ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

Авторы публикации

Рубрика

Прочее

Просмотры

99

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 32 (182), Август ‘24

Поделиться

Анализ этнополитических процессов базируется на методологических и теоретических платформах, которые задают рамки исследовательской работы в данной области. Этапы познания и соответственно критический осмотр структурных уровней в этих процессах обеспечиваются применением объективных научных методов. Процедурные аспекты, интегрированные в эту сферу, подразумевают глубокое изучение межэтнических взаимодействий, влияние культурной динамики на политические структуры, а также адаптацию социокультурных систем в условиях глобализации.

Этнополитические процессы издавна тесно связываются с феноменом этноса, ключевым понятием в политическом развитии и общественно-политической жизни. В понимании сущности этноса проявляется многоаспектность из-за множества подходов, относящихся к роли и значению этого термина. Углубления в теоретический разбор начинаются с термина 'этнос', который, имея древнегреческую этимологию («ethnos»), на протяжении веков эволюционировал от обозначения сообществ вообще до маркера народов с негреческой сущностью. С давних времен этнос рассматривается как особый, многогранный конструкт: от первоначального применения слова для указания на группы людей и существ до его использования, связанного с негреческими народами. Понимание этноса варьируется от его употребления в узком значении, обозначающем конкретную этническую общность, до широкого – отражающего комплексную взаимосвязь этнических и социально-экономических факторов. Особенно значимым оно становится при анализе исторически оформившихся групп, устойчиво проживающих на одной территории, и обладающих ярко выраженными характеристиками в языке, культуре, психологии и самосознании, объединенных под общим этнонимом.

В рассмотрении этного термина до XVIII века наблюдается ограниченность применения, однако, начиная с XIX столетия, значение слова «этнос» расширяется, вступая в синонимические отношения с понятием «народ».

Терминологическая эволюция зафиксировала изменение значений «нации» и «народа», где «нация» стала отражать западные «цивилизованных» государства, а термин «народ» уступил место «народности». Современная эпистемология предлагает три различные рационализации этничности. С одной стороны, традиционная концепция называет этничность «ощутимой реальностью», делая акцент на общности, определяемой по крови, территории, языку и религии. С другой стороны, культуроантропологи рассматривают этничность скорее как символическую сферу.

Каждая интерпретация повлекла за собой ряд объективных характеристик, рассматриваемых как составляющие этническую идентичность. В целях анализа культурной динамики, важно учитывать эти различные ракурсы и подходы, признавая их влияние на образование нашего представления о социальных группах.

Научная мысль России 90-х годов XX века предложила каноническую классификацию для теоретических построений этничности. Львиная доля этих учений стремится расшифровать и каталогизировать феномен этничной принадлежности, опираясь на различные подходы и интерпретации.

Доктрина эссенциализма, истоки которой уходят в латинское понятие «essentia», воздает социальным коллективам статус обладателей врождённого комплекта атрибутов и черт, нередко привязывая их к чисто биологическому, то есть генетическому, происхождению народов. Этот подход считает отличительные особенности нации или этноса неизменными и предначертанными, что подчёркивает их устойчивость во времени.

Э. А. Паин, в своём фундаментальном труде, представил дефиницию примордиализма. Определение это синхронизируется с идеями Э. Шилза и его школы мысли, подчёркивая древние корни и первоначальную значимость этнических групп общества.

Культуроантропологи, приверженцы К. Гирца и Леви-Стросса, понимают этничность в качестве единой символической среды, «паутины значений», которая формирует особую ткань связей между членами определенной этнической общности, выделяя ее из числа прочих. Данный подход акцентирует на особенности символических конструктов, согласно которым этническая группа идентифицирует себя и окружающих.

Этничность как система общепринятых поведенческих стандартов и стереотипных реакций также подвергается тщательному анализу на предмет социальных условностей, примкнув к дискуссии о модальных чертах национального характера. Однако углубленный взгляд раскрывает, что концепция этничности переходит рамки одних лишь стереотипов.

В 1990-х годах, в академических кругах России сложилась структура классификации теорий этничности, которая и сегодня служит основой для научных изысканий.

В этот канон был введен эссенциализм — изучение этничности через призму постоянных и предопределенных атрибутов национальной идентичности, часто ассоциированных с биологической предопределенностью (кровно-генетическим происхождением).

Базисная концепция примордиализма в контексте российской академической традиции была представлена Э. А. Паином, опирающимся на подходы Э. Шилза и его адептов. Согласно примордиалистскому взгляду, этничность представляется как коренное, неотъемлемое свойство общности. Изначальная и первичная, она становится фундаментом групповой идентичности и взаимной поддержки внутри этнической группы. Признаки этничности, проявляющиеся в культурных обычаях и социальной деятельности, сохраняют свою непрерывность и долговременность, распространяясь меж поколениями. Как свидетельствуют исследования примордиалистов, эти атрибуты этнической стабильности и сохранения прошлого часто уходят корнями в древние времена, зарождающиеся еще в эпоху племенных сообществ, и сохраняются до современности.

В контрасте с этим, конструктивизм, зарекомендовавший себя как значимая научная теория в области этнологии, рассматривает нацию и этнические общности как социальные конструкты, то есть субъективно созданные группы, сконструированные культурным взаимодействием. В наше время эта парадигма приобрела широкое признание в социальных науках, привлекая внимание большинства этнологов через призму социокультурных изысканий.

Активность этносов в контексте этничности, которая приобретает актуальность ввиду преобразований социальной структуры, является ключевым аспектом в выявлении этнополитического процесса. Такой процесс характеризуется сочетанием факторов, в числе которых находятся исторические, социально-экономические, культурные и политические. Они в совокупности определяют динамику политических процессов, специфичных для отдельно взятого этноса.

Список литературы

  1. Абдулатипов, Р.Г. Этнополитология: [этнос и государство, этнополитика гос. устройства в России, этнополит. конфликты: причины и пути их разрешения]: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 020200 "Политология" / Р.Г. Абдулатипов; Р.Г. Абдулатипов. – М. и др.: Питер, 2004. – 313 с. – (Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга). – ISBN 5-94723-575-7. – EDN QOCWHD
  2. Андерсон, Бенедикт Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева; вступ. ст. С. П. Баньковской. – М.: Кучково поле, 2016. – 416 с.
  3. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса / Ю.В. Бромлей; послесл. Н.Я. Бромлей. - 2-е изд., доп. - Москва: URSS: Изд-во ЛКИ, 2008. – 436 с.
  4. Этнография: Учебник / Под ред. Ю.В. Бромлея и Г.Е. Маркова. – М.: Высш. школа, 1982. – 320 с., ил. – Авт. указ. в предисловии и оглавлении
  5. Геллнер Э. Нации и национализм: Пер. с англ./ Ред. и послесл. И.И. Крупника. – М.: Прогресс, 1991. – 320 с.
  6. Дашдамиров, Афранд Фридунович. Национальная идея и этничность: (Азерб. идея в этнокультур. интерьере) / Дашдамиров Афранд Фиридун оглы; Рос. акад. наук, Центр по изучению межнац. отношений Ин-та этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая. - Москва: ИЭА, 1996. - 54 с.; 21 см.; ISBN 5-201-00915-8: Б. ц.
  7. Паин Э.А. Этничность, нация и политика: критические очерки по этнополитологии / Эмиль А. Паин. – М.: Новое литературное обозрение, 2023. – 392 с.
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее