Сохранение объектов культурного наследия является одной из важнейших задач современного общества. Эти объекты представляют собой не только материальное свидетельство истории и культуры, но и являются важным элементом самоидентификации нации, сохранения ее традиций и ценностей. Культурное наследие является неотъемлемой частью мирового культурного наследия и представляет собой важный фактор развития общества. На протяжении веков многие страны мира создавали уникальные памятники архитектуры, произведения искусства и другие культурные объекты, которые являются бесценным достоянием человечества.
В связи с этим изучение зарубежного опыта сохранения объектов культурного наследия представляет особый интерес.
В данном исследовании рассмотрены особенности сохранения объектов культурного наследия за рубежом, а именно во Франции. Основное внимание уделено изучению опыта в области охраны и восстановления памятников архитектуры, искусства, исторических мест и других культурных объектов.
Культурное наследие во Франции — это материальные и нематериальные объекты, представляющие историческую, художественную, архитектурную или символическую ценность для страны и ее жителей. Основные критерии для включения объектов в список культурного наследия Франции включают их возраст (обычно не менее 50 лет), уникальность и оригинальность, а также значимость для национальной культуры и идентичности.
Основные критерии для определения культурного наследия включают:
1. Историческую и культурную ценность: Объекты культурного наследия должны иметь высокую историческую или культурную значимость для Франции. Это может включать в себя исторические события, важные личности, социальные и политические движения и т.д.
2. Художественную и архитектурную ценность: Объекты должны представлять собой образцы высокого художественного и архитектурного мастерства. Это могут быть произведения искусства, здания, монументы, сады и парки и т. д.
3. Научно-техническую ценность: Некоторые объекты могут иметь исключительную ценность для изучения науки и техники, например, старинные механизмы, научные инструменты и т. п.
4. Символическую ценность: Объекты могут иметь важное значение для национальной идентичности, например, символы нации, флаги, гимны и т.п.
Базовым законом, регулирующим охрану памятников в стране, является Закон «Об исторических памятниках» от 31 декабря 1913 года. С многочисленными изменениями и дополнениями он стал основой Кодекса национального достояния. К тому же, опросы охраны памятников также регулируются следующими законами и постановлениями:
• Законом от 2 мая 1930 года «О реорганизации защиты естественных памятников и ландшафтов художественного, исторического, научного, легендарного и живописного характера»;
• Законом от 27 сентября 1941 года «О регламентации археологических раскопок»;
• Законом № 68-1251 от 31 декабря 1968 года «О поощрении сохранения национального художественного достояния»;
• Законом № 87-8 от 7 января 1983 года «О распределении компетенции между коммунами, департаментами, регионами и государством» и др.
Согласно законодательству к памятникам истории и культуры могут быть отнесены: здания, архитектурные ансамбли, движимые памятники искусства и культуры и так называемые естественные памятники (ландшафты, озёра, реки, леса и т.д.). Вокруг охраняемого памятника может быть установлена охранная зона.
Закон устанавливает обязанность регистрации памятников культуры в книге регистрации памятников, которая ведётся специальным органом защиты памятников – Земельным ведомством охраны памятников.
Во Франции действует система государственного учета и выявления объектов культурного наследия, которая включает в себя несколько этапов:
Выявление объектов: Местные власти, граждане и организации могут сообщать о возможных объектах культурного наследия, которые требуют защиты.
Оценка объектов: Специалисты проводят оценку объектов на предмет их исторической, художественной, архитектурной или символической ценности.
Включение объектов в список: если объект соответствует критериям культурного наследия, он может быть включен в официальный список культурного наследия Франции.
Управление объектами: Государство обеспечивает охрану и сохранение объектов культурного наследия через систему государственных учреждений и частных организаций.
Мониторинг объектов: Государственные органы регулярно проводят проверки состояния объектов культурного наследия и принимают меры для их сохранения.
Во Франции действует система управления объектами культурного наследия, включающая в себя следующие элементы:
Государственные учреждения: Министерство культуры Франции, которое отвечает за координацию деятельности всех государственных органов в области сохранения культурного наследия.
Местные власти: Муниципальные власти, которые управляют объектами культурного наследия на территории своих городов и районов.
Частные организации: Некоммерческие организации, фонды и компании, которые занимаются охраной и сохранением культурного наследия на коммерческой основе.
Международные организации: Международные организации, такие как ЮНЕСКО, которые сотрудничают с Францией в вопросах сохранения всемирного наследия.
Все эти элементы работают вместе, чтобы обеспечить сохранение и использование объектов культурного наследия в соответствии с законодательством и международными обязательствами Франции.
Мониторинг объектов культурного наследия включает в себя регулярные проверки их состояния, оценку изменений и принятие мер по их сохранению и восстановлению.
Проверки проводятся государственными органами, такими как Министерство культуры Франции и местные власти. Они включают в себя осмотр объекта, оценку его состояния и определение необходимых мер по его сохранению. Если объект нуждается в ремонте или восстановлении, государственные органы могут предоставить финансирование или заключить контракты с частными компаниями на выполнение работ.
Территориальные аспекты сохранения культурного наследия во Франции включают в себя создание охранных зон вокруг объектов культурного наследия, зон регулируемой застройки, зон особой охраны и других территорий с особыми условиями использования.
Во Франции существует несколько форм финансирования деятельности по сохранению культурного наследия. Одним из основных источников финансирования являются государственные программы и проекты. Также важным источником финансирования являются частные инвестиции, в том числе от меценатов и спонсоров. Кроме того, некоторые объекты культурного наследия получают финансирование от международных организаций и фондов.
Франция является одной из стран, где культурное наследие охраняется на государственном уровне. В стране существует множество организаций и программ, направленных на сохранение и восстановление исторических памятников. К ним относятся как государственные организации (например, Министерство культуры Франции), так и негосударственные (ассоциации по защите культурного наследия).
Делая вывод по исследованиям, проведенным в предыдущих разделах, можно выделить основные подходы к сохранению культурного наследия во Франции включают:
Законодательное регулирование: во Франции существует ряд законов и нормативных актов, регулирующих сохранение культурного наследия. В частности, это закон о защите исторических памятников, закон о сохранении культурного наследия и закон о создании национальных парков.
Охрана исторических памятников: во Франции проводится активная работа по выявлению, учету и охране исторических памятников. В стране действует система регистрации исторических памятников, которая позволяет контролировать их состояние и принимать меры по их восстановлению.
Восстановление и реставрация: Во Франции активно проводятся работы по восстановлению и реставрации исторических памятников. При этом особое внимание уделяется сохранению исторического облика и культурного контекста объектов.
Развитие туризма: Сохранение культурного наследия является одним из факторов развития туризма во Франции. Страна активно продвигает свои исторические памятники на мировом туристическом рынке, что способствует привлечению инвестиций для их сохранения и развития.
Таким образом, для сохранения культурного наследия Франция использует различные методы и стратегии. Например, реставрация и реконструкция исторических зданий, создание музеев и культурных центров, проведение образовательных программ и т.д. Также Франция активно сотрудничает с другими странами и международными организациями в области сохранения культурного наследия.
Финансирование проектов по сохранению культурного наследия осуществляется за счет государственных и местных бюджетов, а также за счет частных пожертвований и грантов. Также Франция привлекает иностранные инвестиции для реализации международных проектов.
Основными проблемами сохранения культурного наследия являются вандализм, изменение климата, городская застройка и недостаток финансирования. Однако Франция активно работает над решением этих проблем и разрабатывает новые стратегии сохранения своего культурного наследия.
В России, ситуация по охране объектов культурного наследия немного отличается. В России хорошо продумана система охраны на законодательном уровне, но все же на примере Франции ее можно было бы усовершенствовать. К сожалению, некоторые объекты в России все же деградируют и утрачиваются. Это связано с историей нашей страны, из-за чего объекты пришли в плохое состояние, климатом, который очень плохо влияет на сохранность и расположением.
Таким образом, из успешных практик, используемых во Франции, в России можно было бы применить проведение образовательных программ, для воспитания сознательности граждан и привлечения внимания к проблемам сохранения культурного наследия. Более активно использовать различные способы финансирования. Особенно важно развивать туризм, не только внутри нашей страны, а также сотрудничать с другими странами, привлекая средства за счет туристов и сотрудничества с международными организациями. Активное использование различных стратегий в России может способствовать более эффективному сохранению культурного наследия страны, привлечению дополнительных средств и ресурсов, а также повышению общественного интереса к вопросам сохранения культурного наследия.
Список литературы
- Романов Леонид, Казаринова Елена. Сохранение объектов культурного наследия: проблемы эффективности законотворчества и правоприменения. На примере Франции и России // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. 2013. №3 (03). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sohranenie-obektov-kulturnogo-naslediya-problemy-effektivnosti-zakonotvorchestva-i-pravoprimeneniya-na-primere-frantsii-i-rossii (дата обращения: 03.04.2024)
- Уласова Алёна, Гурова Ольга. Правовой режим использования памятников архитектуры: некоторые аспекты владения, пользования, распоряжения памятниками архитектуры // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. 2013. №4 (04). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoy-rezhim-ispolzovaniya-pamyatnikov-arhitektury-nekotorye-aspekty-vladeniya-polzovaniya-rasporyazheniya-pamyatnikami (дата обращения: 05.04.2024)
- Синицын Владимир. Европейский опыт витализации объектов культурного наследия // Мир искусств: Вестник Международного института антиквариата. 2013. №4 (04). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evropeyskiy-opyt-vitalizatsii-obektov-kulturnogo-naslediya (дата обращения: 03.04.2024)
- Аналитический вестник №5 (372). Совет Федерации ФС РФ. Комиссия Совета Федерации по культуре. 01.09.2009