Несмотря на то, что современные подходы к управлению ресурсами аэропортовых предприятий позволяют решить большую часть организационных вопросов, связанных с оперативным управлением процессов, сама по себе задача управления ресурсами является классической задачей распределения, которую возможно решить в рамках логистического подхода, который рассматривает аэропорт и его службы как отдельные элементы логистической системы.
Очевидно, необходимо дать определение тому, что представляют собой потоки логистической системы и охарактеризовать, какими специфическими характеристиками они обладают.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, целесообразно рассмотреть структуру типовой логистической системы, схема которой представлена на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура типовой логистической системы [14]
Из схемы, представленной на рисунке 1, видно, что в состав логистической системы входят три основных потока – материальный, финансовый и информационный.
Основной идеей данной статьи является то, что любое предприятие или его подразделение, которое производит конечный продукт в материальной форме или оказывает услуги потребителю, согласно предлагаемой методологической модели анализа, можно рассматривать как логистическую систему.
Аэропорт «Пулково», без сомнения можно рассматривать как логистическую систему, поскольку в процессе своей деятельности через аэропорт проходят материальные, информационные и финансовые ресурсы.
Результатом деятельности аэропорта является конкретный материальный результат – оказание услуг по наземному обслуживанию рейсов, оказание услуг по обслуживанию пассажиров и оказание услуг по обработке грузов, то есть по первым двум критериям аэропорт соответствует понятию «логистическая система».
Относительно третьего критерия – наличия организационной структуры, которая управляет потоком материальных и информационных ресурсов от момента создания продукции до ее доставки конечному потребителя – можно отметить, что главный оператор аэропорта «Пулково», которым является предприятие ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» фактически реализует эту функцию управления материальными потоками.
Таким образом, аэропорт характеризуется свойствами и функциями, которые характерны для логистической системы, обеспечивая перемещение товаров и людей, хранение и обработку грузов, а также интеграцию с другими логистическими системами.
Следовательно, с точки зрения логистической концепции системы воздушного транспорта аэропорт можно рассматривать как объект логистической системы, целью которого является обеспечение эффективной и бесперебойной транспортной и логистической инфраструктуры для обслуживания воздушных судов и пассажиров.
То есть любой аэропорт как элемент логистической системы воздушного транспорта решает следующие основные задачи для достижения поставленной цели:
1. Обеспечение своевременной и точной обработки и передачи информации.
Аэропорт должен иметь системы для эффективного обмена информацией с авиакомпаниями, грузовыми перевозчиками, службами безопасности и другими сторонами.
Это помогает в планировании и координации операций, включая прилеты, отправки, погрузку и разгрузку грузов, обслуживание пассажиров и другие процессы.
Информационное обеспечение деятельности аэропортового предприятия представляет собой сложный процесс, в который вовлечены десятки подразделений аэропорта, главным из которых является служба информационных технологий, которая, по сути, и внедряет любые информационные системы для поддержки работы остальных подразделений предприятия.
2. Обеспечение высокого уровня обслуживания пассажиров и грузов: аэропорт должен предоставлять качественные и надежные услуги пассажирам и грузоперевозчикам. Это включает удобство и безопасность в зонах вылета и прилета, своевременную обработку багажа, профессиональное сопровождение и поддержку пассажиров во всех этапах путешествия.
3. Обеспечение безопасности и соблюдение стандартов: аэропорт должен строго соблюдать нормы и требования безопасности, установленные регулирующими органами, в частности в области авиационной безопасности. Также важно соблюдать стандарты по экологической устойчивости, энергоэффективности и управлению отходами.
4. Обеспечение оптимального использования ресурсов.
Аэропорт должен эффективно управлять запасами, оборудованием, транспортными средствами и персоналом, чтобы максимизировать производительность и минимизировать потери.
Этот процесс включает планирование заправки топливом, организацию складских запасов, оптимальное распределение ресурсов, чтобы минимизировать простои и избыточность.
Задача оптимального использования ресурсов в аэропорту, как правило, решается децентрализованно – поскольку каждое подразделение аэропорта характеризуется собственными ресурсами и имеет отличающиеся друг от друга технологические процессы, требуется реализация управления ресурсами в каждой службе отдельно, однако, поскольку деятельность всех аэропортовых служб при этом сильно взаимосвязана – возникают проблемы в организации их совместной работы.
Преимуществом логистического подхода к анализу деятельности служб аэропорта является то, что применение логистического подхода к анализу деятельности подразделений аэропорта может помочь в решении проблем оперативного управления.
Логистический подход предполагает оптимизацию потоков материальных, информационных и финансовых ресурсов с целью повышения эффективности и снижения издержек, в результате чего обеспечивается оперативность и эффективность управления, что поможет решить многие проблемы, связанные с оперативным функционированием аэропортов.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что аэропорт представляет собой с некоторыми допущениями логистическую систему, поэтому для анализа его работы может быть использован логистический метод анализа, представляющий собой подход к оценке и оптимизации бизнес-процессов и операций компании, основанный на принципах логистики.
Список литературы
- Левкин Г.Г. Содержание понятия «логистическая система» и его использование в теории и практической деятельности // Проблемы Науки. 2017. №2 (84). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/soderzhanie-ponyatiya-logisticheskaya-sistema-i-ego-ispolzovanie-v-teorii-i-prakticheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 29.05.2024)
- Маслаков В.П. Хозяйственный механизм авиатранспортных предприятий. Учебное пособие. Часть II. Главные операторы аэропортов. – СПБ.: Питер, 2021. – 384 с.
- Романенко, В. А. Моделирование производственных процессов узловых аэропортов: монография / В. А. Романенко. – Saarbrucken: LAP Lambert Academic Publishing GmbX&Co. KG, 2012. – 286 с.