ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ И КРИТЕРИИ К ИНТЕРАКТИВНЫМ УЧЕБНЫМ ЭЛЕКТРОННЫМ ПОСОБИЯМ ПО ДИЗАЙНУ ДЛЯ ВУЗОВ

ПРИЧИНЫ СОЗДАНИЯ И КРИТЕРИИ К ИНТЕРАКТИВНЫМ УЧЕБНЫМ ЭЛЕКТРОННЫМ ПОСОБИЯМ ПО ДИЗАЙНУ ДЛЯ ВУЗОВ

Авторы публикации

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (175), Июль ‘24

Дата публикации 28.06.2024

Поделиться

В данный исторический момент во всех сферах деятельности человечества, происходит переход с бумажных носителей информации на электронные. В статье проанализированы причины возрастающей популярности интерактивных электронных учебных пособий среди студентов, которые связаны, прежде всего, с нарастающей востребованностью информационных технологий. Также были определены основные критерии, необходимые для создания интерактивного учебного пособия по направлению «Дизайн» на примере дисциплины «Основы композиции». Сделан вывод, что применение интерактивного учебного пособия будет способствовать повышению качества образования.

В современном мире дизайн востребован практически во всех сферах жизни человека. Он оказывает огромное влияние на эстетическую, культурную, духовную и материальную сторону жизни общества.

 

Актуальность этой работы состоит в том, что одним из основных критериев, которым должно обладать любое интерактивное учебное пособие, помимо креативности, целостности, научности работы и обеспечения обратной связи с преподавателем, – это воспитание гармоничной, высоко духовно-нравственной личности. В области дизайна эта проблема особенно актуальна, так как творения дизайна являются основой окружающего мира любого из нас. Поэтому главной задачей дизайна является прививание человечеству эстетического вкуса и духовно-нравственных ценностей.

 

Другой причиной актуальности является то, что одной из 12 самых популярных профессий, названных НИУ ВШЭ и Сбер в 2023-2024 годах, выбираемых студентами, является дизайн [1]. Поэтому существует необходимость в качественном обучении специалистов в этой области, используя новейшие средства обучения, в том числе и интерактивные учебные пособия.

 

Для исследования причин возрастающей популярности и необходимых критериев к интерактивным учебным пособиям для студентов был использован метод анализа проведенной статистики, метод анализа требований к разработке интерактивных учебных пособий и теоретические методы.

 

Ускоренное развитие информационно-коммуникационных технологий привело к увеличению потока информации через сеть интернет и увеличению количества людей, имеющих свои персональные компьютеры. Согласно отчету Global Digital 2022 [2], главной причиной использования интернета у российских интернет-пользователей является поиск информации: 84,3% пользователей из России в возрасте от 16 до 64 лет выходят в онлайн именно с такой целью.

 

Поэтому в нашем веке особая роль отводится интерактивным учебным пособиям в разных областях образования, особенно дизайна.

 

Интерактивное учебное пособие является электронным средством обучения, которое содержит учебную информацию в более расширенном плане, чем учебник, и работающем в режиме непосредственного взаимодействия человека и компьютера. Главным его преимуществом перед печатным учебным пособием является его портативность и возможность содержания большого количества иллюстративного материала, который так необходим при изучении дисциплины дизайна. Также интерактивное учебное пособие может быть достаточно мобильным и использоваться студентом на его персональном компьютере.

 

После COVID-19 в мире, в том числе и в России, идет переход обучения от традиционного к цифровому. В целом, рынок 2022 года показал повышенный интерес аудитории пользователей EdTech (онлайн-платформы, приложения и электронные системы для обучения в цифровой среде), в результате чего был показан положительный рост в 17,9% [3].

 

Согласно исследованиям ЦОС Skyes University, имеющимся в распоряжении РИА Новости: «Большинство студентов занимается самостоятельной работой по изучению одной или нескольких дисциплин. Самым популярным видом такой деятельности (57%) является работа с литературой и другими материалами в офлайн- и онлайн-формате» [4].

 

Также было установлено в этом опросе, что 41% (Диаграмма 1.) опрошенных используют приложения или специальные онлайн-платформы для получения знаний. Меньше всего студентов – 12% используют для самостоятельной работы электронную систему своего обучающего учреждения. Большинство студентов – 93% хотело бы иметь доступ к сервису, который включает в себя материалы по дисциплинам и знаниям с автоматической проверкой. Также было установлено, что каждый 5 студент проходит углубленные курсы по одной или нескольким специальностям.

Диаграмма 1. Статистика используемых способов для самостоятельного обучения студентов.

 

 

Исследовав статистику, мы пришли к выводу, что студенты предпочитают больше получать информацию в цифровом виде, следовательно, что студенты при поступлении предпочтут институт, имеющий доступный сервис с электронными учебными интерактивными пособиями. Поэтому разработка интерактивных учебных пособий для ВУЗов станет самым популярным направлением в ближайшем будущем.

 

В результате исследования процесса учебы зарубежные ученые пришли к выводам, что люди, стремящиеся к знаниям, обладают такими качествами, как самосовершенствование с помощью самостоятельного приобретения новых знаний.

 

Под интерактивными методиками обучения подразумеваются методы, которые способствуют самостоятельной активной мыслительной и практической деятельности в овладении учебным материалом [7].

 

Для этого необходимы качественные интерактивные учебные пособия, на которых будут воспитываться новые поколения дизайнеров.

 

Рассмотрим это на примере предмета по дизайну на тему «Основы композиции». Приступая к проектированию, прежде всего, необходимо проанализировать саму основу предмета.

 

Основы композиции являются базой, фундаментом, без которого практически невозможно создать эстетически-привлекательный дизайн любого продукта. Для создания гармоничного произведения или изделия, дизайнеру, прежде всего, необходимо знание основ композиции, т.е. знание законов гармонии и средств ее выражения.

 

Приемы и законы композиции можно проследить, наблюдая за работами великих художников, скульпторов и архитекторов прошлых столетий. Прошли века, а их шедевры до сих пор восхищают людей и воспитывают в нас чувство прекрасного. Они использовали в своих творениях разные средства выражения, добиваясь исключительного эффекта.

 

Одним из эффективных средств выражения является цвет. Этот элемент влияет на психику любого человека, вызывая различные эмоции и чувства. Если внимательно рассмотреть цветовую палитру большинства картин художников таких, как Рафаэль Санти, Микеланджело, Тициан, Сандро Боттичелли, Клод Моне, Эдгар Дега, можно увидеть, что в их произведениях преобладают пастельные тона: бежевые, оливковые, персиковые, золотые и другие оттенки. У ученых по искусствоведению и большинства людей они вызывают восхищение, но с этими произведениями люди встречаются в основном на выставках, в музеях и галереях.

 

В наше время многие психологи занялись исследованиями в этой области и пришли к интересным выводам. Огромное значение на восприятие и эмоциональное состояние имеет выбор цветовой гаммы для учебного пособия. На основании исследований многих ученых, человеческим зрением воспринимается только 20% цветовой передачи, остальное – нервной системой. Благодаря использованию определенных цветов, можно повысить работоспособность, внимательность, воспринимаемость, или же наоборот.

 

М. Люшер является единственным психологом-классиком, который разработал теорию о взаимосвязи психотипа человека от его предпочтения в выборе цвета. Отношение к определенному цвету обуславливается характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость и сопровождаясь эмоциональным состоянием в контексте его культуры.

 

В своем «Трактате о цвете» Гете отметил, что оттенки коричневого цвета наиболее популярны в периоды невзгод и экономических кризисов. Их теплые тона дают напоминание о непреходящих ценностях и уверенность в близости лучших времен.

 

Оливковый цвет воспринимается органами зрения в зависимости от освещения. В разных культурах он воспринимается по-разному. У буддистов он считается цветом мудрости, в иудаизме олицетворяет благополучие и красоту, а у христиан он ассоциируется с цветом мира. Также этот цвет подсознательно призывает к проявлению рефлексии: прислушаться к своим чувственным восприятиям.

 

Золотой цвет символизирует богатство и роскошь во всех культурах, а также солнце, как источник жизни и достатка духовного и материального, одним словом: счастья и благополучия. В психологии этот цвет призывает проявить в человеке следующие качества: решительность, бесстрашие, действия, желание выделиться. Этот тон подчёркивает свою избранность.

 

Оформление любого учебного пособия, в том числе и интерактивного, для дизайнеров должно соответствовать определенным критериям [5]:

  1. Оно должно быть концептуально целостным;
  2. Раскрывать полностью поднимаемую проблему, но в тоже время иметь тезисное, сжатое, но полное представление теоретического материала;
  3. Материал должен быть полностью визуализирован, с большим количеством иллюстративного материала по разным направлениям (рисунки, фото, схемы и т.д.);
  4. Возможность иметь разное количество вариантов освоения;
  5. Материал должен иметь достаточную научную глубину;
  6. Иметь практическую направленность и значимость;
  7. Возможность диалога и способности нормативной трудоемкости освоения.

Таким образом, приходим к выводу, что электронное пособие имеет большую практическую ценность. С его помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и сформировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Одно из критериев - связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности. Поэтому ознакомление с ними и дальнейшее их применение поможет в создании привлекательного дизайна интерактивных учебных пособий, в том числе и по предмету «Композиция».

 

В эпоху стремительно развивающихся информационных технологий, каждый ВУЗ, включающий в себя дисциплину «Дизайн», должен иметь свой сервис, частью которого будут интерактивные учебные пособия. Это необходимо прежде всего для того, чтобы быть конкурентноспособным на рынке труда. А так как, интерактивные учебные пособия вошли в жизнь современного человека недавно и в Российском образовании встречается не часто, поэтому необходима любая работа, направленная на самостоятельный поиск наиболее понятной схемы подачи информации и формата в области дизайна, в том числе «предмета композиции».

Список литературы

  1. Тренды онлайн-образования 2023 / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://zenclass.ru/ponyatno/trends
  2. Global Digital 2022: вышел ежегодный отчёт об интернете и социальных сетях — главные цифры (sostav.ru) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.sostav.ru/publication/we-are-social-i-hootsuite-52472.html
  3. Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/63f46feb9a794744929f5d29
  4. Исследование: больше 50% студентов в РФ занимаются дополнительным чтением/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ria.ru/20200626/1573492904.html
  5. М 75 Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XXVI студенческой международной заочной научно-практической конференции. — Москва: Изд. «МЦНО». — 2015. — № 7 (25) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(25).pdf
  6. С.П.-Ломов-С.А.-Аманжолов. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.litres.ru/book/s-lomov/cvetovedenie-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-22555424/
  7. О.С. Рудакова, Е. Н. Благирева и др. «Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие» - — Режим доступа. — URL: https://www.litres.ru/book/andrey-olegovich-bli/interaktivnye-metody-v-obrazovatelnom-processe-uchebn-18012956/
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 6 дней до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее