ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

ПОНЯТИЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, ОГРАНИЧИВАЮЩИХ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

114

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 36 (186), Сентябрь ‘24

Дата публикации 13.09.2024

Поделиться

Автором проводится анализ действия принципа законности в сфере нарушения конституционных прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскной деятельности. В работе анализируется одно из первых понятий оперативно-розыскных мероприятий выделяются существенные признаки; делается предложение о необходимости законодательной формулировки понятия оперативно-розыскных мероприятий.

Изучение любого предмета, дисциплины, события, явления или процесса невозможно без понимания того, что представляет собой то самое «изучаемое» и какие существенные признаки оно в себе содержит.

Выделяя из общего числа оперативно-розыскных мероприятий те, что нарушают и (или) ограничивают конституционные права и свободы человека и гражданина, нужно понять, что конкретно представляет из себя ОРМ.

Первые попытки выделения понятия были предприняты в ХХ веке (на сегодняшний день законодательно закрепленного определения не существует). Так, к примеру, профессор А.Г. Лекарь высказал мнение о том, что ОРМ – «основанные на использовании специальных конфиденциальных средств и методов, которые сочетаются с гласными средствами и методами действия оперативного работника органов внутренних дел и направленные на решение отдельных задач борьбы с преступностью» [2, с. 209]. Исходя из определения исследователя, можно выделить несколько существенных признаков понятия.

В первую очередь речь идет относительно цели проведения ОРМ. В данном случае она представляет собой комплексное применение тактических задач для борьбы и профилактики с преступностью, а также повышение эффективности такой деятельности [3, с. 194].

Следующий существенный признак понятия – субъект непосредственного осуществления ОРМ. Имеет место замечание о том, что субъект специальный; это исключительно управомоченное на осуществление такой деятельности лицо.

Далее речь пойдет о признаке, который позволяет безошибочно разграничить понятие от иных смежных: факт применения гласных и негласных методов ОРД. В свою очередь, такие мероприятия могут ограничивать конституционные права и свободы, законные интересы человека и гражданина, что подтверждается Определением Конституционного Суда РФ следующим образом: «Оперативно-розыскные мероприятия направлены на борьбу с преступностью, осуществляются именно в целях защиты личности, общества и государства от преступных посягательств и, поэтому, «не могут рассматриваться как нарушение Конституции Российской Федерации», кроме того «Осуществление негласных оперативно-розыскных мероприятий с соблюдением требований конспирации и засекречивание сведений в области оперативно-розыскной деятельности само по себе не может нарушать права человека и гражданина» [1].

Кроме того, представляется целесообразным следующее утверждение само преступное общественно опасное деяние, именуемое преступлением, а также сведения, его составляющие не отождествляется со сферами частной жизни человека и гражданина.

Иными словами, право на разглашение подобной информации без согласия соответствующего лица не имеет места на существование в конкретном контексте.

Из вышесказанного следует, что осуществление ОРД, и, в частности, ОРМ подразумевает под собой в той или иной степени «нарушение» и «ограничение» права, свободы и законные интересы человека и гражданина, однако, в то же время «нарушение» и «ограничение» прав одних субъектов, способствует защите общественных интересов в целом и восстановлению прав других в частности.

На сегодняшний день представляется необходимым законодательно сформулировать понятия ОРМ. К существенным признакам, указанным выше, полагаем, верным будет согласиться с А.Е. Чечетиным в части необходимости добавления некоторых положений: речь идет о характеристике ОРМ как деятельности, носящей поисково-разведывательный характера деятельности.

Список литературы

  1. Обзор судебной практики Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.1998. Дело №86-О // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-14071998-n/ (дата обращения: 12.09.2024)
  2. Атмажитов, В.М. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности: научный доклад / В.М. Атмажитов, В.Г. Бобров. – М., 2014. – С. 209
  3. Прохорко, Т.Н. К вопросу о понятии оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы человека и гражданина: сборник трудов конференции. // Социально-экономические процессы современного общества: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участ. (Чебоксары, 29 мая 2024 г.) / редкол.: Э. В. Фомин [и др.] – Чебоксары: ИД «Среда», 2024. – С. 193-196
  4. Об оперативно-розыскной деятельности: комментарий к Федеральному закону / под ред. О.А. Вагина, А.П. Исиченко, А.Е. Чечетина. – М., 2006. – С. 344
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 5 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее