Дидактическая игра как средство воспитания

Дидактическая игра как средство воспитания

 

Дидактическая игра как средство воспитания, несет в себе большой поток информации  и влияет на ребенка. Дает проявлять ребенку - себя как личность и развивать в себе различные стороны коммуникации.

Авторы публикации

Рубрика

Педагогика

Журнал

Журнал «Научный лидер» выпуск # 26 (28), август ‘21

Поделиться

Нынешнее время диктует нам свои условия.

Мир технологий, эволюция современного мира, рост глобальных установок, показывает нам свои тенденции и движет нами и нашим поколением, которое развивается по мере поступления современных тенденций.

Заложить и воспитать интеллектуальность, смелость, оригинальное мышление, творческие задатки, самостоятельность, лидерские способности, развитие нестандартного мышления - может помочь сформировать игра. В нашем случае это дидактическая игра, на разных стадиях развития обучающихся.

Дидактические игры – специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры[1 с.25].

Дидактическая игра широко используется педагогами как средство воспитания и обучения. Она помогает раскрыть потенциал ребенка. Расширяет представление о мире и происходящем вокруг него, закрепляет полученные знания и навыки,  и способствует применять и делать открытия в своем общении с миром[2 c.224].

Первые учены, которые разработали систему дидактических игр для дошкольного воспитания это: Ф. Фребелем и М. Монтессори, для начального обучения - О. Декроли. В отечественной педагогической практике в 1940-50-е гг. дидактические игры рассматривались преимущественно как форма работы в дошкольном воспитании. В 60-70-х гг. дидактические игры стали применяться не только в начальных, но и в средних классах. Введение обучения с 6-летнего возраста (70-80-е гг.) стимулировало использование этих игр в учебном процессе. С 80-х гг. увеличился спрос на деловые игры[3 с. 16].

Игра представлена особенным образом, поскольку сопровождает человека с младенчества, и идет с ним на протяжении всей его жизни. Проблема игры привлекает не только педагогов, психологов, но и философов, социологов, искусствоведов, биологов. Каждый интересуется своими аспектами, но все считают, что игра является неотъемлемой частью человеческой культуры. Поскольку построение каждого момента жизни, так или иначе, проявляется в игровой форме. Диктуя нам свои правила, а мы им подчиняемся. И впитываем все самое необходимое для нашего воспитания. Тем самым развиваем человеческую культуру.

Дидактическая игра имеет огромное влияние на воспитание детей. Несет в себе большой поток информации, которая влияет на воспитание обучающихся. Дидактическая игра является отличным средством не только в обучении, но и в воспитании, давая проявлять ребенку - себя как личность и развивать в себе различные стороны коммуникации. Это позволяет ребенку во взрослой жизни быть активным, позитивным, коммуникабельным, смелым и т.д.

Исследования большинства ученых показали, что организованная игра, приносит больше плодов. Такая игра способствует лучшему приобретению навыков, умений и знаний, а также развития у них памяти, речи, внимания и мышления. Поэтому большинство обучений с помощью дидактических игр стала одним из средств закрепления, расширения, уточнения тех или иных знаний, которые получают на обучении. И в связи со всей совокупностью факторов закрепляется вся единая особенность воспитания ребенка, благодаря которой идет процесс влияния и приобретения ребенком необходимых умений, знаний, которые способствуют воспитанию.

Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Ребенка в этих играх привлекают только игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую игру[4 с.227].

В воспитании дидактические игры имеет колоссальное значение, особенно с правилами: настольно-печатные, подвижные. Они создают интерес в решении умственных задачах, способствуют развитию произвольного внимания. И способствует освоить такие качества, как воля, выдержка, самообладание.

Дидактические игры развивают в детях активность и осмысление своих действий и навыков, которые приобретаются, и охотно, и добровольно реализуются. А новый опыт и навыки, приобретенные в ней, становятся его личным достижением. И, конечно же, его можно применять в других условиях. В новых ситуациях усвоенный опыт естественно применяется, и  является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности[5 с. 98].

Игра для детей это страна детства. Когда разнообразнее, интереснее игры малышей, тем богаче и шире для них становится окружающий мир, светлее и радостнее их жизнь. Играя, можно готовить маленького человека к большим делам.

А.С. Макаренко писал: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет то же значение, что у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре. И вся история отдельного человека, как деятеля и работника, может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу».

Е.А. Тихеева писала: дидактическая игра имеет огромное воспитательное влияние на детей.  «Эти игры способствуют развитию всех сторон человеческой личности: они организуют детей, повышают их самостоятельность».

Рассматривая это воспитательное влияние дидактической игры на детей, мы можем увидеть, как взаимодействуют дети между собой. Согласовывая свои интересы с интересами других в коллективе, помогают друг другу и умеют радоваться не только за свои успехи, но и за успехи товарища.

В активной деятельности при игре формируются личностные качества ребенка. На том моменте, когда это необходимо. А необходимо это в определенном возрастном этапе. Каждому этапу способствует цикл - взросления. И рациональное восприятие и приобретению навыков и знаний. Которые способствуют воспитательному развитию личности.

На ранних этапах взросления видно, как ребенок становиться самостоятельным, организованным, сообразительным. Чем старше он становиться, тем выше уровень организации, воспитанности и развития. Игра дает толчок для этого, способствует быстрому усваиванию всех необходимых навыков, которые влияют на воспитание детей.

По мнению Н.К. Крупской: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная школа воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего».

Дидактическая игра имеет определенный результат, который является финалом игры. В ней не может присутствовать такой конец, где есть обман, удача и т.д. В ней присутствует конец, где есть результат, решение задачи. Если убрать или не выполнить какие-то условия игры, то достигнуть нужного результата не удастся. И будет провал, в эту игру даже не сможешь поиграть.

Дидактическая игра имеет интересный процесс развития всех событий и показывает умения играющих взаимодействовать друг с другом. Например: игра в «Магазин». Родитель или воспитатель является участником игры. Познавательное содержание игры заключается в том, что дети – покупатели должны дать описание предмета, который они хотят купить, а дети – продавцы – уметь по описанию определить требуемую вещь.  Проявляются такие навыки как: наблюдательность, пользование связанной речи, умение описать, сравнить с другими предметами. Игровые правила заключаются в том, что покупатель должен выбрать предмет, вежливо обратиться к продавцу, описать предмет, указать его качества, заплатить деньги; продавцы должны внимательно слушать, не перебивать покупателя, выбрать требуемый предмет, завернуть его.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы. В процессе многих игр проявляются такие качества как: честность, доброта, понимание, правдивость и т.д. Что способствует проявлению моральных поступков, формирование морального опыта, который в дальнейшем поможет им в их жизни. И это все не маловажный процесс в становлении ребенка, как личность.

Игра создает жизненные ситуации, работа в коллективе, умение добиваться успеха и нужного результата. Узнавать новые мотивы и достигать высоких интересов, проявлять честность. Все это способствует моральному удовлетворению, искреннюю радость за себя и за товарища, и результат приобретенного положительного опыта. И это все оказывает большое воздействие на ребенка и укрепляет его волю.

Дидактическая игра прививает в детях силу воли, воспитанность, сдержанность, заботу, самостоятельность и много другое, приоткрывая им занавес всех моральных качеств, благодаря этому ребенок становиться воспитанным и имеет качественно сформированные ценности личности.

Список литературы

  1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. 71 с.
  2. «Умом и сердцем: Мысли о воспитании». 4-е изд. доп. М. Политиздат, 1986. 368 с.
  3. Демиденко Л.В. Науки об образовании. Значение дидактических игр в развитии детей. /Л.В. Демиденко. -2000. – 49 с.
  4. Козлова С.А., Куликова Т.А. «Дошкольная педагогика». М.: Издательский центр «Академия», 2000. 416 с.
  5. Марц, В.Г. Беседы по методике и теории игры: Учеб. пособие / В.Г. Марц. - М.: СпортАкадемПресс, 2003. - 185 с.

Предоставляем бесплатную справку о публикации,  препринт статьи — сразу после оплаты.

Прием материалов
c по
Осталось 2 дня до окончания
Размещение электронной версии
Загрузка материалов в elibrary