Введение: На современных этапах развития ребёнка, детское рукоделие признано как один из способов раскрытия познавательных процессов, и один из самых подходящих источников развития для детей, который наполнен положительными эмоциями, развитием творческих способностей. Как правило, дети начинают посещать кружки дополнительного образования в старшем дошкольном или младшем школьном возрасте. В этом возрасте, в процессе обучения воспринимается и перерабатывается головным мозгом ребёнка уже большой объём информации, что активизирует развитие многих мыслительных способностей с дальнейшей оптимизацией этих качеств. Мотивация и интерес к учебной деятельности, стремление делать вещи своими руками и получать от этого положительные эмоции, выводит умственное развитие ребёнка на новый уровень роста творческой личности.[1]
Цель исследования: Педагогический аспект обучения декоративно - прикладным творчеством в детском возрасте 5 -7 лет, и 8 -17 лет. Уникальность требований в учебной дисциплине, развитие интеллектуальных способностей, а также целесообразность акцента в процессе созидательной деятельности.
Материалы и методы исследования: Значимость и педагогическая целесообразность программы «Цветик - семицветик», для старшего дошкольного и младшего школьного возраста, создаёт особо положительно развивающую среду для определения и дальнейшее развитие общих и творческих способностей у детей. Что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию таких необходимых человеческих качеств как доброта, трудолюбие, отзывчивость, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность, стремление к прекрасному. Творческая деятельность с применением разнообразных техник - это маленькая игра, которая позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, даёт полную свободу для самовыражения, даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. способствует эстетическому и нравственному развитию, расширению кругозора, развитию мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления, воображения, волевых качеств. Отличительной особенностью программы, предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах творчества и уже на этих ранних ступенях развития выбрать полюбившееся дело. Продолжая совершенствоваться именно в том виде деятельности, который импонирует именно ему. Программа направлена на развитие фантазии, наблюдательности, воспитания трудолюбия, аккуратности. Все это в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус. Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Искусница», разработанная для детей от 8 – до 17 лет, предоставляет возможность детям в условиях детского объединения дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни. Программа имеет художественную направленность, так как ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах декоративно-прикладного искусства, знакомит с различными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением дома, быта, изготовлении сувенирной продукции. Отличительная особенность программы, совмещает в себе шесть направлений – это макраме, валяние из шерсти, вышивка ленточками, вязание крючком, «декупаж», работа с кожей (плоскостные и объемные композиции). Материал дается от простого к сложному. на протяжении всего времени обучения, задачи и задания постепенно усложняются, увеличивается объём получаемой визуальной и практической информации. Разработана, для детей владеющих начальными навыками прикладного творчества. Все техники легко дополняют друг друга в готовом изделии. В данную программу включен региональный компонент, в связи с чем предусмотрено изготовление изделий, связанных с Байкалом: брелок «Нерпёнок – белек»; Брошь "Стихия Байкала"; Панно «Байкал»; Беседа «Байкал – жемчужина Сибири». [3]
Результаты исследования и их обсуждения: Развитие личности ребёнка происходит в социальной среде, где возможно проследить за уровнем эмоциональной зрелости, самооценкой, умением находить общий язык с другими детьми и взрослыми. Занятия творческими видами искусств, ориентировано, прежде всего, на развитие интеллектуальной сферы деятельности ребёнка, интереса к познанию окружающего мира и себя. Оно предполагает развитие силы воли, памяти и мышления как основных условий познавательного и образовательного процесса. Формирование культуры интеллектуального труда, стимулирование интереса к работе с подручным материалом, и новыми информационными технологиями. [2] К концу учебного года, на занятиях юные мастера в группе «Цветик – семицветик», создают сувениры, украшения, панно в техниках: тестопластика, оригами, декупаж, макраме, декоративная обработка кожи. А также развивают личностные качества – самостоятельность, широта кругозора, способность к творчеству. Предполагается, что к концу учебного года дети в группе «Искусница», овладеют техниками: макраме, вышивка ленточками, мокрое и сухое валяние, декупаж, вязание крючком, декоративная обработка кожи. А также, будут сформированы личностные качества, такие как воспитанность, любознательность, доброжелательность, усидчивость, творческая активность и трудолюбие. Результативность педагогической деятельности, и достигнутый эффект оценивается тестированием сформированности навыков обучающихся. С целью выявления возможности совершенствования навыка у каждого ребёнка и определяя индивидуальные особенности для дальнейшего обучения.[3]
Выводы: Таким образом, эффективность работы по формированию интеллектуальной сферы личности ребёнка, во многом зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной деятельности стать заинтересованным и интересным соучастником этого процесса. Объединение усилий педагогов дополнительного образования, делают перспективными систематические занятия с детьми по прикладному творчеству. Мотивация и интерес к учебной деятельности, стремление и желание научиться и выполнять высокохудожественные работы .Уровень познавательных процессов уже в младшем школьном возрасте , отвечает за восприятие, воображение и мышление, наличие навыков необходимых для определённых творческих работ.[1]
Заключение: В начале нового тысячелетия мастера возвращаются к традиционным ремёслам прежних поколений, но перерабатывают их по новому, предлагая большой выбор поделок. Даются возможности для становления детского творчества и дальнейшего его развития. Народное декоративно - прикладное искусство относится к способам трансляции духовного опыта сквозь поколения. Главные ценности культуры всегда находили отражение в окружающих предметах. Декор отражал, как модные тенденции, так и важные основы общественной жизни, подчеркивая национальную идентичность народа.[1]
Список литературы
- Н.Бордовская. А.Реан.; Педагогика / Н.Бордовская. А.Реан/ Москва; Санкт – Петербург; Издательский дом « Питер» 2008, .296 стр.
- БУ ЧР ДПО Чувашский Республиканский институт образования /Социальные и педагогические вопросы образования/ Чебоксары. Издательский дом «Среда» 2020,. 204 стр.
- Е.Н.Грачёва: Программа разработана на основе авторской программы "Волшебное искусство" / автор Грачева Е.Н./Иркутск, утв. 31.03.2011 протокол №6 ЦИМПО.22 стр.