В современном мире дизайн востребован практически во всех сферах жизни человека. Он оказывает огромное влияние на эстетическую, культурную, духовную и материальную сторону жизни общества.
Актуальность этой работы состоит в том, что одним из основных критериев, которым должно обладать любое интерактивное учебное пособие, помимо креативности, целостности, научности работы и обеспечения обратной связи с преподавателем, – это воспитание гармоничной, высоко духовно-нравственной личности. В области дизайна эта проблема особенно актуальна, так как творения дизайна являются основой окружающего мира любого из нас. Поэтому главной задачей дизайна является прививание человечеству эстетического вкуса и духовно-нравственных ценностей.
Другой причиной актуальности является то, что одной из 12 самых популярных профессий, названных НИУ ВШЭ и Сбер в 2023-2024 годах, выбираемых студентами, является дизайн [1]. Поэтому существует необходимость в качественном обучении специалистов в этой области, используя новейшие средства обучения, в том числе и интерактивные учебные пособия.
Для исследования причин возрастающей популярности и необходимых критериев к интерактивным учебным пособиям для студентов был использован метод анализа проведенной статистики, метод анализа требований к разработке интерактивных учебных пособий и теоретические методы.
Ускоренное развитие информационно-коммуникационных технологий привело к увеличению потока информации через сеть интернет и увеличению количества людей, имеющих свои персональные компьютеры. Согласно отчету Global Digital 2022 [2], главной причиной использования интернета у российских интернет-пользователей является поиск информации: 84,3% пользователей из России в возрасте от 16 до 64 лет выходят в онлайн именно с такой целью.
Поэтому в нашем веке особая роль отводится интерактивным учебным пособиям в разных областях образования, особенно дизайна.
Интерактивное учебное пособие является электронным средством обучения, которое содержит учебную информацию в более расширенном плане, чем учебник, и работающем в режиме непосредственного взаимодействия человека и компьютера. Главным его преимуществом перед печатным учебным пособием является его портативность и возможность содержания большого количества иллюстративного материала, который так необходим при изучении дисциплины дизайна. Также интерактивное учебное пособие может быть достаточно мобильным и использоваться студентом на его персональном компьютере.
После COVID-19 в мире, в том числе и в России, идет переход обучения от традиционного к цифровому. В целом, рынок 2022 года показал повышенный интерес аудитории пользователей EdTech (онлайн-платформы, приложения и электронные системы для обучения в цифровой среде), в результате чего был показан положительный рост в 17,9% [3].
Согласно исследованиям ЦОС Skyes University, имеющимся в распоряжении РИА Новости: «Большинство студентов занимается самостоятельной работой по изучению одной или нескольких дисциплин. Самым популярным видом такой деятельности (57%) является работа с литературой и другими материалами в офлайн- и онлайн-формате» [4].
Также было установлено в этом опросе, что 41% (Диаграмма 1.) опрошенных используют приложения или специальные онлайн-платформы для получения знаний. Меньше всего студентов – 12% используют для самостоятельной работы электронную систему своего обучающего учреждения. Большинство студентов – 93% хотело бы иметь доступ к сервису, который включает в себя материалы по дисциплинам и знаниям с автоматической проверкой. Также было установлено, что каждый 5 студент проходит углубленные курсы по одной или нескольким специальностям.
Диаграмма 1. Статистика используемых способов для самостоятельного обучения студентов.
Исследовав статистику, мы пришли к выводу, что студенты предпочитают больше получать информацию в цифровом виде, следовательно, что студенты при поступлении предпочтут институт, имеющий доступный сервис с электронными учебными интерактивными пособиями. Поэтому разработка интерактивных учебных пособий для ВУЗов станет самым популярным направлением в ближайшем будущем.
В результате исследования процесса учебы зарубежные ученые пришли к выводам, что люди, стремящиеся к знаниям, обладают такими качествами, как самосовершенствование с помощью самостоятельного приобретения новых знаний.
Под интерактивными методиками обучения подразумеваются методы, которые способствуют самостоятельной активной мыслительной и практической деятельности в овладении учебным материалом [7].
Для этого необходимы качественные интерактивные учебные пособия, на которых будут воспитываться новые поколения дизайнеров.
Рассмотрим это на примере предмета по дизайну на тему «Основы композиции». Приступая к проектированию, прежде всего, необходимо проанализировать саму основу предмета.
Основы композиции являются базой, фундаментом, без которого практически невозможно создать эстетически-привлекательный дизайн любого продукта. Для создания гармоничного произведения или изделия, дизайнеру, прежде всего, необходимо знание основ композиции, т.е. знание законов гармонии и средств ее выражения.
Приемы и законы композиции можно проследить, наблюдая за работами великих художников, скульпторов и архитекторов прошлых столетий. Прошли века, а их шедевры до сих пор восхищают людей и воспитывают в нас чувство прекрасного. Они использовали в своих творениях разные средства выражения, добиваясь исключительного эффекта.
Одним из эффективных средств выражения является цвет. Этот элемент влияет на психику любого человека, вызывая различные эмоции и чувства. Если внимательно рассмотреть цветовую палитру большинства картин художников таких, как Рафаэль Санти, Микеланджело, Тициан, Сандро Боттичелли, Клод Моне, Эдгар Дега, можно увидеть, что в их произведениях преобладают пастельные тона: бежевые, оливковые, персиковые, золотые и другие оттенки. У ученых по искусствоведению и большинства людей они вызывают восхищение, но с этими произведениями люди встречаются в основном на выставках, в музеях и галереях.
В наше время многие психологи занялись исследованиями в этой области и пришли к интересным выводам. Огромное значение на восприятие и эмоциональное состояние имеет выбор цветовой гаммы для учебного пособия. На основании исследований многих ученых, человеческим зрением воспринимается только 20% цветовой передачи, остальное – нервной системой. Благодаря использованию определенных цветов, можно повысить работоспособность, внимательность, воспринимаемость, или же наоборот.
М. Люшер является единственным психологом-классиком, который разработал теорию о взаимосвязи психотипа человека от его предпочтения в выборе цвета. Отношение к определенному цвету обуславливается характером жизнедеятельности многих поколений, обретая устойчивость и сопровождаясь эмоциональным состоянием в контексте его культуры.
В своем «Трактате о цвете» Гете отметил, что оттенки коричневого цвета наиболее популярны в периоды невзгод и экономических кризисов. Их теплые тона дают напоминание о непреходящих ценностях и уверенность в близости лучших времен.
Оливковый цвет воспринимается органами зрения в зависимости от освещения. В разных культурах он воспринимается по-разному. У буддистов он считается цветом мудрости, в иудаизме олицетворяет благополучие и красоту, а у христиан он ассоциируется с цветом мира. Также этот цвет подсознательно призывает к проявлению рефлексии: прислушаться к своим чувственным восприятиям.
Золотой цвет символизирует богатство и роскошь во всех культурах, а также солнце, как источник жизни и достатка духовного и материального, одним словом: счастья и благополучия. В психологии этот цвет призывает проявить в человеке следующие качества: решительность, бесстрашие, действия, желание выделиться. Этот тон подчёркивает свою избранность.
Оформление любого учебного пособия, в том числе и интерактивного, для дизайнеров должно соответствовать определенным критериям [5]:
- Оно должно быть концептуально целостным;
- Раскрывать полностью поднимаемую проблему, но в тоже время иметь тезисное, сжатое, но полное представление теоретического материала;
- Материал должен быть полностью визуализирован, с большим количеством иллюстративного материала по разным направлениям (рисунки, фото, схемы и т.д.);
- Возможность иметь разное количество вариантов освоения;
- Материал должен иметь достаточную научную глубину;
- Иметь практическую направленность и значимость;
- Возможность диалога и способности нормативной трудоемкости освоения.
Таким образом, приходим к выводу, что электронное пособие имеет большую практическую ценность. С его помощью можно не только сообщать фактическую информацию, снабженную иллюстративным материалом, но и сформировать навыки самостоятельной исследовательской деятельности. Одно из критериев - связь цвета и мышления, интеллекта носит сложный, неоднозначный характер. Причем, эта связь, безусловно, опосредуется эмоциональной сферой личности. Поэтому ознакомление с ними и дальнейшее их применение поможет в создании привлекательного дизайна интерактивных учебных пособий, в том числе и по предмету «Композиция».
В эпоху стремительно развивающихся информационных технологий, каждый ВУЗ, включающий в себя дисциплину «Дизайн», должен иметь свой сервис, частью которого будут интерактивные учебные пособия. Это необходимо прежде всего для того, чтобы быть конкурентноспособным на рынке труда. А так как, интерактивные учебные пособия вошли в жизнь современного человека недавно и в Российском образовании встречается не часто, поэтому необходима любая работа, направленная на самостоятельный поиск наиболее понятной схемы подачи информации и формата в области дизайна, в том числе «предмета композиции».
Список литературы
- Тренды онлайн-образования 2023 / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://zenclass.ru/ponyatno/trends
- Global Digital 2022: вышел ежегодный отчёт об интернете и социальных сетях — главные цифры (sostav.ru) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.sostav.ru/publication/we-are-social-i-hootsuite-52472.html
- Рейтинг крупнейших компаний на рынке онлайн-образования России/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://trends.rbc.ru/trends/education/63f46feb9a794744929f5d29
- Исследование: больше 50% студентов в РФ занимаются дополнительным чтением/ [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ria.ru/20200626/1573492904.html
- М 75 Молодежный научный форум: Гуманитарные науки. Электронный сборник статей по материалам XXVI студенческой международной заочной научно-практической конференции. — Москва: Изд. «МЦНО». — 2015. — № 7 (25) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/7(25).pdf
- С.П.-Ломов-С.А.-Аманжолов. ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.litres.ru/book/s-lomov/cvetovedenie-uchebnoe-posobie-dlya-vuzov-22555424/
- О.С. Рудакова, Е. Н. Благирева и др. «Интерактивные методы в образовательном процессе. Учебное пособие» - — Режим доступа. — URL: https://www.litres.ru/book/andrey-olegovich-bli/interaktivnye-metody-v-obrazovatelnom-processe-uchebn-18012956/