В эпоху научно-технического прогресса общественное производство всё сильнее влияет на окружающую среду, что приводит к её неблагоприятным изменениям. Загрязняются водные ресурсы и воздух, повышается уровень радиации, создаётся угроза здоровью и жизни людей, а также растениям и животным. Природа теряет способность к самовосстановлению и саморегуляции. Следовательно, возрастает число нарушений экологического законодательства, что наносит вред окружающей среде. Одним из эффективных способов защиты является возмещение этого вреда. Оно помогает восстановить благоприятные условия жизни и обеспечить реализацию прав человека.
Мы хотели бы начать свой сравнительно-правовой анализ с характеристики и сравнения правовых норм, определяющих понятие «экологический вред». Так, законодательство Российской Федерации в целом и Федеральный закон Российской Федерации (далее по тексту – ФЗ № 7) от 10.01.2002 № 7 «Об охране окружающей среды» в частности не содержит понятия «экологический вред». В свою очередь, в ст. 1 ФЗ № 7 закреплено понятие «вред окружающей среде». Данная дефиниция отражает в себе последствия негативного изменения окружающей среды и экологических систем в результате их загрязнения.
Законодательство Республики Беларусь в целом и ст. 1 Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982- XII «Об охране окружающей среды» в частности содержат в себе и раскрывают понятие «экологический вред». Сравнивая указанные нормы, можно прийти к однозначному выводу – в Белорусском понятии кроме вреда, причиненного окружающей среде, также отражается вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и государства. Таким образом, можно выделить объектный и субъектный состав экологического вреда: окружающая среда и природные объекты; жизнь, здоровье и имущество граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц и государства. Важно подчеркнуть, что эти аспекты взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.
Следовательно, можно заключить, что в отличие от законодательства Республики Беларусь, в нормах права Российской Федерации не детализируется состав вреда, причиненного субъектам вследствие негативного влияния на окружающую среду [1, с. 50].
Продолжая сравнительно-правовой анализ характеристики экологического вреда в Российской Федерации и Республики Беларусь, перейдем к нормам права, обязывающим возместить вред, причиненный окружающей среде.
Говоря в целом о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, естественным экологическим системам, природным комплексам и ландшафту, важно обратиться к ст. 77 ФЗ № 7. Отмечается, что субъекты, которые нанесли вред окружающей среде, путем осуществления процессов, указанных в статье, а также путем совершения других нарушений законодательства в области охраны окружающей среды, должны полностью возместить ущерб в соответствии с законодательством.
Продолжая анализ законодательства, а именно рассматривая порядок определения объема и размера компенсации ущерба, нанесенного здоровью и имуществу граждан в результате несоблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды, стоит обратиться к ст. 79 ФЗ № 7. Указанная правовая норма отсылает нас к гражданскому законодательству, а именно к главе 59 Гражданского кодекса Российской Федерации «Обязательства вследствие причинения вреда», которая регламентирует процедуру возмещения ущерба, возникшего вследствие нарушения законодательства в области охраны окружающей среды
Перейдем непосредственно к анализу положений закона о порядке и способах расчета размера причиненного экологического вреда. Так, в Российской Федерации первостепенным способом расчета является размер фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды. Вместе с тем Правительство Российской Федерации определяют и утверждают таксы и для исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, за исключением вреда, причиненного лесным насаждениям [2, с. 162-163].
В Республике Беларусь для возмещения вреда, причиненного окружающей среде, применяются таксы, утвержденные Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 11.04.2022 № 219. Данное постановление систематизировано, то есть закрепляет все таксы в одном нормативном акте, что является очень удобной моделью для правоприменителей.
На основе представленных данных рассмотрим отличительные черты каждого из методов. Фактический метод обеспечивает более точное и полное определение размера ущерба, нанесённого окружающей среде. Однако он также создаёт риск злоупотребления должностными полномочиями, позволяя искусственно завышать или занижать расходы. В отличие от него, таксовый метод проще в использовании и предотвращает злоупотребления, поскольку ставки устанавливаются единым нормативно-правовым актом, а в некоторых случаях применяются коэффициенты. Например, согласно законодательству Республики Беларусь при незаконной рубке, удалении, изъятии, уничтожении и (или) повреждении до степени прекращения роста деревьев, кустарников и иных растений, расположенных в границах заповедников, заповедных зон национальных парков, применяется повышающий коэффициент пять.
На наш взгляд, в законодательстве Российской Федерации необходимо установить определённые таксы возмещения ущерба, который был нанесён имуществу граждан в результате нарушения правовых норм в области охраны окружающей среды. Такой подход применим и к компонентам природной среды, например, к домашнему скоту, который является собственностью отдельных лиц.
Аналогичные положения содержатся в ст. 102 Закона Республики Беларусь «Об охране окружающей среды». Указывается, что ущерб, нанесенный в результате воздействия на окружающую среду в том числе и имуществу приведенным в статье субъектам, должен быть полностью компенсирован лицом, которое допустило негативные последствия. Приведенная статья также отсылает к нормам гражданского законодательства.
Также ст. 79 ФЗ № 7 закрепляет, что вред, причиненный здоровью и имуществу граждан негативным воздействием окружающей среды в результате хозяйственной и иной деятельности юридических и физических лиц, подлежит возмещению в полном объеме.
Определенной правовой коллизией для правоприменителей в целом и для правоприменительной практики в частности является тот, что отсутствуют положения о порядке возмещения причиненного вреда, а также данные нормы не позволяют в полном объеме реализовать рассматриваемое право граждан [3, с. 97].
Проанализировав все обстоятельства и условия, описанные ранее, можно прийти к выводу, что включение в Федеральный закон № 7 положений, регламентирующих порядок, размер и сроки возмещения вреда, причинённого определённым субъектам и объектам, обеспечит более полную реализацию прав граждан и юридических лиц на компенсацию ущерба, нанесённого в результате негативного воздействия на окружающую среду.
Для более точного правового регулирования также предлагается ввести в Федеральный закон № 7 понятие «экологический вред», что позволит чётко определить состав ущерба, причинённого субъектам в результате негативного воздействия на окружающую среду.
Список литературы
- Кодолова, А. В. Использование модельного закона «Об экологической ответственности в отношении предупреждения и ликвидации вреда окружающей среде» в национальных законодательствах государств - участников СНГ // Диалог: политика, право, экономика. 2016. № 3. С. 47-58
- Н.А. Маркина, Право граждан на возмещение экологического вреда // Современная юриспруденция: актуальные вопросы, достижения и инновации. Материалы Всероссийской межвузовской научно-практической конференции (для студентов, магистрантов, аспирантов, преподавателей, специалистов). Смоленск, 05 декабря 2019 года. С. 159-165
- Н.А. Маркина, Характеристика экологического вреда: сравнительно-правовой анализ законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации // Актуальные проблемы государства и права в сравнительно-правовом аспекте: сборник научных статей международной научно-практической конференции, Витебск, 03 декабря 2021 года. Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2021. С. 96-98