Позитивный имидж региона как фактор миграции (на примере новосибирской области)

Позитивный имидж региона как фактор миграции (на примере новосибирской области)

В настоящей статье понятие «имидж региона» рассматривается как комплексное отражение политических, социально-экономических и культурно-исторических аспектов жизнедеятельности региона, на основе которых у целевых групп населения формируется совокупный образ региона. Актуальность проведенного исследования обусловлена стремительным ростом миграционных потоков на уровне регионов, городов и муниципальных образований. Необходимо понимать и анализировать причины, влияющие на миграционные процессы и решения целевых групп населения покидать родные города. Одной из таких причин является сформированный позитивный имидж региона, выступающий одним из важнейших факторов современной миграции. На основе проведенного исследования была разработана иерархическая модель имиджа региона, были выявлены основные структурные элементы и критерии привлекательности данной модели. Модель имиджа региона была применена и рассмотрена на примере Новосибирской области с целью определения причины и факторов миграционных процессов, которые стремительно активизировались в последние годы.

Авторы публикации

Рубрика

Маркетинг, реклама и PR

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 2 (4), Февраль ‘21

Поделиться

В современных реалиях глобализации одной из центральных задач для обеспечения социально-экономического роста региона, а также для совершенствования межрегионального сотрудничества и международной интеграции является конструирование позитивного имиджа региона. Сегодня регион оценивается не столько как территориальный объект, сколько как важнейший стратегический объект, оказывающий влияние на рост и всестороннее развитие страны в целом. Позитивный имидж, в свою очередь, являясь существенным конкурентным преимуществом региона, выступает нематериальным фактором стимулирования политического, социально-экономического и культурно-исторического развития, потому как содействуетактивизации внимания к региону его целевых миграционных групп (посетители, резиденты) и трудовых ресурсов, улучшению инвестиционного климата и получению дополнительных ресурсов.

Имидж региона представляет собой комплексное представление о регионе, сформированное у целевых аудиторий на основе хранящейся в их памяти информации о различных сторонах жизнедеятельности региона [1]. С позиции системного подхода, исходя из функциональных сторон жизнедеятельности региона, общий имидж может быть сконструирован посредством сложения частных имиджей, например визуального, политического, социально-экономического и культурно-исторического. При этом, любой из частных имиджей акцентирует внимание на своих специфических чертах и качествах.

В настоящей статье была разработана собственная модель имиджа региона, состоящая из шести структурных элементов (частных имиджей), формирующих целостное представление о регионе у целевых групп. К ним отнесены: визуальный имидж, природно-географический имидж, экономический имидж, социальный имидж, культурно-исторический имидж и политический имидж. Далее раскроем каждый из элементов подробно, выделив их специфические черты и критерии привлекательности.

  1. Визуальный имидж характеризует регион с позиции егофирменного стиля, который создается путем пропагандирования ярких достижений региона и отражения отдельных аспектов его жизнедеятельности в имиджмейкинговых материалах (символика, визитные карточки, сувенирная продукция и т.п.) и в средствах массовой информации (репортажи и статьи о жизни региона). Необходимо уделить внимание тому, что правильно сконструированный визуальный имидж региона гарантирует его узнаваемость, идентификацию и уникальность, давая возможность выделить конкретный регион среди остальных. Задача визуального имиджа состоит в преобразовании определенных идей, установок и принципов отдельного региона в зрительный образ. К критериям привлекательности визуального имиджа, таким образом, отнесем: наличие элементов фирменного стиля региона (уникальные составляющие региона), например: логотипы, известные торговые марки, имена, единый медиа-информационный облик (популярность в средствах массовой информации) и наличие коммуникационных мероприятий, заявляющих об открытости региона для внешних контактов и позволяющих внешним субъектам удостовериться в существенности имеющихся у него преимуществ.
  2. Природно-географический имидж характеризует регион с позиции уникальности элементов окружающей среды, природы и ресурсов. В массовом сознании данный тип имиджа идентифицирует регион с некоторыми присущими ему символами природы [2, с. 203]. К критериям привлекательности отнесем: выгодное географическое положение, благоприятнаяэкологическая обстановка и климат,исключительные природные объекты,достаточность природныхресурсов и полезных ископаемых, курортный потенциал региона.
  3. Экономический имидж региона характеризует регион с позиции уровняи качества развития его производительных сил, материально-технической обеспеченности рыночной деятельности испособности производить продукцию, выполнять работы и оказывать услуги. Позитивный экономический имидж способствует развитию благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышению конкурентоспособности местной продукции и услуг на рынке. Можем выделить следующие критерии привлекательности: инвестиционная привлекательность, благоприятные условия для осуществления деятельности, региональная политика по поддержке активности бизнес-структур, достаточный человеческий и ресурсный потенциал, развитость и достаточность инфраструктуры, коммуникаций и высоких технологий (способность региона содействовать развитию и поддержке высокотехнологичных отраслей производства), экономическая устойчивость и безопасность региона.
  4. Социальный имидж региона характеризует регион с позиции социальных целей и роли региона в создании условий экономической, социальной и культурной жизни общества. Данный тип имиджа конструируется посредством информирования общественности о деятельности региональных и муниципальных властей в социальной сфере, например: образование, здравоохранение, социальное обеспечение населения, поддержка общественных организаций и движений и т.д. Таким образом, позитивный социальный имидж является катализатором для положительных преобразований в социальной сфере, обеспечивает приток высококвалифицированных кадров из других регионов и сохранение собственного интеллектуального потенциала. К критериям привлекательностиотнесем: высокий уровень качества жизни, отсутствие проблем с трудоустройством, социальная обеспеченность и защита жителей, комфортность проживания и доступность среды (наличие транспортной инфраструктуры, обеспеченность общественным транспортом, наличие рекреационных мест и т.п.), низкий уровень преступности,наличие возможностей для самореализации личности (участие в общественных организациях и движениях, образовательных процессах, местном самоуправлении).
  5. Культурно-исторический имидж характеризует регион с позиции культурной и исторической уникальности региона, его своеобразии. Культурная составляющая данного типа имиджа включает представления о регионе, связанные с совокупностью материальных и духовных ценностей, созданных человеком впределах его территории. Историческая составляющая охватывает ассоциативные представления, описывающие процесс и этапы развития региона и разного рода исторических событий, происходивших в нем. На практике позитивный культурно-исторический имидж конструируется с помощью стратегии «маркетинга достопримечательностей». Регион использует при этом либо естественные достопримечательности (набережные рек,озера, моря, горы), либо историческое наследие (музеи, памятники архитектуры, храмы), либо известных личностей, либо объекты культуры и отдыха (стадионы, культурные и торговые центры, парки) [3, с. 37].Чем индивидуальнее и известнее достопримечательности, тем привлекательнее становится регион. В случае, если у региона нет своих достопримечательностей, их необходимо создавать. Например, привлекательность региона для человека может быть обеспечена путем благоустройства береговых линий, созданияпешеходных, культурно-исторических или торговых зон, развития культуры и спорта. Позитивный культурно-исторический имидж региона позволяет обеспечивает сохранять и продвигать объекты культурного наследия региона, его самобытности в массы. Более того, такой имидж способствует повышению привлекательность региона для туристов и мигрантов и развитию креативных и культурных индустрий.

К критериям привлекательности отнесем: уникальность культурно-исторического наследия (уникальные природные памятники, памятники археологии и архитектуры, музеи, театры, выставочные залы, концертные залы, арт-галереи, народные промыслы и ремесла, центры прикладного искусства и т.п.), творческий потенциал жителей региона, культурную и туристическую привлекательность региона, уровень туристической известности и доверия к территории на всероссийском и международном уровне.

  1. Политический имидж характеризует регион с позиции его политических характеристик, среди которых: система власти, ориентация на центральное правительство, финансовую элиту и крупных инвесторов, способ исполнения полномочий, особенности взаимодействия с бизнес-структурами и т.п. Позитивный политический имидж вызывает доверие к региону у целевых групп, способствуетоптимизации вертикальных отношений, установлению и развитию взаимовыгодного сотрудничества с другими регионами и государствами. В дополнении, при высоком уровне доверия к региону и его политической стабильности, отсутствует социальная напряженность различных слоев населения, что положительно сказывается на социально-экономической жизни региона, а также наблюдается значительный приток инвестиций в региональную экономику. К основным критериям привлекательности отнесем: политическую стабильность, готовность регионального правительства к сотрудничеству с бизнес-структурами и инвесторами, положительная репутация лидеров региона и отсутствие триггеров социальной напряженности.

При исследовании влияния имиджа региона на миграционные процессы в нем, ее структурные элементы должны рассматриваться не обособленно, а в комплексе, так как они оказывают непосредственное влияние друг на друга, повышая тем самым привлекательность региона для миграции. Позитивный имидж региона для целевых групп есть не что иное, как комплекс предоставляемых регионом возможностей и гарантии реализации существенных интересов членов этих групп [4, с. 93]. Необходимо понимать, что по всем вышеперечисленным элементам предполагаемыми целевыми группами (мигранты, резиденты) должна быть дана положительная оценка. Для решения данной задачи рекомендуется правильно аккумулировать входные данные методом анкетирования целевых групп.

В данном исследования данная модель имиджа региона была использована для оценивания миграционной привлекательности Новосибирской области. По данным Новосибирскстата, в 2019 году количество мигрантов, приехавших в Новосибирскую область, составило 49,9 тыс. человек, а число выбывших – 39,5 тыс. человек. При этом, миграционный прирост за счет внешней миграции населения в Новосибирской области составил 10,4 тыс. человек, из которых миграция из регионов составила 3,1 тыс. человек, из стран СНГ – 7,3 тысячи. Привлекательной для жизни, обучения и трудоустройства Новосибирскую область находят выходцы из Средней Азии (43%), Китая (20%), Германии (15%), Вьетнама (12%), Грузии (10%).

В первом квартале 2020 года Новосибирскстат опубликовал данные о миграции населения Сибирского федерального округа. Так, согласно опубликованным данным, существенный миграционный прирост наблюдался только в двух сибирских регионах: в Новосибирской области (общий прирост – 2132 жителя) и в Красноярском крае (общий прирост – 743 жителя). Из регионов в Новосибирскую область прибыло – 22,5 тыс. человек, из зарубежных стран – 11 тыс. человек. Внутри области сменили место жительства 24,3 тыс. человек. Первое место по миграционной убыли заняла Иркутская область – минус 2,5 тыс. жителей, второе место заняла Омская область – минус 2 тыс. жителей.

В большинстве муниципальных районов Новосибирской области, географически наиболее удаленных от регионального центра, наблюдается миграционная убыль населения. Так, например, наибольшая убыль населения за 2019-2020 г. г. была зафиксирована в Кыштовском, Северном, Чистоозерном, Купинском, Баганском, Здвинском муниципальных районах. Муниципальные районы Новосибирской области, которые располагаются в непосредственной близости от г. Новосибирска, являются миграционно-привлекательными.

Каков же прогноз дальнейшей миграционной ситуации в Новосибирской области? Официальный прогноз Новосибирскстата гарантирует пролонгацию миграционного притока в регион. При этом, средний абсолютный прирост будет составлять около 1300 человек ежегодно в течение ближайших десяти лет.

Почему же именно Новосибирскую область целевые группы мигрантов выделяют среди всех областей Сибирского федерального округа? Что их привлекает? Для этого необходимо применить разработанную модель имиджа региона и оценить Новосибирскую область по всем шести структурным элементам.

1. Визуальный имидж Новосибирской области. Наиболее известная слагаемое существующего имиджа Новосибирской области заключается в статусе «столичности» г. Новосибирска, про который часто упоминают средства массовой информации. Новосибирск является третьим городом России по площади и численности населения и уже давно имеет статус «столицы Сибири». Как потенциальная «столица Сибири» Новосибирск зарекомендовал себя как центр деловой активности и концентрации капиталов, крупную транспортную артерию, а также как торговый, промышленный, культурный и научный центр с развитой инфраструктурой и культурной средой. Однако, данный статус не признан на федеральном уровне, соответственно, Новосибирск не получает достаточную федеральную финансовую поддержку. Более того, любой крупный город Сибири может найти аргументы и претендовать на статус столицы (например, Томск или Красноярск).

Новосибирская область как основной бренд региона может заявить комплекс научных центровпередовой науки ХХI века, способствующей решению глобальных проблем современности. Здесь и всемирно известный Академгородок, состоящий из отделений СО РАН, и наукоград Кольцово с известнейшим центром вирусологии и микробиологии «Вектор», и огромное количество университетов и институтов, позволяющих студентам осуществлять научную деятельность. Также отдельно можно выделить оборонную промышленность и Новосибирский авиационный завод им. В. П. Чкалова, чьи истребители используются во всем мире.

В настоящее время Новосибирскую область в России идентифицируют как передовой научный хаб, тем самым формируя фирменный стиль региона, его уникальность и узнаваемость. Таким образом, регион становится центром притяжения высококвалицированных научных кадров.

2. Природно-географический имидж Новосибирской области. Новосибирская область расположена в самом центре Российской Федерации.  Выгодное географическое положение региона, которое уже приносит плодотворные успехи в виде развития торговли, транспортно-логистических центров, прихода в регион крупных российских и зарубежных компаний, является его вторым существенным плюсом и причиной для миграции. Эксперты считают, что будущее Новосибирской области должно тесно коррелировать с концепцией создания «мультимодального узла», которая предполагает трансформацию г. Новосибирска в город-хаб, где пересекались бы все транспортные потоки.

Новосибирская область является крупнейшим транспортным узлом восточной части Российской Федерации, где пересекаются крупнейшие железнодорожные, автомобильные, авиационные и речные маршруты. Новосибирск связывает Сибирь, Дальний Восток и Среднюю Азию с европейскими регионами России. Международный аэропорт Новосибирск – крупнейший за Уралом транзитный авиаузел на важнейших направлениях между Европой и Азией.

Что касается природных ископаемых и экономических ресурсов, тов регионе имеются залежи каменного угля (Горловский антрацитовый бассейн и Завьяловский район Кузбасса) и торфа. На северо-западе региона открыты месторождения нефти и природного газа. Также регион богат ресурсами подземных вод: пресных и маломинерализированных, пригодных для хозяйственно-питьевого водоснабжения и лечебных целей.

Климат в Новосибирской области континентальный с ярко выраженными 4 сезонами года. Потенциал курортного региона в летнее время не может быть реализован ввиду отсутствия теплых водоемов и соответствующей инфраструктуры в виде гостиничных комплексов и централизованных пляжей. Однако, в зимнее время года в Новосибирской области можно заниматься зимними видами спорта (сноуборд, лыжи, коньки), так как под данные условия адаптированы базы отдыха (например, Юрманка, Новососедово).

3. Экономический имидж Новосибирской области.Новосибирская область в своем недавнем советском прошлом была одним из крупнейших центров производства наукоемкой военно-промышленной продукции. Эта черта может стать одной из ключевых в имиджбилдинге региона. В последние годы заводы, работающие на гособоронзаказеполучили второе дыхание и наде­жды на возрождение былой мощи. Близость китайской границы, хорошие связи научной и политической элиты региона с Европой и США, а также удобное географическое положение позволили Новосибирской области, и в первую очередь – Новосибирску, превратиться в крупный центр промышленности и торговли, открытый для широкого притока иностранного торгового капитала.

В результате последовательной модернизации экономической политики региону удалось достигнуть высоких темпов роста в промышленности, сельском хозяйстве и торговле. Также, наблюдается рост притока инвестиций в реальный сектор экономики, улучшаются финансовые показатели предприятий и организаций, что содействует росту доходной базы региона. Начался процесс технологического обновления и освоения производства конкурентоспособной продукции. В целом, Новосибирскую область можно охарактеризовать как регион с диверсифицированной структурой реального сектора экономики, в котором в гармоничной пропорции сочетаются промышленность, сельское хозяйство, строительство и транспорт.

Новосибирская область входит в десятку крупнейших производителей сельскохозяйственных товаров России. Область полностью обеспечивает себя фуражным зерном и семенным материалом. Производственные мощности предприятий агропромышленного комплекса позволяют не только обеспечивать внутренние потребности области, но и экспортировать за ее пределы около 22% молока и молокопродуктов, 29% мяса и мясопродуктов, 38% произведенного в области зерна и зернопродуктов.

Динамизм жителей Новосибирской области, их личные межрегио­нальные и международные связи в эпоху глобализации могут стать залогом для «точек роста» региона. Регионнеобходимо позиционировать как центр глобализации всей Сибири (самого северного центра глобализации в Азии) и настаивать на еще большей «открытости» региона для иностранного торгового капитала и инвестиций, на создании здесь соответствующей инфраструктуры: транспортно-логистического центра, новых гостиничных и выставочных комплексов и т.п.

4. Социальный имидж Новосибирской области. Среди источников обеспечения благосостояния населения региона можно выделить развитый рынок труда, предлагающий населению возможность реализации своих профессиональных знаний и навыков и получения достойного материального вознаграждения. За последнее десятилетие численность трудовых ресурсов региона изменилась в основном за счет трудовой миграции населения. Таким образом, можно судить об отсутствии у жителей региона проблемы трудоустройства и о низком уровнем безработицы по сравнению с остальными регионами Сибирского федерльного округа.

Что касается социальной политики региона, в Новосибирской области реализуется огромное количество программ по социальному обеспечению, поддержке и защите граждан, широко развита образовательная система и система здравоохранения, зафиксирован низкий уровень преступности, существует большое число возможностей для самореализации и самоидентификации личности. В сфере высокотехнологичной медицины действуют такие крупные центры, как Национальный медицинский исследовательский центр имени академика Е.Н. Мешалкина, Новосибирский научно-исследовательский институт травматологии и ортопедии им. Я.Л.Цивьянаи Федеральный центр нейрохирургии, известные во всем мире.

По комфортности проживания и доступности среды Новосибирская область с центром в г. Новосибирск является одним из лидирующих регионов, обеспечивая своих жителей развитой инфраструктурой, развернутой системой транспорта, включая метрополитен (14 станций), системой дорожных развязок, эстакад и мостов, большим количеством рекреационных мест (Новосибирский зоопарк, Ботанический сад СО РАН, парки, скверы, набережные и т.п.). В целом, за последние годы, в регионе зафиксирован высокий уровень качества жизни населения.

5.  Культурно-исторический имидж Новосибирской области. Новосибирская область исторически обретала свой специфический, самобытный образ как в силу объективных: географических, ресурсных, этнических особенностей, так и в силу целей и ценностей, существовавших в советскую эпоху. Говоря о регионе как о культурном центре, необходимо отметить его огромный потенциал – огромное количество театров, музеев, музыкальных школ, библиотек, выставочных залов, арт-галерей, концертных залов, рекреационных зон. Эксперты отмечают богатые культурные традиции и уникальную культурную среду региона. Так, визитной карточкой области и г. Новосибирска по праву можно назвать Новосибирский академический театр оперы и балеты – самое большое здание за Уралом.

Важной составляющей частью образа области и города, одним из  символов традиционно является новосибирский Академгородок и Технопарк – идеальная «теплица» для научных кадров. На территории Академгородка расположены отделения СО РАН и различные институты, наиболее известным из которых является Институт ядерной физики. В средствах массовой информации часто упоминается о разработках и открытиях, которые делали и продолжают делать новосибирские ученые.  Более того, в настоящее время Академгородок стал брать заказы из США на программное обеспечение, поэтому можно говорить о мировой известности данного научного комплекса. Научная составляющая имиджа Новосибирской области дополняется наукоградом Кольцово и расположенным на его базе центром вирусологии и микробиологии «Вектор». Эксперты также говорят о перспективе удачной конверсии – трансформации НПО «Вектор», который специализируется на создании бактериологического оружия, в центр фармакологии и биотехнологий. Таким образом, Кольцово может стать одной из новых «визитных карточек» Новосибирской области, так как демонстрирует себя бесконфликтным, динамично развивающимся центром науки, производства и конверсии.

В Новосибирской области работают 70 отраслевых научно-исследовательских институтов, более 100 крупных и 1700 малых предприятий, связанных с технико-внедренческой деятельностью. Опираясь на современную научную базу, используя новейшие технологии брендинга, Новосибирская область способна выйти на новый уровень в своем экономическом и социально-политическом развитии и внести важный вклад в развитие имиджа России в целом.

Новосибирскую область также можно оценить как прогрессивный центр для реализации и проведения спортивных мероприятий. На территории региона расположено огромное количество крупных площадок для проведения различный турниров соревнований регионального и международного уровня. В 2020 году в г. Новосибирске был открыт новый волейбольный центр «Локомотив», продолжается строительство нового ледового дворца спорта, который станет базой для проведения Молодёжного чемпионата мира по хоккею. Соревнования также проводятся на базе крупнейшего центра спортивной подготовки «Заря», Экспоцентра и спортивного комплекса «Вега», расположенного в г. Бердске.

  1. Политический имидж Новосибирской области. Главная цель конструирования позитивного политического имиджа Новосибирской области – налаживание взаимопонимания и взаимодействия между властью и гражданами, живущими в одном информационном и географическом пространстве, создание территориальной идентичности.

Рассмотрим состояние партийно-политического спектра в Новосибирской области. Данный регион традиционно выделяется среди остальных благодаря высокомууровню демократичности политической системы, широкому идеологическому спектру политических движений и наличию крупного и космополитичного административного центра – г. Новосибирска. Более того, в регионе представлен развитый некоммерческий сектори качественный потенциал гражданского участия.

Международные связи Новосибирской области оказывают существенное влияние на формирование позитивного международного имиджа региона и играют значительную роль в социально-экономическом и культурном развитии региона. Деятельность Правительства Новосибирской области в части развития и укрепления международных связей осуществляется в направлении углубления сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, наращивания потенциала сотрудничества с Азиатско-Тихоокеанским регионом и государствами Европейского союза, расширения приграничного сотрудничества.

Новосибирская область вызывает доверие к региону у целевых групп. В регионе зафиксирована политическая стабильность и желание Правительства области взаимодействовать с различными бизнес-структурами, обеспечивая приток инвестиций в региональный бюджет. Регион также пользуется доверием у других регионов и государств, о чем свидетельствует   установление и оптимизация всестороннего взаимовыгодного сотрудничества [5, с. 44]. Социальная напряженность различных слоев населения отсутствует, что положительно сказывается на социально-экономической жизни региона.

В заключение, необходимо отметить, что применение данной модели имиджа региона позволило оценитьего фактическоесостояние, получить детальное описание имиджа Новосибирской области в разрезе функциональных сторон жизнедеятельности региона, а также выявить те элементы имиджа региона, которые не соответствуют позитивному и должны быть реформированы и улучшены. Среди опрошенных мигрантов и резидентов региона положительные оценки получили следующие элементы модели: визуальный, природного-географический, экономический и культурно-исторический имидж. Социальный и политический имидж региона, по мнению опрошенных, необходимо улучшать. Тем не менее, формируемый годами позитивный имидж и привлекательность Новосибирской области остается одним из основных факторов современной миграции. Новосибирская область 10 лет является локальным центром притяжения для внутрироссийских и международных мигрантов, и эта тенденция в будущем будет только усиливаться.

Список литературы

  1. Алимова Г. С., Чернышев Б. Н. Имидж региона в системе оценки его конкурентоспособности [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fa.ru/fil/orel/science/nir/Documents/Migunova_st3.pdf (дата обращения: 28.02021).
  2. Галумов Э.А. Имидж против имиджа / Э. А. Галумов. – М.: Известия, 2010. – 552 с. 
  3. Золотухина Д. А. Стратегии формирования историко-культурного имиджа российских регионов:  на примере Костромской, Новгородской и Тульской областей : дис. ... канд. культурологии : 24.00.01 / Золотухина Дарья Александровна; [Место защиты: Моск. гос. Ун–т им. М.В. Ломоносова]. – М., 2011. – 184 с.
  4. Рыбаковский О. Л. Миграционная компонента демографического развития России / О. Л. Рыбаковский, О. А. Таюнова // Народонаселение. – 2016. – Т. 1. № 1 (71–1). – С. 90–97.
  5. Попков Ю. В. Межнациональные отношения на муниципальном уровне в оценках массового сознания (на примере города Новосибирска) / Ю. В. Попков // Знание. Понимание. Умение. – 201 – № 3. – С. 40-53.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary