В современном XXI веке возникает интерес к эффективным формам организации труда. Перемены на стыке веков затронули все сферы жизни человека, в том числе, вопрос человеческих ресурсов и их эффективности. В результате этого повышается интерес к возможностям актуализации рабочего процесса в новых реалиях.
Теоретики современного менеджмента высоко превозносят значение командного труда, и называют его революцией в организации производства. Так, Ричард Дафт в работе «Менеджмент» пишет: «В корпоративной Америке происходит тихая революция: все больше и больше фирм переходят на командные принципы организации труда. Концепция командного труда являет новый облик организаций, ведь базисными элементами структуры становятся команды, а не отдельные индивиды» [3, с. 220].
В конце 1980-х годов была выявлена доминирующая эффективность коллективного командного труда над индивидуальным. Командообразование (или team-building) позволяет обеспечить лучшее качество услуг, сохраняя здоровую конкуренцию, и именно поэтому становится неотъемлемой частью стратегии управления предприятием и персоналом [1, с. 26].
Родоначальником концепции «тимбилдинга» принято считать Элтона Мэйо, автора Хоторнских экспериментов (1927-1932), который рассматривал, какое влияние оказывают различные факторы (коллектив, заработная плата, взаимоотношения с руководством, система мотивации и т.д.) на повышение производительности и эффективности труда на производственном предприятии Western Electric Hawthorne Works.
Основные выводы, полученные в результате эксперимента можно обозначить следующим образом: необходимо понимать поведение (потребности, цели, мотивы и желания) работников, и уметь выстраивать социальные взаимоотношения между людьми [5, с. 34-35].
Команды можно определить как особое социально-профессиональное объединение, характерной чертой которых является то, что каждый из ее членов вносит свой вклад в общую задачу. Труд каждого человека индивидуален, а результат — совокупность усилий, представляющий из себя дополняющиеся друг друга кусочки пазлов.
Однако ни рабочая, ни учебная, ни какая-либо иная группа не может называться командой, даже если имеет схожую цель. В неформальной группе каждый участник заинтересован в индивидуальном результате, в то время как члены команды нацелены на совместный исход. Отличительные черты команды можно выделить следующим образом: все ее участники заинтересованы в реализации одной цели, создают общее дело, несут общую совместную ответственность.
Американский теоретик организации и управление Р. Л. Дафт в работе «Менеджмент» выделил основные типы команд и их характеристики. В первую очередь, команды можно разделить на: формальные, созданные в организации по инициативе руководителей, и неформальные, созданные спонтанно. В рамках данной статьи нас интересует первый вид. Формальную команду можно разделить на три типа: вертикальная, горизонтальная и межфункциональная команда [4, с. 128-129].
Вертикальная команда состоит из менеджеров и их подчиненных. Такая команда предназначена для выполнения конкретных задач в организации. Вертикальная команда включает в себя отдел целиком, и нацелена на исполнение одной функции, поэтому ее также называют функциональной.
Горизонтальная команда состоит из сотрудников примерно одного уровня, но из разных направлений (отделов). Члены такой команды собираться вместе, работают над одной задачей, достигают результата и возвращаются к своим исходным задачам.
Специальная группа включает в себя взаимодействие сотрудников разных отделов, которым поручено совместное выполнение определённых действий [4, с. 130-131].
Эффективность команды возможно определить с использованием экономических и психологических индикаторов.
Самостоятельная команда состоит из 5-20 сотрудников с различными навыками и отвечает за весь цикл работы. Команда несёт ответственность за свою работу без участия менеджеров или третей стороны.
Экономические индикаторы — это итоги совместной деятельности с точки зрения критериев оценки. Психологические индикаторы показывают удовлетворённость каждого члена своей жизни в профессиональной сфере [6, с. 54].
Как и любая форма организации, командное образование обладает как преимуществами, так и недостатками. Для начала, рассмотрим преимущества команд:
- В рамках команды соединяются люди с разными сильными сторонами и профессиональными навыками, что позволяет достичь наиболее эффективного результата.
- Команда обладает эффектом синергии: сумма потенциала отдельных элементов является больше целого.
- В работе команды учитывается мнение каждого из ее участников.
- Зачёт совместной работы и совокупности различных взглядов снижается вероятность ошибок
- Работа в команде учит быть терпимее к чужим взглядам, правильно выражать своё мнение и экологично взаимодействовать с другими людьми.
- Работа в команде позволяет раскрыть делегировать обязанности и освобождает время для проявления творческого потенциала [5, с. 79].
Недостатки команды также можно разделить на несколько пунктов:
- В команде могут находиться люди с разным темпераментом, складом ума и привычками, поэтому необходимо значительное количество времени, для того, чтобы участники сработались и почувствовали себя комфортно.
- Работа в команде занимает большее количество времени на решение задач, поскольку участникам необходимо собраться вместе и, более того, достичь одного решения в спорном вопросе.
- Даже в сбалансированной команде могут происходить конфликты, мешающие рабочему процессу.
- Результат команды оценивается «в целом», поэтому на общем фоне могут быть незаметны успехи одних участников, и поражения других.
- Без отдела команда легко становится неэффективной, поскольку ее члены не ощущают целостности общего настроя.
- Если у команды нет четкой цели, то ее работа также становится неэффективной [5, с. 80].
Проанализировав сильные и слабые стороны команды как формы организации труда, можно сделать вывод, что работа в команде является эффективной в следующих случаях: команда имеет лидера, у команды есть задачи, цели, ресурсы, для всех участников команды является приоритетной поставленная задача и все участники команды готовы к совместной работе. Однако, несмотря на сложности в организации командной работы, ее эффективность в сравнении с индивидуальным трудом, несомненно, заслуживает затраченных усилий.
Список литературы
- Володько В. Ф. Основы менеджмента / В. Ф. Володько. — 3-е изд. — Минск: АiВ, 2010. — 304 с.
- Володько В. Ф. Психология управления. В 2-х томах / Том I: Психология объекта и субъекта управ- ления / В. Ф. Володько. — Минск: БНТУ, 2012. — 428 с.
- Дафт Р. Менеджмент / Р. Дафт; пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002. — 560 с.
- Семина А. П. Команда как групповая форма организации труда // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — 12-1. — С. 128-133.
- Кропп Р., Паркер Г. Формирование команды. – Спб.: Питер, 2016. – 176 с.