МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ КАК МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 11 КЛАССЕ КАК МОДЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Просмотры

6

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 27 (29), сентябрь ‘21

Дата публикации 03.09.2021

Поделиться

Данная статья посвящена актуальности метапредметного подхода в современной системе школьного литературного образования. Цель статьи: на примере метапредметного урока литературы разработать модель современного                  образовательного стандарта. Метод исследования: теоретический. Выводы: переход к современной модели современного образовательного стандарта невозможен без метапредметной деятельности, подхода и результатов этой деятельности.

Современный образовательный стандарт второго поколения в настоящее время помимо предметных, базируется на достижении личностных и метапредметных результатов.

Результат образования, цель которого состоит в передаче от учителя к ученику опыта, накопленного за долгое время, далек от учащегося, поскольку образовательный процесс в этом случае односторонне направлен и смотрит в одну сторону. [1, с. 68]

Как считают учёные, имея огромный опыт в данной направленности, призвано решить данную задачу именно достижение метапредметных результатов, или формирование универсальных учебных действий (УУД) у учащихся.

Универсальные учебные действия связаны с достижением метапредметных результатов, а это те способы действия, при которых обучающиеся могут принимать решения не только в области конкретного учебного процесса, но и в различных жизненных ситуациях.

Метапредметный подход включает в себя осмысленное понимание, а не запоминание важныхх понятий предмета, присутствие образовательной деятельности, формирование и развитие у учащихся важных способностей, рефлексивная деятельность.

Метапредметный результат – это освоенные обобщенные способы деятельности (например, такие как, сравнение, работа со схемами, умозаключение, наблюдение, формулирование вопроса, выдвижение гипотезы, моделирование и т.д.), применимые как в рамках образовательного процесса, так и в разных жизненных ситуациях.

Метапредметная деятельность – это такая деятельность, которая возникает вне пределов учебного предмета. Она направлена на обучение обобщенным способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью и т.д. [4, с. 207]

Достижение этих метапредметных результатов происходит только лишь когда учитель, вместе с предметными, ставит ещё и метапредметные цели, когда придает современному уроку следующие требования:

  1. Урок должен иметь направленное на работу начало и окончание, фиксирующее результаты этой работы.
  2. Учитель должен полностью спланировать свою деятельность и деятельность учеников; тема, цель, задачи урока не только формулируются, но и составляются учащимися.
  3. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся.
  4. Урок должен быть направлен на развивающее обучение.
  5. Учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками.
  6. Минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества.
  7. Урок должен иметь набор наиболее эффективных технологий и здоровье-сбережение.
  8. Такой урок должен учитывать уровень и возможности учащихся, в котором должны быть учтены такие аспекты, как направленность класса, заинтересованность учащихся, настроение детей.

Новые стандарты предполагают совершенно другой план работы. Внимание акцентируется не на получение однотипных ответов, а на необходимость познания окружающего мира, подготовку ребенка к различным жизненным ситуациям, на отработку умения находить полезную информацию и применять ее в реальной жизни.

Эффективным уроком будет считаться тот, на котором учитель направляет, незаметно направляет работу учащихся, так что у них создается ощущение, что они сами участвуют во ведении урока. [3, с. 39]

На уроках литературы метапредметный подход включает в себя просматривание явлений, действий, ситуаций с различных направленностей и точек зрения.

При проведении таких уроков литературы, включающих в себя освоение метапредметных результатов обучения, очень важно, чтобы учитель и дети понимали, что термин и понятие – это совсем не одно и то же. Можно часто услышать на уроках: «Что означает термин «художественные средства выразительности в тексте?» или «Дайте определение понятию «изобразительно-выразительные средства». Термин, в первую очередь, это только само слово, имеющее определение, т.е. словарное или лексическое значение. Понятие же может быть сформировано только в деятельности. По этой причине в стандартах нового поколения умению работать с текстом как метапредметному результату обучения отдаётся большое значение. [5, с. 45]

Метапредметный урок литературы в отличие от урока, который решает только лишь предметные задачи, можно выявить по основным признакам:

  1. Ключевой элемент – целеполагание.
  2. Присутствуют разнообразные виды деятельности: исследовательская, эвристическая, проектная, коммуникативно-диалоговая, дискуссионная, игровая. Их суть заключается в том, что усвоение и понимание всего материала лучше происходит в результате решения любой из вида педагогической задачи, рассмотрении познавательной проблемной ситуации, самостоятельного нахождения ответа на проблемный вопрос.
  3. Создание проблемных ситуаций, требующих личного участия и индивидуального решения (т.е. регулятивных универсальных действий), при которых учитель создаёт такие условия, в которых дети могут самостоятельно найти пути решения любых поставленных задач.
  4. Привитие ученику интереса и замотивированности в процессе их обучения, путём привлечения к уроку любых других областей знаний и акцент на личный опыт каждого ученика, в результате чего и проявляется его заинтересованность.
  5. Создание условий для привлечения учителя и ученика к метапредметному основанию, которым является сама деятельность ученика и педагога, понимание значимости такого основания и включение его в образовательный процесс. [2, с. 125]

Список литературы

  1. Громыко, Ю. В. Метапредмет «Проблема». / Учебное пособие для учащихся старших классов. — М., 1998. С. 457
  2. Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики (Опыт освоения мыследеятельностного подхода в практике педагогической работы) / Под ред. Алексеевой Л. Н., Устиловской А. А. М., 2007. С. 387
  3. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования : проект [Текст] / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М. : Просвещение, 2008. 39 с. (Стандарты второго поколения).
  4. Пояснительная записка к вопросам о проекте стандарта среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс].
  5. Хуторской, А. В. Метапредметный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»).
Справка о публикации и препринт статьи
предоставляется сразу после оплаты
Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary
Публикация за 24 часа
Узнать подробнее
Акция
Cкидка 20% на размещение статьи, начиная со второй
Бонусная программа
Узнать подробнее