О СПОСОБАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ АВТОРОВ В ИНТЕРНЕТЕ

О СПОСОБАХ ЗАЩИТЫ ПРАВ АВТОРОВ В ИНТЕРНЕТЕ

Авторы публикации

Рубрика

Право

Просмотры

22

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 34 (184), Сентябрь ‘24

Дата публикации 02.09.2024

Поделиться

В статье акцентируется внимание на актуальные проблемы, связанные с защитой прав авторов в интернет-пространстве, раскрываются особенности предложенных наукой методов борьбы с такого рода правонарушениями, высказывается предложение о необходимости оценки охраноспособности произведений с точки зрения субъективно-объективного критерия.

Информационно-коммуникационная сеть Интернет на сегодняшний день является средой, способной, как приносить благо, так и быть универсальным инструментом совершения ряда правонарушений. Права авторов, подлежащие охране, как в пределах юрисдикции одного государства, так и в международном, мировом масштабе, подвержены посягательству со стороны пользователей Интернета. Несмотря на то, что развитие новых технологий предоставляет авторам возможность хранить произведения в цифровой форме, делая его доступным широкому кругу лиц, массовое использование авторского права в сети «Интернет» вызывает риск посягательства на объект интеллектуальной деятельности.

Может показаться, что проблема защиты прав автора не так актуальна по сравнению с иными дискуссионными вопросами, лежащими в гражданско-правовой плоскости. По данным статистики на один год приходится около 1 тыс. зарегистрированных судебных споров, связанных с правовой охраной результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, что в сравнении с прочими категориями, свидетельствует о меньшей их распространенности.

В интернете просто получить, скопировать и передать информацию анонимно, что лежит в основе нарушений прав автора, число которых увеличивается. Действующие на сегодняшний день методики борьбы с такого рода деяниями не учитывают специфику совершения преступлений в сети «Интернет». Более того, задача найти и доказать нарушение права ложится непосредственно на правообладателя. Учитывая нематериальный характер объектов охраны авторского права, представляется затруднительным обеспечить истца необходимой базой доказательств.

В качестве примера того, как происходит открытое посягательство на интеллектуальную собственность можно привести опыт авторов с таких онлайн-сообществ для писателей, как «Wattpad» и «ЛитРес», с которых опубликованный текст произведения без согласования с его правообладателем переносится на десяток аналогичных сайтов, откуда его могут скачивать и реализовывать другие лица. Известны случаи, когда книги незаконно печатали и продавали, не ставя автора в известность. Поскольку в подобных делах нередко задействованы граждане иностранных государств, нарушения не всегда могут устраняться средствами российского законодательства, а межгосударственного органа, содействующего разрешению конфликта, нет. Конечно, авторы могут подать жалобу посредством заполнения заявки на официальном сайте сообщества, но на этом пути решения проблемы исчерпываются.

В связи с этим имеется необходимость применять комплекс охранительных мер. В частности, выделяют технологические, правовые и организационные методы охраны авторских прав.

Так, в организационном аспекте предусмотрена возможность правообладателя в случае обнаружения фильмов, распространённых без его разрешения написать заявление в орган исполнительной власти о принятии мер, обеспечивающих устранение данного нарушения [1]. С вступлением в силу ФЗ №187 у обладателей аудиовизуальных произведений появилась возможность ограничить противоправный доступ к материалам посредством обращения в Роскомнадзор. Не только фильмы, но и музыкальные, литературные и иные произведения подвержены пиратству. Например, текст книг копируют и незаконно распространяют на том или ином ресурсе. С целью минимизации такого рода нарушений активно создаются онлайн платформы распространения цифровых продуктов, как национальная электронная библиотека, осуществляющая функцию по обеспечению доступа пользователей к объектам интеллектуальной деятельности в соответствии с законодательством [2]. Также в предусмотренных случаях на информационного посредника налагается ответственность за нарушение интеллектуальных прав, что также служит интересам авторов [3]. Но на практике иногда случается так, что посредник соглашается отправить пользователю, разместившему материал, претензию правообладателя, но отказывается удалять материалы, опасаясь брать на себя ответственность, перекладывая разрешение спора на суд. Более того, порой связаться с посредником проблематично, поэтому в науке высказывается предложение о необходимости обязать владельцев сатов размещать на своих страницах контактную информацию для обеспечения возможности оперативного удаления незаконно опубликованных материалов [4, с. 137].

Технические же средства защиты (серийные номера, водяные знаки, коды и проч.) эффективны, но, по мнению некоторых учёных [5, c. 305], сами правообладатели могут применять их незаконно, одними техническими средствами можно взломать другие, в связи с чем их польза весьма противоречива. Поэтому представляется необходимым авторам сконцентрироваться не на технических, а на организационных способах и самозащите.

Учитывая достаточно полную законодательную разработанность данного вопроса, больший интерес вызывает определение самой охраноспособности произведения в интернете, поскольку необходимо понять, что конкретно подлежит защите и какова степень творческого вклада автора, поскольку приведённые выше способы применимы лишь в отношении признанного охраноспособным объекта. Предлагается руководствоваться комплексным субъективно-объективным критерием при оценке произведения [6, с. 56-62].

С одной стороны, произведение представляет собой не существующую абстрактно от личности систему мыслей и идей, с другой – оно должно отвечать объективным критериям оригинальности и новизны, а множество современных сетевых работ фактически полностью копируют в содержательном плане друг друга, поэтому «оградить» от незаконного посягательства результат творческого труда описанными ранее механизмами возможно, если такой результат действительно признан охраноспособным произведением.

Список литературы

  1. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 18.12.2006 N 230-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2024. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та
  2. Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 12.12.2023) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2024. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та
  3. Федеральный закон от 29.12.1994 N 78-ФЗ (ред. от 14.04.2023) «О библиотечном деле» // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. М., 2024. Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та
  4. Ересько П.В., Гудаева В.И. Защита авторских прав в сети Интернет // Теоретические науки, Саратов, с. 137
  5. Копылов А.Ю. Творчество как условие охраноспособности произведения // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2019. N 12. С. 56-62
  6. Щербак, Н.В. Право интеллектуальной собственности: общее учение. Авторское право и смежные права: учебное пособие для вузов. Москва, 2024. С. 305
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее