УЧАСТИЕ ГРАЖДАНИНА КАК СУБЪЕКТА ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОМОЩИ САЙТА «РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА»

УЧАСТИЕ ГРАЖДАНИНА КАК СУБЪЕКТА ЗАКОНОТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПОМОЩИ САЙТА «РОССИЙСКАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ИНИЦИАТИВА»

Авторы публикации

Рубрика

Юриспруденция

Просмотры

105

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 25 (175), Июль ‘24

Поделиться

В статье предметом внимания является вопрос участия гражданина как субъекта законотворческого процесса при помощи сайта Российская общественная инициатива. На основании анализа современных реалий авторами подтверждается необходимость не только в продолжении непрерывного совершенствования нового способа народовластия, но и его популяризации.

Стоит начать с того, что одной из основ конституционного строя России является принцип народовластия, провозглашенный в ст. 3 Конституции Российской Федерации [1]. Рационализм организации публичной власти таков, что народ непосредственно не может управлять государством, поэтому особое значение приобретают формы представительной демократии. Как бы то ни было, для того, чтобы принцип народовластия, являющийся фундаментальным для построения подлинной демократии, реализовывался, необходимо создавать институты, позволяющие непосредственно или опосредованно участвовать гражданам в решении различных вопросов государственного значения не только путем выборов органов власти и должностных лиц, но и непрерывного влияния на власть и процесс принятия ею решений.

Важно отметить, что сегодня Россия стоит на пути создания новых форм демократии, нацеленных на вовлечение граждан в сферу управления делами государства, путем использования различных каналов, в том числе сети «Интернет» [2, с. 105]. Одним из перспективных институтов стало внедрение в практику российского народовластия института Российской общественной инициативы. Он должен расцениваться в системе народовластия, как организационно-правовая форма непосредственной демократии, обеспечивающая прямое волеизъявление граждан по вопросам публичной важности.

Здесь стоит подчеркнуть, что механизм Российской общественной инициативы обеспечивает прямой доступ граждан к подготовке государственных и муниципальных решений с минимальными затратами, не требующими обращения в государственные и муниципальные органы власти [3, с. 110-115].

В настоящее время утверждены правила рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами нашей страны с использованием интернет ресурса, а именно: регламентируются требования к заявителям и их общественным инициативам, порядок и сроки исполнения процедур, связанных с рассмотрением таких инициатив, а также правовые последствия их рассмотрения.

Правила предусматривали 3 уровня реализации гражданской инициативы: федеральный, региональный и муниципальный. Гражданин, направивший общественную инициативу, указывает, на каком уровне (федеральном, региональном или муниципальном), по его мнению, должна быть реализована данная инициатива [4, с. 96].

Кроме того, согласно Основному закону исключительной прерогативой по оценке нормативно правового акта на предмет соответствия Конституции Российской Федерации обладает Конституционный Суд Российской Федерации.

Однако в случае с Российской общественной инициативой мы имеем дело не с законом и даже не с законопроектом, но все же подобная компетенция некоммерческой организации на самом начальном этапе прохождения инициативы вызывает вопросы. Более того, правовая экспертиза представляет собой, в том числе, и оценку предложения на соответствие его Конституции РФ. Здесь возникает вопрос, насколько некоммерческая организация уполномочена оценивать инициативу на соответствие Конституции.

На наш взгляд, предварительную экспертизу следует возложить либо на общепризнанных представителей российской юридической науки, например, профессуру ведущих правовых университетов и академий нашей страны, обладающих определёнными теоретическими ресурсами, либо на Министерство юстиции РФ, располагающее соответствующей научно-технической базой, либо предоставить Министерству связи и массовых коммуникаций право определять на конкурсной основе оператора Интернет-ресурса «Российская общественная инициатива» [5, с. 70-72].

Отметим, что в тоже время, сложно набрать необходимое количество голосов, чтобы заявка прошла на этап рассмотрения Экспертным советом и была передана в Государственную Думу. Так, на федеральном уровне и в субъектах численностью населения более 2 млн. нужно набрать не менее 100 000 голосов в поддержку инициативы, на муниципальном – не менее 5% от численности населения. Сбор голосов в поддержку инициативы осуществляется в срок не более 1 года со дня размещения. Общественная инициатива, получившая в ходе голосования необходимую поддержку, направляется в электронном виде уполномоченной некоммерческой организацией в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта, соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы. Срок принятия решения по инициативе – не более 2 месяцев со дня направления. Подобным образом представляется важным, чтобы власть рассматривала и вопросы, не достигшие указанного уровня поддержки, публично реагировала на «общественный запрос», давала комментарии и разъяснения.

Вместе с тем, с нашей точки зрения, требуется совершенствование законодательной базы, правовых норм, регулирующих электронное взаимодействие власти и общества посредством инновационных Интернет-ресурсов. В частности, необходимо внесение поправок в существующие подзаконные нормативно-правовые акты в части совершенствования системы подачи и рассмотрения предложений граждан. Также важным вопросом является необходимость создания контролирующей службы, отслеживающей исполнение принятых инициатив и переход их в статус законопроектов.

Таким образом, можно утверждать, что гражданин имеет право стать субъектом законотворческого процесса, так как портал Российской общественной инициативы, начавший отсчет своей работы с 2012 года, можно рассматривать в контексте коммуникации власти и гражданского общества. Также его следует полагать качественно новой и перспективной формой прямого народовластия, по степени мобильности превосходящей ее классические институты, обеспечивающей участие в публичных делах молодой части населения, составляющей преимущественную аудиторию Интернет-пользователей, слабо участвующую в реализации традиционных форм демократии. Она, таким образом, становится стимулом повышения политической активности граждан, пользующихся современными электронными технологиями на всех уровнях публичного управления. Однако для того, чтобы портал воспринимался населением как действенный инструмент участия в жизни государства, необходимо популяризировать механизмы его работы. Повышение популярности сайта у населения будет достигнуто путем размещения его рекламы на информационных стендах государственных учреждений, так же посредством размещения ссылок на уже более известных сайтах, таких как ГОСУСЛУГИ. Повышение посещаемости интернет портала позволит собирать более полные сведения от всех групп населения. Конечной целью формирования механизма Российской общественной инициативы становится расширение форм реализации и гарантирования конституционного права граждан Российской Федерации участвовать в управлении делами государства.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Российская газета 1993. 25 декабря; СЗ РФ 2014. N 31. ст. 4398
  2. Богородицкий А. А. Общественная экспертиза в законодательном процессе: проблемы и пути совершенствования / А.А. Богородицкий // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2011. №24. С. 103-108
  3. Фомичева О.А., Хусаинова О.В. Механизм реализации законодательной инициативы в Российской Федерации: теоретико-правовой анализ: монография / О.А. Фомичева, О.В. Хусаинова. Казань: Издательство Казанского университета, 2020. 282 с.
  4. Волкодаева Н. А. Формы реализации законодательной инициативы / Н. А. Волкодаева // Вопросы гуманитарных наук. 2010. № 6. С. 95-97
  5. Примакова Т. О. Российская общественная инициатива: проблемы формирования и функционирования новой формы непосредственной демократии / Т. О. Примакова // Конституционное и муниципальное право. 2014. № 7. С. 69-74
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее