На сегодняшний день скорая медицинская помощь выступает в качестве одного из ключевых видов медицинской помощи в каждом регионе, поскольку позволяет своевременно получить квалифицированную помощь специалистов, сократить сроки лечения, избежать или снизить число летальных исходов или случаев инвалидности. По этой причине обеспечение слаженной и эффективной работы системы предоставления скорой медицинской помощи должно иметь приоритетный характер среди всех направлений развития медицины в стране, основные же элементы механизма необходимо модернизировать постоянно по мере происходящих социально-экономических и технологических изменений.
Система оказания скорой медицинской помощи города федерального значения Севастополь в настоящий момент представляет собой сложную структуру специализированных медицинских учреждений, оказывающих неотложную, а также экстренную помощь населению в случае необходимого срочного медицинского вмешательства независимо от территориальной расположенности и ведомственной подчиненности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации [4]. Важнейшую роль в обеспечении неотложной/экстренной помощи играет государственное бюджетное учреждение «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф», которое осуществляет круглосуточную скорую медицинскую помощь больным и пострадавшим посредством централизованного приема и сортировки вызовов и управления бригадами [2]. Непосредственную работу станций осуществляет 9 общепрофильных бригад и 74 специализированных машины [5].
Так, отрасль скорой медицинской помощи в Севастополе обладает рядом преимуществ, в число которых входит широкая сеть подстанций и высокая степень их укомплектованности, советующие нормативам санитарные автомобили, наличие АСУ «Управление станцией скорой медицинской помощи», полное и своевременное финансирование из государственного бюджета, интегрированность информационной системы «Центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф» с информационными системами других экстренных служб и навигационной системой ГЛОНАСС [4]. Однако необходимо отметить, что для данной отрасли характерно и множество слабых сторон, которые в совокупности с изменяющимися внешними социально-экономическими условиями становятся рисками, способными нанести ущерб отрасли предоставления скорой медицинской помощи и затормозить ее развитие в регионе. Далее рассмотрим такие риски и возможные пути их устранения:
1. Низкий уровень социального статуса и престижа профессии работника СМП может негативно повлиять на степень укомплектованности системы СМП кадрами. В целях минимизации данного риска представляется возможным расширение программ обучения и повышения квалификации для специалистов, развитие мер социальной поддержки медицинских работников, применение информационных, интернет-технологий с целью формирования позитивного общественного мнения о профессии, возможностях карьерного роста и условиях поддержки работников, организация просветительских мероприятий и акций для повышения осведомленности о работе в скорой помощи.
2. Недостаточное финансирование сферы в связи со вложением бюджетных средств в более актуальные на данный момент отрасли может привести к снижению обеспеченности и качества оказываемой неотложной помощи населению субъекта. Поэтому необходимо своевременно принять меры по стандартизации и тарификации платных услуг, предоставляемых Центром медицины катастроф, развитию инвестиционной привлекательности и установлению партнерских отношений с частными компаниями, совершенствованию финансовой прозрачности и эффективности использования бюджета (внедрение системы мониторинга и оценки использования средств).
3. Отток медицинских кадров в другие учреждения здравоохранения или регионы приведет увеличению нагрузки на действующий персонал, последствия чего могут быть устранены за счет повышения уровня заработной платы и предоставляемых бонусов за высокое качество работы, обеспечения комфортных и безопасных условий труда, внедрения стимулирующих долгосрочных контрактов, регулярной оценки профессиональных компетенций и оказываемых услуг.
4. Рост неудовлетворенности населения качеством данного вида услуг и скоростью их предоставления. Решение данной проблемы может осуществляться в рамках проведения комплекса мероприятий по повышению имиджа службы в скорой в СМИ и медиа-пространстве, усиления информационно-разъяснительной работы.
5. Увеличение числа кадров с низким уровнем квалификации и недостаточным опытом работы в сфере СМП непосредственно повлияет на качественный и количественный уровень предоставляемой медицинской помощи, усилит нагрузку на систему, поэтому необходимо совершенствование системы подготовки и переподготовки квалифицированных кадров, а также развитие механизмов мотивации и оплаты труда персонала.
6. Медицинские риски, связанные с возникновением врачебных ошибок, влекущих ущерб здоровью пациента, могут быть минимизированы при помощи систематического обучения медицинского персонала, проведения периодического разбора кейсов с разработкой плана корректирующих мероприятий.
7. Технические риски, влекущие сбои с используемыми информационными системами управления, могут быть сведены к минимуму при помощи постоянного обслуживания и модернизации технического оборудования и программного обеспечения, создания системы облачного хранения данных и создание системы дублирования, обучения медицинского персонала наиболее эффективным способам использования информационных технологий и протоколов.
8. Организационные риски развития отрасли и реализации ее стратегических документов могут возникать ввиду изменения приоритетов развития соответствующих учреждений или несогласованности различных структур. В условиях разрешения последствий данного вида рисков возможно участие заинтересованных сторон (государственных и негосударственных организаций) в разработке и обновлении стратегических, плановых и иных документов развития сферы оказания скорой помощи в целях обеспечения широкой поддержки, согласованности и эффективности, пересмотр и совершенствование существующей структуры руководства и управления подстанциями СМП.
Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что несмотря на достаточно высокий уровень оснащенности учреждений скорой помощи необходимыми ресурсами, система предоставления услуг имеет и ощутимые проблемы, усугубляющие свое влияние под действием негативных внешних факторов среды и порождают большое число угроз и рисков для дальнейшего совершенствования ключевых аспектов отрасли, поэтому необходимы поиск и применение эффективных методов снижения их влияния, чего представляется возможным достичь в том числе посредством представленных мероприятий. Учет вышеперечисленных рисков позволит не только своевременно адаптироваться к изменениям, но и станет основой для разработки долгосрочных стратегий и планов по обеспечению устойчивости и улучшению качества данного рода медицинских услуг.
Список литературы
- Абрамов, В. С. Стратегический менеджмент: учебник и практикум для вузов / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов; под редакцией В. С. Абрамова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 444 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14595-3. — Текст: электронный // URL: https://urait.ru/bcode/520203/p.2
- ГБУСЗ «Центр экстренной медицинской помощи и медицины катастроф»: официальный сайт. — URL: https://sev03.ru/
- Приказ Департамента здравоохранения города Севастополя «Об оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи на территории города Севастополя» № 188 от 05.03.2018 // Электронный фонд правовых и нормативно-справочных документов. – URL: https://docs.cntd.ru/doc
- Приказ Министерства здравоохранения РФ «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи» № 388-н от 20.06.2013 // Электронный фонд правовых и нормативно-справочных документов. – URL: https://docs.cntd.ru/document/499028411
- Управление Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым и городу Севастополю // Социальная сфера: официальный сайт. - URL: https://82.rosstat.gov.ru/folder/211646