Педагогический процесс, обеспечивающий развитие ребенка в рамках творческих технологий на современном этапе

Педагогический процесс, обеспечивающий развитие ребенка в рамках творческих технологий на современном этапе

В  статье проанализирован  педагогический  аспект  образования детского поколения, творческими  видами искусств, рассуждения  о возможностях  развития  детей  на  примере  занятий  декоративно – прикладным искусством. Формирование  сферы  психического  развития ребёнка и создание новых материальных и духовных ценностей, на  котором,  строится  идеология становления личности ребёнка.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 28 (30), сентябрь ‘21

Поделиться

Введение:  На  современных  этапах  развития  ребёнка,  детское  рукоделие  признано  как  один из способов  раскрытия  познавательных  процессов, и один из  самых подходящих  источников развития для детей, который наполнен  положительными  эмоциями, развитием  творческих  способностей. Как  правило, дети  начинают  посещать  кружки  дополнительного  образования  в  старшем дошкольном или младшем  школьном  возрасте. В  этом  возрасте, в  процессе  обучения  воспринимается  и  перерабатывается  головным  мозгом  ребёнка  уже  большой  объём  информации, что  активизирует  развитие  многих  мыслительных  способностей  с  дальнейшей  оптимизацией  этих  качеств. Мотивация  и  интерес  к  учебной   деятельности, стремление  делать  вещи  своими  руками  и  получать  от  этого положительные  эмоции, выводит  умственное  развитие  ребёнка  на  новый  уровень  роста  творческой  личности.[1]

Цель  исследования: Педагогический  аспект обучения декоративно -  прикладным  творчеством   в  детском  возрасте 5 -7 лет, и 8 -17 лет. Уникальность требований в учебной дисциплине, развитие  интеллектуальных  способностей, а также целесообразность  акцента в процессе  созидательной  деятельности.

Материалы  и  методы  исследования: Значимость  и педагогическая целесообразность программы «Цветик - семицветик», для старшего дошкольного и младшего школьного возраста,   создаёт особо положительно развивающую среду для определения и дальнейшее развитие общих и творческих способностей у детей. Что может способствовать не только их приобщению к творчеству, но и раскрытию таких необходимых человеческих качеств как доброта, трудолюбие, отзывчивость, ответственность, дисциплинированность, самостоятельность,  стремление к прекрасному. Творческая  деятельность с применением разнообразных техник - это маленькая игра, которая позволяет детям почувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, даёт полную свободу для самовыражения, даёт возможность для развития творческих способностей дошкольников. способствует эстетическому и нравственному развитию, расширению кругозора, развитию мелкой моторики пальцев рук, сенсорного восприятия, глазомера, логического мышления,  воображения,  волевых качеств. Отличительной особенностью программы, предоставляется возможность попробовать свои силы в разных видах творчества и уже на этих ранних ступенях развития выбрать полюбившееся дело. Продолжая совершенствоваться именно в том виде деятельности, который импонирует именно ему. Программа направлена на развитие фантазии, наблюдательности, воспитания трудолюбия, аккуратности. Все это в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус. Актуальность и педагогическая целесообразность программы «Искусница», разработанная для детей от 8 – до 17 лет, предоставляет возможность детям в условиях детского объединения  дополнительного образования в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни. Программа имеет  художественную  направленность, так как  ориентирована на развитие общей и эстетической культуры обучающихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко выраженный креативный характер, предусматривая возможность творческого самовыражения, творческой импровизации. Содержание программы расширяет представления учащихся о видах, жанрах декоративно-прикладного искусства, знакомит с  различными техниками, формирует чувство гармонии и эстетического вкуса. Дети могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением дома,  быта, изготовлении сувенирной продукции. Отличительная особенность программы, совмещает в себе шесть  направлений – это макраме, валяние из шерсти, вышивка ленточками, вязание крючком, «декупаж», работа с кожей (плоскостные и объемные композиции). Материал дается от простого к сложному. на протяжении всего времени обучения, задачи и задания постепенно усложняются, увеличивается объём получаемой визуальной и практической информации.  Разработана, для детей владеющих начальными навыками прикладного творчества. Все техники легко дополняют друг друга в готовом изделии. В данную программу включен региональный компонент,  в связи  с чем  предусмотрено изготовление изделий, связанных с  Байкалом: брелок «Нерпёнок – белек»; Брошь "Стихия Байкала"; Панно «Байкал»; Беседа «Байкал – жемчужина Сибири». [3]

Результаты  исследования  и  их  обсуждения: Развитие  личности  ребёнка  происходит  в  социальной  среде, где  возможно  проследить  за  уровнем  эмоциональной  зрелости, самооценкой, умением  находить  общий  язык  с  другими  детьми  и  взрослыми. Занятия  творческими  видами  искусств,  ориентировано,  прежде  всего,  на  развитие  интеллектуальной  сферы  деятельности  ребёнка, интереса  к  познанию  окружающего  мира  и  себя. Оно  предполагает   развитие  силы  воли, памяти  и  мышления  как  основных  условий  познавательного  и  образовательного  процесса.  Формирование  культуры  интеллектуального  труда, стимулирование  интереса  к  работе  с  подручным  материалом, и  новыми  информационными  технологиями. [2] К концу учебного года, на занятиях юные мастера в группе «Цветик – семицветик», создают сувениры, украшения, панно в техниках: тестопластика, оригами, декупаж, макраме, декоративная обработка кожи. А  также  развивают   личностные   качества – самостоятельность, широта  кругозора, способность  к  творчеству. Предполагается, что к концу учебного года дети в группе «Искусница», овладеют техниками: макраме, вышивка ленточками, мокрое и сухое валяние, декупаж, вязание крючком, декоративная обработка кожи. А также, будут сформированы личностные качества, такие как воспитанность, любознательность, доброжелательность, усидчивость, творческая активность и трудолюбие. Результативность  педагогической  деятельности, и достигнутый  эффект  оценивается  тестированием  сформированности  навыков обучающихся. С целью  выявления  возможности  совершенствования  навыка  у  каждого  ребёнка  и  определяя  индивидуальные  особенности  для  дальнейшего  обучения.[3]

Выводы: Таким  образом, эффективность  работы  по  формированию   интеллектуальной  сферы  личности  ребёнка,  во  многом  зависит  от  педагога, задача  которого,  выступая  организатором  учебной  деятельности  стать  заинтересованным  и  интересным  соучастником  этого  процесса. Объединение  усилий  педагогов  дополнительного  образования,  делают  перспективными   систематические  занятия  с  детьми  по  прикладному  творчеству. Мотивация  и  интерес  к  учебной  деятельности, стремление  и  желание  научиться  и  выполнять   высокохудожественные  работы .Уровень  познавательных  процессов  уже  в  младшем  школьном  возрасте , отвечает  за  восприятие, воображение и  мышление, наличие  навыков  необходимых для  определённых  творческих  работ.[1]

Заключение: В начале  нового  тысячелетия  мастера  возвращаются  к  традиционным  ремёслам  прежних  поколений, но  перерабатывают  их  по  новому, предлагая большой  выбор поделок. Даются  возможности  для  становления  детского  творчества  и  дальнейшего  его  развития.  Народное декоративно - прикладное искусство относится к способам трансляции духовного опыта сквозь поколения. Главные ценности культуры всегда находили отражение в окружающих предметах. Декор отражал, как модные тенденции, так и важные основы общественной жизни, подчеркивая национальную идентичность народа.[1]

Список литературы

  1. Н.Бордовская. А.Реан.; Педагогика / Н.Бордовская. А.Реан/ Москва; Санкт – Петербург; Издательский дом « Питер» 2008, .296 стр.
  2. БУ ЧР ДПО Чувашский Республиканский институт образования /Социальные и педагогические вопросы образования/ Чебоксары. Издательский дом «Среда» 2020,. 204 стр.
  3. Е.Н.Грачёва: Программа разработана на основе авторской программы "Волшебное искусство" / автор Грачева Е.Н./Иркутск, утв. 31.03.2011 протокол №6 ЦИМПО.22 стр.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary