Научные исследования подтверждают, что начальная школа играет ключевую роль в формировании основ для развития творческого мышления. Именно в период младшего школьного возраста у детей закладываются психологические основы, способствующие формированию интересов, склонностей и потребностей, необходимых для проявления творческой активности. В этом возрасте также развивается любознательность, формируются умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать факты, делать выводы и оценивать свою деятельность. Под воздействием обучающей среды у детей расширяется воображение, стимулируется фантазия, проявляется активность, инициатива, а также развиваются творческие способности. Исследования развития творческих способностей привлекли внимание как отечественных, так и зарубежных ученых. Некоторые ученые, такие как Б. М. Теплов, Я. А. Пономарев и др., сфокусировались на психологической природе творческих способностей, творчества и креативности. Другие, вроде Д. П. Гилфорда, Э. П. Торренса и др., разработали диагностические методики для определения уровня развития творческих способностей и тестов на креативность. Третьи же, такие как Р. Г. Казакова, Е. М. Седова, Т. И. Сайганова и др., создали нетрадиционные методики рисования, испытали специальные образовательные программы, методики и формы работы с младшими школьниками. В исследовании, проведенном группой ученых (Л. И. Шаханина и др.), были использованы нетрадиционные методы рисования с целью стимулирования креативного мышления у детей младшего школьного возраста. Ученые отметили, что при анализе творческого мышления необходимо учитывать интеллектуальный потенциал детей, соответствующий их возрасту и развитию. Например, исследование С. М. Чурбановой показало, что результаты решения дивергентных задач зависят от уровня интеллектуальной подготовки детей.
Общее образование: Индивидуально-дифференцированный подход, основанный на принципах системности и последовательности, учитывает возрастные особенности детей. С 1 сентября 2022 года во всех школах России начали действовать обновленные Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования, которые предоставляют педагогическим работникам больше возможностей для выбора методик обучения и воспитания, методов оценки знаний и использования разнообразных форм организации образовательной деятельности учащихся. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст. в соответствии с пунктом 47, подпунктом 3, основные профессиональные права педагогических работников закреплены следующим образом: «Педагогические работники обладают правом на свободу выбора и применения педагогически обоснованных форм, средств и методов обучения и воспитания». Следовательно, преподаватель при изучении конкретных тем в рамках уроков изобразительного искусства имеет право выбирать методики, средства и приемы обучения, включая нестандартные техники. Например, в процессе обучения изобразительному искусству преподаватель может использовать нетрадиционные методы рисования. Необычные техники рисования представляют собой эффективный метод стимуляции воображения, творческого потенциала и выражения индивидуальности. Важно отметить, что не только дети, но и взрослые любят заниматься тем, в чем у них получается хорошо. Особенно это касается рисования у детей. Однако использование карандашей и кистей требует определенного уровня мастерства, знания техник рисования, сложившихся методов работы и практических навыков. Если у ребенка отсутствуют эти навыки, то у него быстро пропадает интерес к этому виду деятельности. Ведь, прикладывая усилия, он не получает желаемого результата, который соответствует его замыслу или изображаемому объекту. В сравнении с традиционными методами, нетрадиционные техники рисования не требуют от детей высокого уровня навыков в рисунке. Дети учатся сочетать различные материалы. Это способствует чувству успеха у учащихся, поддерживает их мотивацию к изобразительной деятельности. Нетрадиционные методы предоставляют разнообразные возможности художественного выражения и помогают детям быстрее достигать желаемого результата, способствуя развитию их творческих способностей в младшем школьном возрасте. Изучив опыт работы педагогов, можно сделать вывод о том, что использование нетрадиционных техник рисования существенно влияет на развитие личности детей. Ученики начальной школы становятся более самостоятельными, уверенными в себе и своих способностях. Применение нетрадиционных методов рисования способствует раскрытию потенциала каждого ребенка.
Исследования в области образования показывают, что использование нетрадиционных методов рисования на уроках изобразительного искусства способствует поддержанию высокой активности учащихся на протяжении всего урока. Эти методы не только не утомляют детей, но и вдохновляют их. Нетрадиционные техники предоставляют детям свободу для самовыражения, позволяя выразить свои эмоции и чувства через рисунок. Кроме того, они способствуют повышению самооценки учащихся, так как уверенность в своих способностях не позволяет им бояться ошибок, что, в свою очередь, способствует развитию активного познавательного процесса у учеников.
В начале моего исследования я сформулировала гипотезу, что развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства будет эффективным при выполнении следующих педагогических условий:
- Определение текущего уровня развития творческих способностей детей младшего школьного возраста;
- Разработка и внедрение системы занятий по изобразительному искусству с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на стимулирование творческих способностей учащихся.
В ходе исследования проведен сравнительный анализ результатов, который позволил выявить положительную динамику в развитии творческих способностей детей. Для подтверждения данного предположения было проведено исследование в МАОУ «Гимназия №3» в городе Балашиха. Данная работа охватывает детей младшего школьного возраста на протяжении всего периода обучения в начальных классах. Представленный эксперимент представляет собой лишь часть работы педагога с учащимися четвертого класса, демонстрирующей систему работы учителя с использованием нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства.
В рамках исследования приняли участие 25 учащихся 4 «Б» класса, включая 16 девочек и 9 мальчиков. На первом этапе исследования был проведен анализ уровня развития творческих способностей учащихся с применением теста Э. П. Торренса. Для проведения диагностики творческого мышления была использована методика «Круги», которая заключалась в задании учащимся преобразовать одинаковые круги в разнообразные изображения. Ученикам давалась возможность создавать рисунки как вокруг круга, так и внутри него, используя при этом новые круги для каждого изображения.
В ходе эксперимента детям было предложено создать уникальные рисунки, не похожие друг на друга. Каждый рисунок требовалось назвать, и работа должна была выполняться слева направо в течение 10 минут. Оценка результатов проводилась по трем критериям: скорость выполнения, гибкость мышления и оригинальность. После диагностики результаты были проанализированы и подсчитаны путем суммирования баллов. Общий балл отражал уровень творческого мышления каждого ученика.
В процессе творческой деятельности ключевым критерием является оригинальность продукта. Когда ребенок следует строго инструкциям учителя, результат его работы, основанный на чужой задумке, не может считаться творчеством, даже если самому ребенку он кажется новым и удивительным. Однако, когда ученик применяет собственное мышление для решения задачи, это способствует развитию его умения решать нестандартные задачи, что и является сущностью творческого процесса. Большинство знаний, навыков, умений, компетенций и способностей учащихся могут быть разделены на уровни их сформированности.
Я предлагаю классификацию уровней сформированности творческих способностей младших школьников. Представленная информация приведена в таблице 1.
В данной работе была проведена характеристика уровней развития творческих способностей детей младшего школьного возраста, основанная на исследованиях Л. А. Лебедевой и дополненная мной.
На высоком уровне развития творческих способностей находятся учащиеся, способные взять на себя ответственность за выполнение задания, проявляющие желание принимать решения и свободно выражать свои действия и состояния. Они обладают высоким уровнем мышления и воображения, не боятся творить нестандартное и оригинальное, и не требуют постоянной помощи учителя. Учитель в данном случае выступает в роли наставника, направляя развитие потребности этих детей в творческой деятельности.
Уровень средний: у учащихся данной категории наблюдается значительное развитие логического и наглядно-образного мышления. Они способны к самостоятельной работе, однако иногда требуют помощи со стороны преподавателей. Возможно выполнение заданий, требующих творческого подхода, хотя оригинальность и воображение не всегда проявляются на практике.
Уровень низкий: данный уровень характеризует учеников, способных к усвоению новых знаний и выполнению заданий, но пассивных в творческой деятельности. Этим учащимся требуется больше времени на размышления при решении творческих задач, поэтому они предпочитают получать помощь от учителей. Их подход к решениям стандартен, не проявляется оригинальность, самостоятельность и инициативность.
В рамках формирующего эксперимента на уроках изобразительного искусства с участием учащихся 4 «Б» класса был уделен особый акцент на применение принципа систематичности и последовательности. Этот принцип лег в основу последовательного усложнения заданий.
Был проведен цикл уроков по изобразительному искусству, включающий темы: «Страна восходящего солнца» в технике «ватные палочки»; «Праздник в городе» в технике «набрызг»; «Города в пустыне» в технике «аэрография»; «Пейзаж родной земли» в технике «солевая живопись» и другие.
Принцип систематичности и последовательности на уроках изобразительного искусства проявлялся в том, что учащиеся систематически работали с нетрадиционными техниками рисования на всех уроках изобразительного искусства.
В первоначальном этапе обучения дети овладели простой техникой, используя "ватные палочки". Постепенно и систематически они переходили к более сложным методам, таким как "набрызг" и "аэрография", и в итоге осваивали более сложные техники, включая "сольную живопись". Такие уроки способствовали развитию творческих способностей у детей младшего школьного возраста.
Приведем фрагменты содержательных характеристик отдельных уроков. Например, на уроке "Страна восходящего солнца" дети занимались нетрадиционной техникой рисования "ватными палочками", изображая цветущую сакуру и детали ее лепестков.
Данная техника рисования позволила более естественно передать внешний вид цветков дерева. Для ее освоения использовались бумага для акварели, гуашь, тонкая кисть, обычный карандаш, стакан с водой, клеенка, тряпка, а также палитра для разведения красок с водой и ватные палочки для создания цветовых акцентов. На уроке "Праздник в городе" использовалась нетрадиционная техника "набрызг", при помощи которой ученики рисовали задний план. Суть этой необычной техники заключалась в разбрызгивании капель краски. Набрызг представляет собой создание образов с помощью брызг краски, и представляет собой простую и увлекательную технику для художественного творчества.
В рамках урока "Города в пустыне" была проведена работа с акварелью или гуашью, разведенными водой, на бумаге для акварели. Для нанесения краски использовались инструменты, такие как пластиковая расческа и зубная щетка. Техника рисования "аэрография", представленная в данном уроке, напоминает технику "набрызг", с которой ученики уже были знакомы. Однако в этой нетрадиционной технике были также использованы шаблоны для создания особых эффектов.
В результате проведенного исследования было обнаружено, что использование новых методик позволило сделать учебный процесс более увлекательным для детей.
После проведения итоговой диагностики было выявлено, что у четвероклассников наблюдается улучшение результатов в развитии их творческих способностей. Только три человека (12% от общего числа участников исследования) продемонстрировали низкие показатели. Количество учеников среднего уровня развития творческого мышления увеличилось на одного человека, достигнув 48%. В то же время количество детей с высоким уровнем творческого мышления увеличилось с 12% до 40% от общего числа участников, что составило 7 человек.
В результате анализа данных можно утверждать, что уровень развития творческих способностей учащихся, оцениваемый по таким параметрам, как скорость, гибкость и оригинальность, продемонстрировал положительную динамику. Наблюдается улучшение творческих способностей у детей. Кроме того, помимо успешного развития творческих способностей четвероклассников, были отмечены положительные изменения в личностной сфере учащихся, принимавших участие в исследовании.
В ходе исследования было замечено, что у детей начали развиваться рефлексивные навыки. Например, Маргарита С. стала более качественно выполнять домашние задания и проявлять интерес к учебе. Вероника Г. показала заметное улучшение в учебной деятельности, стала более аккуратной в ведении записей и выполнении заданий. Анна М. смогла преодолеть страх неудачи в рисовании и с увлечением приступила к урокам изобразительного искусства. У всех детей исчезли страх перед ошибками и неуверенность, как в процессе рисования, так и на других уроках. Эти результаты позволяют предположить, что использование нетрадиционных методов в рисовании способствует не только развитию творческих способностей, но и формированию личности в целом. Данное явление может стать объектом дальнейших исследований.
Как было отмечено ранее, исследования, основанные на использовании нетрадиционных методов рисования, проводятся в рамках современной системы образования.
Список литературы
- Дубровина И. В., Данилова Е. Е., Прихожан А. М. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2017. 464 с.
- Психология творчества: школа Я. А. Пономарёва / ред.-сост. Д. В. Ушаков. М.: Институт психологии РАН, 2006. 624 с.
- Казакова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Занятия по рисованию с дошкольниками. М.: Сфера, 2020. 128 с.
- Шаханина Л. И., Федорищева Е. В., Рыжкова О. В., Чепиженко З. И. Нетрадиционное рисование как один из способов развития креативного мышления младших школьников // Научно-метод. электронный журнал «Концепт». 2015. Т. 38. С. 191–195. URL: http://e-koncept.ru/2015/45146.htm. (дата обращения: 10.04.2023)
- Чурбанова С. М. Развитие творческого мышления в детском возрасте // Национальный психол. журнал. 2018. Т 1 (29). С. 88–97
- Горина Л. В., Колесниченко Ю. Ю. Проблема оценки качества художественного образования в дошкольном учреждении // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2013. № 4
- Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования»
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 17.02.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023)]: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012. М.: Эксмо, 2023. 224
- Меньшикова Е. А. Психология: возрастная и педагогическая психология: развитие активной познавательной позиции у младших школьников: учебно-метод. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2013. 160 с.
- Туник Е. Е. Диагностика творческого мышления: креативные тесты // Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». 2006. Вып. 5 (11). 24.08.2006. С. 14–19
- Лебедева Л. А. Повышение интеллектуального уровня обучающихся через развитие творческих способностей
- Подласый И. П. Педагогика: учебник. М.: Высшее образование, 2006. 540 с.
- Рабочая программа по изобразительному искусству образовательной системы «Начальная школа XXI века»