлении автомобилем характеризуются правильностью, точностью, своевременностью и скоростью.
Заключение
За счет психофизиологических характеристик человека обычно происходит определение нюансов его психических и физиологических процессов в организме. К таким характеристикам можно отнести восприятие, внимание, мышление, память, эмоции, волю, а также определенный перечень черт личностного характера.
От водителя требуется психическая устойчивость к неблагоприятному влиянию факторов внешней среды и особой психической обстановки. При этом роли не играет тип транспортного средства, которым он управляет, а также опыт его вождения.
Список литературы
- Астрейко Н.С. Личностные факторы стиля вождения автомобиля // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2019. – №1. – С. 117–124
- Биюшкин Н.А., Ефимов А.Д. Анализ направлений деятельности по повышению эффективности подготовки водительских кадров в Российской Федерации // Современная наука. 2024. No1. – С. 7–10
- Комарова С.В. Трудности в обучении управлению транспортным средством слушателей с разными индивидуально-типологическими особенностями / С.В. Комарова, Л.П. Петухова, М.В. Хохлова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. − 2019. – № 7 (173). – С. 241–245
- Копыл Д.В., Шубакин А.А., Поделякин А.А. Профилактика дорожно-транспортных происшествий // Безопасность дорожного движения. 2021. No1. – С. 21–25
- Кузнецова Н.М. Психофизиологические особенности водителя как элемент надежности управления транспортным средством // Современная наука. 2024. No2. – С. 58–61
- Логинов А.Г. Психические особенности поведения участников ДТП, приводящие к аварийным ситуациям // Безопасность дорожного движения. 2022. № 4. – С. 44-46
- Ноговицына Е.М., Шилов С.Ю. Психофизиология невнимательности и утомляемости у водителей автотранспортных средств, отвлекающихся на электронные устройства // Медицина катастроф. – 2023. – № 1. – С. 51–56
- Петров В.Е. Психодиагностика склонности водителей к управлению транспортным средством в агрессивном стиле // Инновационное развитие. –2017. – № 17 (12). – С. 216–217
- Проявления отклоняющегося поведения за рулем у россиян / А.А. Максименко, Е.А. Сафронова, О.С. Дейнека [и др.] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2022. – № 6. – С. 356–377
- Темняков Д.А. Особенности организации педагогического процесса по пропаганде безопасности дорожного движения // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2020. No 3. – С. 29-33
- Темняков Д.А., Григорьев И.А. Психолого-педагогические факторы, обуславливающие необходимость самообучения пожилых водителей // Полицейская деятельность. 2024. No2. – С. 29–37