Современный образовательный стандарт второго поколения в настоящее время помимо предметных, базируется на достижении личностных и метапредметных результатов.
Результат образования, цель которого состоит в передаче от учителя к ученику опыта, накопленного за долгое время, далек от учащегося, поскольку образовательный процесс в этом случае односторонне направлен и смотрит в одну сторону. [1, с. 68]
Как считают учёные, имея огромный опыт в данной направленности, призвано решить данную задачу именно достижение метапредметных результатов, или формирование универсальных учебных действий (УУД) у учащихся.
Универсальные учебные действия связаны с достижением метапредметных результатов, а это те способы действия, при которых обучающиеся могут принимать решения не только в области конкретного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.
Метапредметный подход включает в себя осмысленное понимание, а не запоминание важныхх понятий предмета, присутствие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся важных способностей, рефлексивная деятельность.
Метапредметный результат – это освоенные обобщенные способы деятельности (например, такие как, сравнение, работа со схемами, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в разных жизненных ситуациях.
Метапредметная деятельность – это такая деятельность, которая возникает вне пределов учебного предмета. Она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. [4, с. 207]
Достижение этих метапредметных результатов происходит только лишь когда учитель, вместе с предметными, ставит ещё и метапредметные цели, когда придает современному уроку следующие требования:
- Урок должен иметь направленное на работу начало и окончание, фиксирующее результаты этой работы.
- Учитель должен полностью спланировать свою деятельность и деятельность учеников; тема, цель, задачи урока не только формулируются, но и составляются учащимися.
- Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
- Урок должен быть направлен на развивающее обучение.
- Учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
- Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
- Урок должен иметь набор наиболее эффективных технологий и здоровье-сбережение.
- Такой урок должен учитывать уровень и возможности учащихся, в котором должны быть учтены такие аспекты, как направленность класса, заинтересованность учащихся, настроение детей.
Новые стандарты предполагают совершенно другой план работы. Внимание акцентируется не на получение однотипных ответов, а на необходимость познания окружающего мира, подготовку ребенка к различным жизненным ситуациям, на отработку умения находить полезную информацию и применять ее в реальной жизни.
Эффективным уроком будет считаться тот, на котором учитель направляет, незаметно направляет работу учащихся, так что у них создается ощущение, что они сами участвуют во ведении урока. [3, с. 39]
На уроках литературы метапредметный подход включает в себя просматривание явлений, действий, ситуаций с различных направленностей и точек зрения.
При проведении таких уроков литературы, включающих в себя освоение метапредметных результатов обучения, очень важно, чтобы учитель и дети понимали, что термин и понятие – это совсем не одно и то же. Можно часто услышать на уроках: «Что означает термин «художественные средства выразительности в тексте?» или «Дайте определение понятию «изобразительно-выразительные средства». Термин, в первую очередь, это только само слово, имеющее определение, т.е. словарное или лексическое значение. Понятие же может быть сформировано только в деятельности. По этой причине в стандартах нового поколения умению работать с текстом как метапредметному результату обучения отдаётся большое значение. [5, с. 45]
Метапредметный урок литературы в отличие от урока, который решает только лишь предметные задачи, можно выявить по основным признакам:
- Ключевой элемент – целеполагание.
- Присутствуют разнообразные виды деятельности: исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Их суть заключается в том, что усвоение и понимание всего материала лучше происходит в результате решения любой из вида педагогической задачи, рассмотрении познавательной проблемной ситуации, самостоятельного нахождения ответа на проблемный вопрос.
- Создание проблемных ситуаций, требующих личного участия и индивидуального решения (т.е. регулятивных универсальных действий), при которых учитель создаёт такие условия, в которых дети могут самостоятельно найти пути решения любых поставленных задач.
- Привитие ученику интереса и замотивированности в процессе их обучения, путём привлечения к уроку любых других областей знаний и акцент на личный опыт каждого ученика, в результате чего и проявляется его заинтересованность.
- Создание условий для привлечения учителя и ученика к метапредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога, понимание значимости такого основания и включение его в образовательный процесс. [2, с. 125]
Список литературы
- Громыко, Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 1998. С. 457
- Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007. С. 387
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. 39 с. (Стандарты второго поколения).
- Пояснительная записка к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс].
- Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).